Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательный процесс: сущностные характеристики, структура.
Педагогический процесс является целостным процессом Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними. Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов: § Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности; Этот компонент характеризуется: · эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители); · мотивами их деятельности (мотивы воспитанников); · формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса. § Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности; Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств. § Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. Связан с разработкой и отбором содержания образования. § Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. § Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя; § Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
101. Движущие силы воспитательного процесса. Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год - два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д. Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. 102. Базовые теории воспитания и развития личности. 1. Авторитарная (Герберт) – подавление активности: угроза, надзор. 2. Свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо). 3. Педологическая концепция (Блонский, Пинкевич) – послереволюц-я. Воспитание – длительное воздействие на организм (и животных и растений в том числе). Их разгромили потому, что присутствовал только односторонний процесс воспитания. Они считали. Что чел (реб) только объект воспитания. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической жизни. Индивид – отдельный представитель человеческой общности, ч-к как единичное природное существо (Маугли). Личность (по Леонтьеву) – человеческий индивид, как продукт общественно исторического развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными историч условиями жизни общ-ва. Индивидуальность – проявляется в мотивации, темпераменте, характере, привычках, интересах… в пед под развитием понимаются количественно-качественные хар-ки от одной ступени к другой. Соц-е развитие связано с психологическими хар-ми (соверш памяти, вним-я, мышл-я, хар-ра, воли), духовными (нравственное становление и изменение сознания), интеллектуальными (углубление, расширение знаний). Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. Оно призвано корректировать хар-р влияния среды. Социализация – усвоение ч-ком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время, данному общ-ву, соц-й общности, группе и воспроизводство им соц-х связей и соц-го опыта. Индивид - ч-к как представитель рода. Личность – сугубо соц-е кач-во ч-ка. Ч-к как представитель общ-ва. Индивидуальность – высшая форма развития лич-ти в самобытности. 4. Новогуманистическая концепция (Кольберг) – цель воспитания – развивать способность к самостоятельности (суждений). 5. Необиохевиористическая – цель воспитания – формирование управляемого индивида (S → R). 6. Прагматическая (Дьюи) – воспитание – самоутверждение лич-ти. 7. Неотовистская (Ж. Морите) – богобоязненная лич-ть, придает активность лич-ти, моральный предел. 8. Экзистенциалистская (Скиннер, Сатр, Камю) – воспитание – самовоспитание. Согласно Платону - цель воспитания заключается в том, чтобы создать идеальное государство, в котором была бы воплощена Идея Бога. Христианский взгляд на воспитание в средние века - цель такого воспитания заключалась в том, чтобы вырастить хороших людей и приготовить их к загробной жизни. Взгляды на воспитание в эпоху Ренессанса - Эразм Роттердамский особенно отмечал ценность гуманистических аспектов культуры, например литературы, изящных искусств и науки. Он также делал упор на физическом воспитании, которым пренебрегали в средние века. Взгляды Коменского - цель воспитания заключается в том, чтобы растить практично мыслящих христиан, постигших всю доступную мудрость, и осуществить мирное единение всего мира, основываясь на христианстве. Взгляды Руссо - эпоха Просвещения - цель воспитания, по Руссо, заключается в том, чтобы естественно развивать людей, устраняя факторы, мешающие естественному развитию их естественных способностей, таких, как ограничения, наложенные общепринятой культурой, а также нравственными и религиозными учениями. Отстаивал также необходимость воспитания людей как будущих членов общества. Взгляды Канта - Кант утверждал также, что воспитание не должно ставить своей целью приспособление людей к какому-нибудь конкретному обществу, оно должно быть более общим, направленным на совершенствование человечества, то есть космополитичным. Коммунистическое воспитание - Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин - цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек. Демократические взгляды - цель демократического воспитания заключается в том, чтобы совершенствовать характер и повышать ответственность граждан. Образ идеальной личности при этом - демократическая личность с развитыми способностями. Теория воспитательных систем – Караковского, Монтессори, Ушинский, Селиванова, Колесникова, Воропаева, Крупская и Луначарский … Психоаналитическая т. – Гезелл, Фрейд, Эриксон. Поведенческая – бихевиористская – Локк, Уотсон, Скиннер. Биологическая – генетическая – Лоренц, Кеннел. Социоэнергитическая – культурно-родовая – Выготский, Флоренский, Радьяр, Тубельский, Сухомлинский. Гуманистическая – Маслоу, Роджерс…
103.Закономерности и законы воспитания. Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу. 1. Единство целей, содержания и методов воспитания. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе. 3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. 4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.
Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта. 6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. 7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. 9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. 12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. 104. Понятие о принципах воспитания. Системы принципов воспитания. Принципы воспитания - исходные положения, которые отражают общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию, организации и методов воспитательного воздействия. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят: 1) целенаправленность; 2) связь воспитания с жизнью; 3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней; 4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть; 5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся; 6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха; 7) воспитание в коллективе; 8) единство, целостность и преемственность в воспитании. В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.
105. Характеристика новых принципов воспитания (природосообразность,культуросообразность,гуманизация, дифференциация воспитания и др.). Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов. Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др. По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом. Основными условиями применения принципа дифференциации в воспитательном процессе выступают: 1) изучение межличностных отношений, позволяющее выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразными видами общественно полезной деятельности, что предоставляет возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, способствующей тому, чтобы «проблемные» учащиеся не испытывали психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии. Таким образом, применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой. 106. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность. К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке. В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак. 1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т.д.). 2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное. 3. По содержанию деятельности: взаимодействие в учебной, трудовой, спортивной и другой деятельности). 4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное. 5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое. 6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство. 7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.
107. Понятие о методах воспитания. Воспитательный прием. Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.
126/ Основное содержание воспитания младших школьников. В начальный период учения основное содержание воспитательной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.044 с.) |