Воспитательный процесс: сущностные характеристики, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательный процесс: сущностные характеристики, структура.



Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

§ Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

· эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

· мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

· формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

§ Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

§ Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан с разработкой и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

§ Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

§ Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

§ Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

 

101. Движущие силы воспитательного процесса. Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год - два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

102. Базовые теории воспитания и развития личности. 1. Авторитарная (Герберт) – подавление активности: угроза, надзор. 2. Свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо). 3. Педологическая концепция (Блонский, Пинкевич) – послереволюц-я. Воспитание – длительное воздействие на организм (и животных и растений в том числе). Их разгромили потому, что присутствовал только односторонний процесс воспитания. Они считали. Что чел (реб) только объект воспитания. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической жизни. Индивид – отдельный представитель человеческой общности, ч-к как единичное природное существо (Маугли). Личность (по Леонтьеву) – человеческий индивид, как продукт общественно исторического развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными историч условиями жизни общ-ва. Индивидуальность – проявляется в мотивации, темпераменте, характере, привычках, интересах… в пед под развитием понимаются количественно-качественные хар-ки от одной ступени к другой. Соц-е развитие связано с психологическими хар-ми (соверш памяти, вним-я, мышл-я, хар-ра, воли), духовными (нравственное становление и изменение сознания), интеллектуальными (углубление, расширение знаний). Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. Оно призвано корректировать хар-р влияния среды. Социализация – усвоение ч-ком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время, данному общ-ву, соц-й общности, группе и воспроизводство им соц-х связей и соц-го опыта. Индивид - ч-к как представитель рода. Личность – сугубо соц-е кач-во ч-ка. Ч-к как представитель общ-ва. Индивидуальность – высшая форма развития лич-ти в самобытности. 4. Новогуманистическая концепция (Кольберг) – цель воспитания – развивать способность к самостоятельности (суждений). 5. Необиохевиористическая – цель воспитания – формирование управляемого индивида (S → R). 6. Прагматическая (Дьюи) – воспитание – самоутверждение лич-ти. 7. Неотовистская (Ж. Морите) – богобоязненная лич-ть, придает активность лич-ти, моральный предел. 8. Экзистенциалистская (Скиннер, Сатр, Камю) – воспитание – самовоспитание. Согласно Платону - цель воспитания заключается в том, чтобы создать идеальное государство, в котором была бы воплощена Идея Бога. Христианский взгляд на воспитание в средние века - цель такого воспитания заключалась в том, чтобы вырастить хороших людей и приготовить их к загробной жизни. Взгляды на воспитание в эпоху Ренессанса - Эразм Роттердамский особенно отмечал ценность гуманистических аспектов культуры, например литературы, изящных искусств и науки. Он также делал упор на физическом воспитании, которым пренебрегали в средние века. Взгляды Коменского - цель воспитания заключается в том, чтобы растить практично мыслящих христиан, постигших всю доступную мудрость, и осуществить мирное единение всего мира, основываясь на христианстве. Взгляды Руссо - эпоха Просвещения - цель воспитания, по Руссо, заключается в том, чтобы естественно развивать людей, устраняя факторы, мешающие естественному развитию их естественных способностей, таких, как ограничения, наложенные общепринятой культурой, а также нравственными и религиозными учениями. Отстаивал также необходимость воспитания людей как будущих членов общества. Взгляды Канта - Кант утверждал также, что воспитание не должно ставить своей целью приспособление людей к какому-нибудь конкретному обществу, оно должно быть более общим, направленным на совершенствование человечества, то есть космополитичным. Коммунистическое воспитание - Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин - цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек. Демократические взгляды - цель демократического воспитания заключается в том, чтобы совершенствовать характер и повышать ответственность граждан. Образ идеальной личности при этом - демократическая личность с развитыми способностями. Теория воспитательных систем – Караковского, Монтессори, Ушинский, Селиванова, Колесникова, Воропаева, Крупская и Луначарский … Психоаналитическая т. – Гезелл, Фрейд, Эриксон. Поведенческая – бихевиористская – Локк, Уотсон, Скиннер. Биологическая – генетическая – Лоренц, Кеннел. Социоэнергитическая – культурно-родовая – Выготский, Флоренский, Радьяр, Тубельский, Сухомлинский. Гуманистическая – Маслоу, Роджерс…

103.Закономерности и законы воспитания. Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания и методов воспитания.

2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.

Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

104. Понятие о принципах воспитания. Системы принципов воспитания. Принципы воспитания - исходные положения, которые отражают общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию, организации и методов воспитательного воздействия. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят:

1) целенаправленность;

2) связь воспитания с жизнью;

3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;

4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;

5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;

6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;

7) воспитание в коллективе;

8) единство, целостность и преемственность в воспитании.

В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.

105. Характеристика новых принципов воспитания (природосообразность,культуросообразность,гуманизация, дифференциация воспитания и др.). Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Принцип природосообразости: воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Гербарг, А. Дистервег.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.

По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.

Основными условиями применения принципа дифференциации в воспитательном процессе выступают: 1) изучение межличностных отношений, позволяющее выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразными видами общественно полезной деятельности, что предоставляет возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, способствующей тому, чтобы «проблемные» учащиеся не испытывали психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии.

Таким образом, применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой.

106. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в учебной, трудовой, спортивной и другой деятельности).

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

 

107. Понятие о методах воспитания. Воспитательный прием. Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

 

 

126/ Основное содержание воспитания младших школьников.

В начальный период учения основное содержание воспитательной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.044 с.)