Содержательный модуль 1. Генезис города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль 1. Генезис города



 

1.1.Город как феномен социокультурного развития

1.2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. МЕСТО ГОРОДА В ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССАХ

Городской социум

Город в меняющемся мире: переходы и процессы

Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен

Город в эпоху постмодерна

Программа курса

Тема 1.Город как феномен социокультурного развития

Социокультурный подход базируется на принципе диалога - между общностями, институтами, между прошлым и современностью, настоящим и будущим. Этот диалог включает в себя и делает предметом своего внимания и понимания сферу отношений человека с природой, экономикой, политикой, т.е. весь социум города. Участники диалога как соавторы единого процесса - формирования городского социума, ибо город как социокультурная общность подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих общей культуре.

В теории культуры город как определенная культурная рефлексия, где человек осознает себя в пространственно-архитектурных формах, семантике городов, улиц, площадей, храмов и т. д. Город, как и любой социальный организм, прежде чем возникнуть в реальном социальном пространстве, проходит легитимизацию в сфере культуры. Культура, выступая активным формообразующим фактором в социуме, репрезентирует эту идею, являясь стимулом для действия различных субъектов. Идея, понятие, образ, а в целом – город, трансформируясь в результате исторического развития, специфики национальной культуры и менталитета людей, оказывается активной формообразующей силой, окультуривающей социальное и географическое пространство.Недостаточность традиционных подходов в определении понятия и сущности города. Необходимость дополнить количественные признаки в определении города качественными характеристиками специфики взаимодействия и поведения в городской среде. М. Вебер - город как особый тип социальных отношений, социокультурные предпосылки появления города. Ф. Тённис - город как «общественная» социальность, как идеальный тип нового, городского общества. Чикагская школа социальной экологии. Социокультурные и теоретические предпосылки формирования взглядов социологов Чикагской школы.

Тема 2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Выполняя интегративную функцию в развитии исторического процесса на протяжении нескольких тысячелетий, цивилизация связывалась с развитием многоплановых, но определенных по своим сущностным характеристикам систем отношений, важнейшим средством интеграции которых выступал город - как особый социокультурный организм и пространственная организация людей разделенного общества. Город на стадии перехода от индустриальных к постиндустриальным отношениям, новый смысл города как конструкта перехода. Город как социопрограмма, кодирующая и транслирующая смыслы и содержание урбанизированных форм жизни. Человек современного города выходит за его пределы и одновременно структуирует совершенно новое урбанизированное пространство, вырабатывает новые формы связей, порождаемые в нем, но интегрируемых уже над городом. Факторы системного развития современного этапа цивилизации: технологические изменения, связанные с развитием средств телекоммуникации, с компьютеризацией; общая глобализация экономики, где ведущую роль играет переход к новым методам организации производства; социальные изменения, в первую очередь связанные со сферой потребления. Рост доходов и возрастание роли досуга, изменения образа жизни и системы ценностей горожан.

Тема 3. Городской социум

Город как социальная система включает такие аспекты теории города: 1) территориально-поселенческий, 2) экономический, 3) градостроительный, 4) психологический, 5) историко-культурный, 6) семиотический, 7) философско-методологический, 8) социологический. Исходя из логики нашего анализа, предметное ядро города как социальной системы образуют: генезис города иоснования его определения; понятие города как социальной системы и понятие социального пространства города; причины возникновения, факторы и тенденции изменения города как системы; структура и особенности города как среды обитания; специфика города как пространства взаимодействия; особенности городского образа жизни; последствия урбанизации как в плане влияния города на личность, так и в плане влияния города на всё общество; специфика коммуникативного пространства города. Социология пространства Г. Зиммеля. Информационное пространство города. Нормативное пространство. Коммуникативное пространство как «тексты города». Ментальное пространство.

Тема 4. Город в меняющемся мире: переходы и процессы

Город как субъект диалога. Город как пространство возникновения новых смыслов, норм, ценностей, символов. Коммуникация как пространство диалога, как мотивированный и целенаправленный обмен действиями по порождению и интерпретации текстов. Диалог как смысловой контакт социальных групп. Культура города как процесс кодирования и раскодирования нормативно-ценностных образцов деятельности и поведения людей, накапливаемых в предметной форме. Субъекты городской коммуникации: 1) городские сообщества - объединения людей на основе общности проблем и образа жизни. 2) Городские субкультуры. 3) Архитектонические образования городской среды. Урбанизация, признаки урбанизации. Тема идеального города, города будущего как важная эстетическая и социальная идея для советской эпохи. Деньги, письменность, храмы в городе как основа отношений и основа функционирования города как территориально-производственного комплекса.

Тема 5. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен

Понятие «глобального города», системное качество «глобального города». Условия возникновения глобальных городов. Причины возникновения «глобальных городов»: 1) территориальное распыление экономической деятельности, 2) возрастающее значение инфраструктуры производства. Черты образа жизни «глобального города. Понятие городского образа жизни. Уклад жизни. Уровень жизни. Качество жизни. Стиль жизни. Сущностные характеристики городского образа жизни. Концепция Л. Вирта.

Тема 6. Город в эпоху постмодерна

Информализация городов: основания и сущность процесса. Типы «информационного города»: Технополис. Наукоград. Технопарк. Условия появления технополиса. Мегалополизация достигла своего предела и это совпадает с переходом их на новую стадию развития – постиндустриальную. Закономерности и тенденции постиндустриальной урбанизации.

Понимание информации и знания в условиях постмодерна не как субстанции, воплощенной в производственных процессах или средствах производства, а как непосредственной производительной силы. Отрасли, производящие знания и информационные продукты, относимые традиционно к «четвертичному» или «пятеричному» секторам экономики, становятся первичным сектором в новых городах-технополисах, наукоградах. Именно с последними, с их функциями, социумом - активными творческими личностями - ассоциируется постиндустриальная эпоха, и основной импульс прогресса происходит от таких городов. Даун-тауны, моллы как саморегулирующаяся «урбанистическая территория» и «урбанистическая среда».

Лекционный курс (дневное, заочное обучение)

  Содержание Количество часов  
 
  Содержательный модуль (СМ) 1. Генезис города  
1.Город как феномен социокультурного развития   4/2
2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития     4/1
С.М 2. Место города в переходных процессах    
1. Городской социум   4/2
2. Город в меняющемся мире: переходы и процессы   4/1
3. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен 4/1
4. Город в эпоху постмодерна 2/1
Всего 22/8

Организация самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям:

Практические занятия по модулю «город как социальная система»

проводятся для студентов всех форм обучения. Их цель - поточная проверка уровня усвоения студентами учебного материала, а также проведение комплексно-модульного контроля по каждому содержательному модулю.

На практические занятия виносятся важнейшие и наиболее сложные вопросы модуля«город как социальная система». При подготовке к практическим занятиям необходимо прежде всего изучить конспект лекций по соответствующей теме, изучить категориально-понятийный апарат и понять логику учебного материала. Далее целесообразно обратиться к изучению рекомендованой литературы по соответствующей теме.

 

Практические занятия (дневное, заочное обучение)

  Содержание Количество часов  
 
  Содержательный модуль (СМ) 1. Генезис города  
1.Город как феномен социокультурного развития     4/0,5  
2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития     4/0,5
С.М 2. Место города в переходных процессах    
1. Городской социум   4/1
2. Город в меняющемся мире: переходы и процессы   4/0,5
3. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен 4/0,5
4. Город в эпоху постмодерна 2/1
Всего 22/4

 

Тематика практических занятий:

СМ.1. ГЕНЕЗИС ГОРОДА

Тема 1.

Город как феномен социокультурного развития.

Занятие 1.

Город как социокультурный организм цивилизации

Базовые понятия

Агломерация - компактная пространственная группировка поселений, главным образом городских, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными). Моноцентрическая агломерация возникает вокруг одного крупного города-ядра. Городская агломерация - сложная, многокомпонентная система, объединяющая группу поселений вокруг крупного города.

Город как социокультурный феномен - представляет собой единство и взаимопереход территории, социокультурного пространства, образа жизни и типа личности. Город есть взаимопроникновение техногенных, социогенных и ментальных аспектов человеческой деятельности.

Потребность - это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека, это рассогласование фактического и необходимого состояния: противоречие между «есть» и «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным.

Способность - это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества.

Уровень урбанизированности страны - соотношение численности городского и сельского населения.

Урбанизм - образ жизни жителей крупных городов.

Урбанизация - процесс экстенсивного роста численности населения и размеров городов.

Тема 1.

Город как феномен социокультурного развития.

Занятие 2.

Город как пространство взаимодействия в условиях модернизации

Базовые понятия

Городское культурное пространство - сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция которой состоит в воспроизводстве и обновлении городского образа жизни.

Индивидуалистический тип социальности -как тип социальности индивидуализм характерен для модерного об­щества, начало которому, как известно, было положено промышленной революцией в Англии (конец XVIII в.). Отличает его прежде всего массификация (массовость, омассовление всего и вся). Это не только масса людей, но и масса това­ров, услуг, сведений-сообщений.

Коллективистский тип социальности -это самая древняя форма человеческого общежития. В своей исторической первичности она неотличима от общественности как таковой. Перво­бытный коллектив и общество когда-то совпадали. Совпадали про­странственно - как совместное поселение или проживание на одной территории, деятельностно - как общий труд по удовлетворению насущных материальных и духовных потребностей, культурно - как идентификационное освоение единых ценностей, норм, идеалов.

Модерн - вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени.

Постмодерн – эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторический потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

Тема 2.

Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Занятие 1.

Проблема дефиниции «город», основания определения города

Базовые понятия

Агора (agorá) - в античной Греции название народного собрания, а также места, где оно происходило; как правило, это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы и важнейшие государственные учреждения; агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

Город (греч. polis, лат. civitas, urbs) - изначально обозначал сообщество свободных, равноправных людей, владевших землей, с подвластной им областью, а также сам городской центр, объединяющий горожан.

Город - посад (торговый) - является четвертой формой города, помимо города - двора, города - села, города - заставы, в зародыше возникшей, возможно, несколько раньше других форм, но полностью развившейся позднее их и частично вместившей их в себя.

Городское поселение - населенное место, имеющее определенную (не ниже официально установленного уровня) людность, жители которого выполняют специфические, преимущественно несельскохозяйственные функции.

Детинец - основание города, в качестве которого служило центральное внутреннее укрепление, состоявшее обыкновенно из замкнутой каменной стены; это укрепление носило название дънешняго града или детинца. Такой детинец строился обыкновенно на углу, образуемом слиянием двух рек.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Тема 2.

Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Занятие 2.

Город как конструкт цивилизации

Базовые понятия

Дезурбанизация (контрурбанизация) -процесс размывания, сокращения численности городов (процесс противоположный урбанизации).

Информационное общество - понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3) постсовременное (постиндустриальное, информационное). Информационное общество рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации.

Конурбанизация - полицентрическая агломерация, имеющая несколько равномощных городов-центров.

Конструкт - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, не требующее указания на конкретный денотат. Как правило, конструкты оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками.

Традиционное общество - (доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.031 с.)