Кафедра теории и методологии социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и методологии социальной работы



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы педагогики и ювенологии

Кафедра теории и методологии социальной работы

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _В.В.Сизикова Принято Решением Совета факультета от 31 августа 2015 года Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая выпускающей кафедрой теории и методологии социальной работы _____________Л.И.Старовойтова Утверждено на заседании кафедры от 31 августа 2015 года Протокол № 1

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:

по направлению подготовки –

бакалавр социальной работы.

Подготовка и защита

 

 

Москва – 2015

Методические рекомендациистудентам по защите выпускной квалификационной (дипломной) работе по направлению подготовки - 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА составлены д.и.н., профессором Старовойтовой Ларисой Ивановной.

 

 

Методические рекомендацииобсуждены и одобрены на заседании кафедры теории и методологии социальной работы. Они рекомендованы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Протокол № 2 от 22 сентября 2015 года

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по социальной работе является одним из видов выпускной квалификационной работы студента на завершающем этапе его обучения. Она является самостоятельным научным исследованием, позволяющим студенту реализовать свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе его обучения в университете. Цель выпускной квалификационной работы - свидетельствование об овладении выпускником компетенциями, установленными по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - бакалавр.

Назначение дипломной работы – это реализация опыта научной деятельности студента по одной из проблем социальной работы. Такая деятельность позволяет будущему специалисту комплексно реализовать знания, полученные им по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, приобретенный в специализированных центрах по той или иной практической или теоретической проблеме.

Исследуемая студентом в дипломной работе проблема может собой представлять либо разработку и обоснование одного из путей (направлений) функциональной деятельности, либо теоретическое обоснование, уточнение (углубление) понимания сущности и содержания одного из актуальных явлений социальной работы, либо историко-социологический анализ различных подходов к явлению и т.д.

Учитывая, что дипломная работа выступает квалификационной работой выпускника по направлению подготовки «социальная работа» - бакалавр, основы теоретико-методологического исследования взяты из научно-методических рекомендаций, предъявляемых к соответствующим диссертациям социальной тематики. Требования, предъявляемые к диссертациям намного выше, чем к дипломной работе, но они позволяют наиболее точно определить основные требования к научному аппарату дипломной работы, более предметно и грамотно ориентировать дипломника на осмысление существа исследовательской работы на уровне диплома. Такая поможет выпускнику увидеть перспективы научной работы и более работа грамотно определиться на перспективы последующей научной деятельности на уровне магистерской диссертации.

ВЫБОР ТЕМЫ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Тема дипломной работы определяется либо самим студентом, что наиболее целесообразно, либо рекомендацией преподавателя, либо совместно студентом и преподавателем. Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в университете.

Правильный выбор темы дипломной работы имеет большое значение. Она определяет отношение и заинтересованность студента к исследованию выбранной проблемы. Ведь ему заниматься выбранной темой почти год, а иногда и больше.

Тема дипломной работы может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентированную (прикладную) либо сравнительную (исследование проблемы социальной работы других стран) направленность.

Приведем конкретные примеры формулирования возможных тем по социальной педагогике:

а) исторические темы – в таких дипломных работах исследуются истоки зарождения опыта социально–практической деятельности, развитие идей социальной работы, анализируется и обобщается исторический опыт социально-практической деятельности по решению определенных проблем, социально-практическое наследие отечественных и зарубежных авторов и др. В отличие от диссертационных работ темы дипломных исследований ориентированы на более короткий исторический период времени, на анализ социально-ориентированных взглядов автора по материалам определенных публикаций, либо по отдельным проблемам. Примерами таких тем могут быть:

«Становление и развитие социальной работы в России в конце XIX – начале XX веков»;

«Развитие теории и практики перевоспитания несовершеннолетних в 20-30-е годы в России» и др.

б) теоретические темы – в подобных работах исследуются само социальное явление, его содержание, особенности проявления, динамика развития, воспитания, факторы, влияющие на него, возможности управления процессом (влияния на процесс), а также анализ существующего опыта социально-практической деятельности; разработка социальной модели управления каким-либо процессом и т.д. К таким темам можно отнести:

«Социальная благотворительность в истории социальной работы России»

«Индивидуально-коррекционное развитие и социальное воспитание детей… лет с ДЦП»;

«Игротерапия в социальном развитии детей…» и др.

в) прикладные темы – такие дипломные работы являются логическим продолжением теоретических исследований, по отношению к которым они носят вспомогательный характер разработки. Их задача непосредственное обслуживание практики социальной деятельности. Результатом таких дипломных работ являются уточнение социальных технологий, разработка методических рекомендаций, частной методики использования определенных методов, средств в решении какой-либо социальной проблемы, инструкции и т.д. Примерами подобных тем могут быть:

«Технологии групповой работы в социальной практике»

«Консультирование в социальной работе»

«Компьютерное обеспечение деятельности ЦСО» и др.

г) сравнительные темы по социальной работе –такие работы ориентированы на изучение и анализ опыта социальной работы в других странах и возможности адаптации его наиболее перспективных достижений к отечественным условиям. Например:

«Подготовка социальных работников в…»;

«Производственная практика в подготовке социальных работников в …»;

«Социальная работа с безнадзорными детьми в …»;

и др.

В то же время следует подчеркнуть, что иногда выбранная тема может быть не обоснована, т.е. исследование ее не может быть обеспечено, например:

· объем исследовательской работы, по которой требуется усилий, превышающих возможности одного исследователя;

· исследование нуждается в экспери­менте, который в силу обстоятельств нельзя осущест­вить;

· решение проблемы еще не подготовлено ходом развития науки.

Как показывает практика, чаще всего темой дипломной работы студента становится проблема, разрабатываемая им в ходе курсовой работы по основной (теория или технология социальной работы) или дополнительной (социальный работник по работе с определенной категорией людей) специальности. Возможны следующие варианты выбора темы дипломной работы студентом:

1. Студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы, либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме диплома. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего кафедры об утверждении темы и научного руководителя.

2. Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, и самостоятельно обращается к преподавателю, научные интересы которого связаны с выбранной проблематикой, с просьбой о научном руководстве. В этом случае, при согласии о научном руководстве, преподаватель помогает студенту сформулировать тему дипломной работы. Далее студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, как и в предыдущем случае.

3. Преподаватель, зная интересы и исследовательские возможности студента, предлагает ему проблему для темы дипломной работы и с его согласия представляет предложения для утверждения темы научного руководителя соответствующей кафедре.

4. Кафедра занимается исследованием заказной или инициативной темы, в рамках которой разрабатываются проблемы, которые вполне могут быть под силу исследовательской деятельности студента. Они и предлагаются студентам с учетом их научных интересов и индивидуальных возможностей как исследователей. Такое предложение может следовать от кафедры преподавателю и через него студенту.

5. Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, но не знает, к кому обратиться с просьбой быть его научным руководителем. В этом случае он обращается к заведующему кафедрой, на которой эта проблема рассматривается, с просьбой или заявлением о том, что он хотел бы разрабатывать дипломную работу по выбранному им направлению. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство студентом в его работе по данной проблеме. Преподаватель, которому поручено научное руководство, совместно со студентом определяет тему дипломной работы. Далее студент действует установленным порядком для утверждения темы и научного руководителя.

6. Студент не проявляет инициативы по выбору темы. К сожалению, такие факты тоже имеют место. В этом случае либо заведующий кафедрой по личной инициативе или по просьбе декана факультета приглашает студента для беседы, либо декан факультета приглашает студента для беседы по теме дипломной работы. Во время такой беседы с заведующим кафедрой или деканом факультета определяется направление, тема или дается рекомендация, с кем из преподавателей следует студенту встретиться и посоветоваться по выбору темы.

Научный руководитель. Важная роль в обеспечении качества подготовки дипломной работы выпускников принадлежит научному руководителю. Его деятельность направлена на обеспечение выхода выпускника на качественно новый уровень, уровень систематизации результата своего обучения, подготовки дипломной работы – первого самостоятельного научного исследования. Это специальная, интеллектуальная деятельность профессионала-ученого по руководству деятельностью молодого исследователя. Она, эта деятельность научного руководителя, имеет свое содержание, последовательность и трудности, требует специального времени и кропотливого труда. Не случайно на научное руководство предусматривается регламентируемое вузом время.

Обсудив понимание студентом выбранной или рекомендованной для него темы дипломной работы, научный руководитель:

· выясняет понимание студентом темы дипломной работы и что ему предстоит исследовать;

· определяет основные этапы работы над темой дипломной работы;

· определяет порядок взаимодействия в процессе работы студента над темой дипломной работы;

· оказывает помощь дипломнику:

- в составлении плана-графика (индивидуального графика подготовки и защиты дипломной работы). Это план работы студента по разработке диплома, подготовке его к защите и защите. Он определяет во времени порядок работы студента и представление получаемых результатов своему научному руководителю. Другими словами, это план взаимодействия студента с научным руководителем на всем протяжении совместной деятельности;

- в составлении рабочего плана, плана-проспекта дипломной работы. Он представляет собою краткое изложение авторской концепции содержания дипломной работы. Рабочий план помогает и студенту, и научному руководителю на начальном этапе совместной деятельности прийти к единому пониманию сущности и содержания исследовательской деятельности по разработке выбранной темы;

- в определении и формулировании научного аппарата дипломной работы: исследуемой проблемы, объекта и предмета, цели, гипотезы, основных задач. Научный аппарат необходим для определения границ и содержания исследования. В последующем он будет уточняться и конкретизироваться, но на начальном этапе он необходим для более предметной работы;

- в составлении плана дипломной работы (оглавление);

- в составлении библиографии по теме;

· дает рекомендации:

- по работе над темой диплома в целом и на каждом этапе выполнения задач исследования;

- по изучению литературы, изложенной в библиографии;

- по подготовке и проведению экспериментальной части дипломной работы;

по подготовке к защите дипломной работы.

В случае возникновения сложных отношений между студентом и научным руководителем, которые существенно сказываются на качестве выполнения диплома, кафедра вправе рассмотреть вопрос о замене научного руководителя. Такая постановка вопроса вполне может иметь место на начальном этапе взаимодействия студента с научным руководителем. В последующем это возможно в случаях, если по состоянию здоровья, возникшей служебной необходимости (выполнение заказной НИР, подготовка монографии, учебного пособия, защита диссертации, другие причины) преподаватель не в состоянии уделить должное внимание студенту, обеспечить требуемый уровень научного руководства его исследовательской деятельностью.

По результатам работы со студентом научный руководитель знакомится с подготовленной им к защите дипломной работой, дает завершающие рекомендации по подготовке ее к сдаче на кафедру, после устранения этих замечаний пишет отзыв на его деятельность. По завершению работы над дипломом научный руководитель помогает выпускнику подготовить выступление на предзащите и защите.

ВВЕДЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

 

Введение является важной составной частью каждой дипломной работы. В нем непосредственно отражаются содержание двух групп компонентов: процесса исследования и пара­метров, характеризующих результаты, полученные автором. Обе группы компонентов являются комплексными и взаимодополняющими.

Компоненты процесса исследования показывают логику выделения и осмысления проблемы и способы ее решения. Они заключаются в определении проблемы, ее содержания, концепции ее реализации (гипотетическое видение способа решения проблемы) и способа проверки гипотеза (решения проблемы).

Начало введения раскрывает обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), раскрывается весь научный аппарат (базовые структурные компоненты и параметры характеризующие их), а также полученные автором результаты (результаты исследования и параметры-характеристики выполненной работы). Общая логика раскрытия содержания введения включает следующие составляющие дипломной работы:

– Проблема исследования и актуальность темы дипломной работы;

– степень научной разработанности исследуемой проблемы;

-– объект и предмет исследования;

– цель дипломной работы;

– основные задачи;

- методы исследования.

Актуальность темы – это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики социальной работы; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и прочее.

Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивидуальных (типичных и нетипичных) особенностей. Раскрытие актуальности темы позволяет сформулировать проблему исследования. Проблема исследования. По своей сущности проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить автор в процессе исследования. Выделяют практические и теоретические проблемы, в зависимости от сферы ее проявления. По содержанию проблема находит свое отражение в проблемной ситуации, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. В то же время, далеко не всякое практиче­ское противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова и не стимулирует его поиск, например, в свя­зи с отсутствием финансовых возможностей. Проблемная ситуация порождает проблему, т. е. осознание исследователем того факта, что в науке необходимых ответов на ее решение нет, что научное знание, таким образом, неполно.

Научная проблемапредставля­ет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы. Для формулирования проблемы исследования необходимо:

· изучить исходные материалы актуальной практической проблемы (познание того, что есть и насколько востребовано),

· осознать (осмыслить) сущность и содержание известного, его границ,

· выделить основные противоречия, вытекающие из востребованности практики и ее недостаточной теоретической обеспеченности;

· сформу­лировать проблему исследования, что требует решения.

 

Степень научной разработанности выбранной темы. На основании тщательного изучения тематической литературы проводится ее анализ. Итогом такой работы является краткий обзор литературы по теме. Следуетучитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы, в этом случае, делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражение в литературе. Речь идет и выявлении и осмыслении сущности и содержании «белых» пятен (не решенных вопросов) в теории исследуемой проблемы.

Если дипломник не может сделать такие выводы, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе и необходимости в ее специальном исследовании нет.

Объект дипломной работы – эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление действительности, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект может находиться в области социального развития, социального воспитания (перевоспитания), социальной коррекции, реабилитации, индивидуально-коррекционного или (и) коррекционно-компенсаторного развития и воспитания (их теории и методики практической деятельности, содержания и способов изучения сложившихся форм, методов, технологий, деятельности социальных работников, родителей, коллективов и пр.).

Не редко встречаются факты, когда дипломник в качестве объекта исследования представляет определенную категорию людей (детей, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера и она указывает только о том, с кем планирует работать дипломник, но не о том, что он хочет исследовать. Дети, подростки, юношество, родители и пр. являются объектом социально-практической деятельности специалиста. Объект исследования и объект практической деятельности – это не одно и то же.

Существует два принципиальных подхода в определении места раскрытия объекта и предмета дипломной работы в последовательности раскрытия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уровень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу дипломнику с учетом его возможностей и времени исследования;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы исследования и его содержание.

Какой из этих подходов более правильный? По всей видимости, каждый из них справедлив, в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможного исследования и его объем (содержание), то после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь позволяет определить границы и содержание исследования.

Предмет дипломной работы – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предметом исследова­ния является сфера реальности, представляющая со­бой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которой нет теории или теория неполна. Это как бы «белые пятна» в тео­рии объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию. Им является некий но­вый (по сравнению с известными) угол зрения на ис­следуемый объект или его новая «проекция».

Цель дипломной работы – это то, чего хочет достичь дипломник своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке. По своей гносеологической природе цель состоит в решении проблемы, т. е. в получении некоего нового научного знания. Формулирование цели состоит том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.

В зависимости от направленности дипломной работы целью может быть:

· по историческим проблемам – охарактеризовать (дать целостную характеристику, раскрыть особенности) социальную концепцию (конкретного ученого или школы), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной социальной работы; проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт социальных работников определенного исторического периода по какому-либо направлению, определив его значение для развития социальной работы исследуемого периода или в целом социальной теории и практики;

· по теоретическим проблемам – обосновать содержание, формы, методы и средства…; разработать требования, критерии чего-либо; дать социально-практическое обоснование чего-либо, например направленного досуга в чем-либо; игровых технологий в исправлении, социальной реабилитации и пр.;

· по прикладным проблемам – уточнить социальную технологию формирования (индивидуально-коррекционного развития) чего-либо; разработать методику реализации (применения) технологии социальной работы чего-либо и пр.;

· по сравнительной социальной работе провести, сделать анализ теории (теорий), содержания, организационных форм и методов чего-то в таких-то учебных заведениях такой-то страны, а также выявить возможности использования… опыта в отечественной социальной работе.

Основные задачи дипломной работы. На основе цели (в работах, где имеется гипотеза, то и ее) определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения. По своей сущности задачи представляют собой детализированную и «привязанную» к конкретным условиям цель исследования с ориентацией на его гипотезу. А.М. Новиков отмечает, что задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов:

1. Конкретизация цели в виде структурно-временных компонентов, отражающих его этапы. Это наименее предпочтительный вариант.

2. В качестве отдельных задач выступает структурно-ло­гические компоненты исследования. Это более строгий и более предпочтительный вариант. Встречаются и комбинированные варианты, в которых наряду с изложенным обозначаются и некоторые организацион­ные условия.

В дипломных работах задачи часто формулируются в виде перечисления: изучить…, описать…, уточнить и дополнить понимание…, выявить…, систематизировать…, разработать… и т.д.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют содержание дипломной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – отдельные главы, основные параграфы дипломной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя.

Путь (способы) решения основных задач. Он предполагает определение автором методологии и основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, а также базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту теоретико-методологическую основу и практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, а также тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели дипломной работы.

Методологическая основа исследования. Понятие методология имеет не однозначное понимание. Оно происходит от греч. methōdos – путь + logos – учение. Под ним понимается – учение о научном методе познания; совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности.

В процессе подготовки дипломной работы, как правило, выделяют методологию исследуемой проблемы и методологию исследовательской деятельности (методология познания).

Методология исследуемой проблемы. Она опирается на общенаучную методологию – философию познания, методологию науки, к которой относится исследуемая проблема. Методология науки представляет собой систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки. Для социальной работы – это учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социальных явлений с учетом закономерностей социального развития человека, его своеобразия и социальных проблем, а также социальных проблем и потребностей среды его жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации. Она опирается на базовые теоретические (концептуальные) положения, отражающие специфику социального формирования, развития, коррекцию и компенсацию развития человека во взаимосвязи со средой жизнедеятельности в соответствие с принятыми нормами и правилами социума, его потребностями. К таким теориям относятся как психологические, социально-психологические, педагогические, социально-педагогические, собственно социальные.

В дипломной работе при раскрытии методологии исследуемой проблемы раскрывают те теории (концептуальные подходы), принципы, опираясь на которые автор раскрывает свое понимание ее, а также существо концептуального похода нового решения (обеспечения качества преобразования исследуемого явления). Такая информация позволяет читателю осмыслить с позиции автора его понимание явления и способы решения исследуемой проблемы.

Методология исследовательской деятельности (методология познания) по своей сущности – это собственно технология исследовательской деятельности автора. Она заключается в последовательности (логике) – технологии и методике построения исследовательской деятельности автора; существе основных (базовых) структурных компонентов процесса исследования: обоснованности определения проблемы, гипотезы и методов (способов) ее проверки, и соответствие им (названным ба­зовым компонентам) параметры и стратегия исследования в целом — объект и предмет, цели и задачи ис­следования.

Важным компонентом дипломной работы выступают методы, используемые автором в решении задач для достижения поставленной цели. Метод (от methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методы социального исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий в сфере социальной педагогики. Они подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы социального исследования – это методы получения и научного применения теоретических знаний. К таким методам относятся: анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование и другие. В частности метод анализа используется при изучении литературы, архивных материалов, документации и продуктов социально-педагогической деятельности.

Эмпирические ( от греч. empeiria – опыт) методы (практические методы) – это познание опытным путем. К таким методам относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты и др.); методы проверки и внедрения результатов исследования в практику (эксперимент, внедрение) и др.

Показ в дипломной работе основных методов, используя которые автор обеспечил решение поставленных задач, свидетельствует в какой степени методология исследовательской деятельности достаточно обоснована. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки дипломной работы являются: наблюдение, беседы, опросы, тесты, изучение документов, изучение литературы, экспериментальная работа и др.[1]

Во введении дается также характеристика источников получения автором дипломной работы информации – места (центра социального обслуживания, кризисногоцентра и пр.) непосредственного изучения исследуемого явления, проведения опроса, тестирования, наблюдения и пр.

Важной частью введения является раскрытие пара­метров, характеризующие результаты, полученные автором:

— результаты исследования, изложенные в выводах и положениях, выносимых на защи­ту);

— основные параметры-характеристики дипломной работы (прежде всего, ее результатов): актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна (элементы новизны), достоверность полученных результатов.

Во введении излагаются положения выносимые на защиту, выводы в заключении дипломной работы.

РАСКРЫТИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

 

Дипломная работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, и дипломник должен обеспечить их выполнение.

Каждый параграф имеет: вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод – обобщающую мысль изложенного; переход к следующему параграфу.

Определим наиболее важные методические рекомендации, которые помогут для раскрытия содержания параграфа. С этой целью остановимся только на таких проблемах, как язык и стиль дипломной работы; классификация тех или иных явлений; цитирование и заимствования.

Язык и стиль дипломной работы. При подготовке дипломной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение прежде всего в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, как следствие проведенного исследования.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально–логические средства связи, указывающие на:

· последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

· противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.;

· причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;

· переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к.., обратимся к.., остановимся на.., рассмотрев, необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть;

· итог, вывод – итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Следует учитывать, что стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Стало неписанным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы» – я и научный руководитель. В определенной степени такой подход повышает ответственность и автора дипломной работы, и его научного руководителя за те результаты, которые излагаются в ней.

Классификация тех или иных явлений. В процессе написания дипломной работы часто возникает необходимость различных классификаций. Многие исследователи, к сожалению, при их составлении допускают различного рода ошибки. Для обеспечения правильности классификации следует учитывать основные требования, предъявляемые к ней:

1. Каждая классификация проводится только по одному основанию. Начиная классификацию, следует сразу выделить основание, по которому она будет осуществляться. Основание – это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия (всю совокупность объектов, подлежащих классификации) на виды (видовые понятия – члены, части этой совокупности).

2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. Другими словами, если классифицируется группа в 25 человек, то сумма количества по всем составляющим должна соответствовать указанной цифре.

3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. Он не может быть и таким, и другим.

4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.094 с.)