Вопрос: что случается раньше: задолженность достигает 3-х тыс. Рублей или проходят три года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: что случается раньше: задолженность достигает 3-х тыс. Рублей или проходят три года.



Если раньше задолженность достигает суммы в три тысячи рублей, то у налогового органа есть шесть месяцев с момента, когда сумма превысила 3 тыс. рублей, чтобы обраться в суд с заявлением о взыскании задолженности.

Если в течение трёх лет с момента истечения срока исполнения самого первого требования общая сумма задолженности так и не превысит трёх тыс. рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением по истечению этих трёх лет.

В любом случае налоговому органу даются шесть месяцев для обращения в суд. Просто вопрос в том, с какого момента мы будем исчислять эти шесть месяцев. Если сумма задолженности превышает три тысячи рублей, то мы исчисляем с того момента, когда истёк срок (например, не заплатил налогоплательщик транспортный налог, вам сразу направят требование, если его не исполнить, с момента истечения срока его исполнения и исчисляются шесть месяцев).

Если же имеем дело, например, с налогом на имущество физ лиц, там может начисляться по 500 рублей в год или того меньше. Здесь, получается. В зависимости от того, что наступит раньше: три года или три тысячи задолженности, если исчислять с момента истечения срока на исполнение требования. Если каждый год налогоплательщику необходимо уплачивать по 500 рублей, то за три года возникнет задолженность всего в 1500 рублей. То есть три года истекут раньше, чем задолженность достигнет размера трёх тысяч рублей. В этой ситуации налоговый орган будет исчислять свои шесть месяцев для обращения в суд с момента истечения трёх лет после истечения срока исполнения требования.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом, позиция ВАС об уважительности причин тут также применима.

Рассмотрение дела о взыскании за счёт имущества физ лица происходит в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. При наличии вступившего в силу судебного акта исполнение (взыскание) сумм налога, сбора и пени будет осуществляться в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве», однако очередность имущества, на которое обращается взыскание устанавливается в ст. 48 НК.

П. 5 ст. 48 НК:

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Точно так же, как и при реализации имущества, принадлежащего организациям и ИП, должностным лицам запрещается приобретать имущество физ лиц, реализуемого в порядке действия соответствующих актов, на основании которых взыскиваются суммы налогов, пеней и штрафов.

Момент реализации имущества = момент, в который обязанность по уплате налога считается исполненной.

 

НК предусматривает возможность изменения срока уплаты налога, сбора, а также пени и штрафа. Логично, что в интересах налогоплательщика перенос срока уплаты налога и проч. на более позднее время. Изменение срока уплаты осуществляется в рамках применения Главы 9 НК, которая допускает возможность изменения срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты налога не приводит к прекращению НО, не приводит к возникновению новой НО.

Глава 9 – это одна из тех немногих глав, которая распространяется ТОЛЬКО на налогоплательщика, но не распространяется на налогового агента – п. 9 ст. 61 НК.

Чтобы изменить срок уплаты налога, налогоплательщик обращается с заявлением в орган, который уполномочен принимать решения об изменении срока уплаты налога. В частности, перечень соответствующих органов определён в ст. 63 НК.

Следует учитывать, что в определенных случаях изменение срока уплаты налога невозможно. В основном это связано с различными противоправными действиями налогоплательщика, о которых уже достоверно известно, либо в которых налогоплательщик подозревается и у налогового органа есть достаточные основания предполагать, что изменение срока уплаты налога приведет к тому, что налог вообще не будет уплачен в бюджет. Если мы изменяем срок уплаты налога, то мы не запускаем все процедуры принудительного взыскания, не применяем различные меры обеспечения исполнения НО, в том числе не приостанавливаем операции по счетам в банке, не накладываем арест. Для недобросовестного налогоплательщика изменение срока уплаты налога создает условия для манёвров с целью последующей неуплаты налогов в бюджет.

Запрещается принимать решения об изменении срока уплаты налога, а вынесенные решения подлежат отмене в том случае, если

(п. 1 ст. 62 НК):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 настоящего Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Что касается отсрочки и рассрочки, то правила изменения сроков уплаты налогов в рамках данных форм урегулированы в ст. 64 НК.

Как следует из названий, отсрочка – изменение срока уплаты с единовременным погашением задолженности, а рассрочка – с поэтапной уплатой задолженности.

Рассрочка по общему правилу предоставляется на срок, не превышающий одни год, однако по федеральным налогам, которые зачисляются в федеральный бюджет она может быть предоставлена и на срок более одного года, но не более трёх лет.

В части региональных и местных налогов законодательные органы субъектов и представительные органы муниципальных образований вправе установить дополнительный основания и условия для предоставления отсрочки и рассрочки по региональным и местным налогам соответственно.

Перечень оснований, по которым возможно предоставление отсрочки и рассрочки определен в п. 2 ст. 64 НК.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Налогоплательщик, заинтересованный в получении отсрочки/рассрочки, подаёт заявление в уполномоченный орган, у заявлению прилагает документы по перечню п. 5 ст. 64 НК. В том случае, если предоставляется отсрочка или рассрочка, налогоплательщик берет на себя обязательство по уплате процентов на сумму задолженности.

Что касается инвестиционного налогового кредита, то он осуществляется в рамках применения ст. 66 и 67 НК. Данная форма изменения срока уплаты налога предоставляется по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. По общему правилу, он возможен на срок 1-5 лет, в исключительных случаях на срок до 10 лет.

Смысл состоит в том, что сначала налогоплательщик уменьшает свои платежи на определенную сумму, которая согласована, и когда доходит до той суммы, на которую ему предоставлен кредит, начинает возвращать. Это как бы кредит в сумму налога со стороны государства.

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит налогоплательщикам, которые осуществляют важную, значимую и поддерживаемую государством деятельность. В частности, проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, осуществление внедренческой инновационной деятельности, выполнение особо важного заказа по развитию региона, выполнение государственного оборонного заказа и прочее.

 

В НК также установлены способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Это Глава 11. К ним относятся: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика и банковская гарантия. Для многих из способов обеспечения исполнения обязанности возможность применения соответствующего способа должна быть прямо предусмотрена в НК. Сами механизмы залога, поручительства, банковской гарантии во многом известны из ГП, они соблюдаются с определенной корректировкой, в НП устанавливаются дополнительные условия, но все почти так же, как и в ГП, поэтому учим самостоятельно.

Обращаем внимание на пени и приостановление операций по счетам. Пени – это то, что взыскивается вместе с суммой налога, который не был уплачен в установленный срок.

Основы правового режима пени – ст. 75 НК.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма пени уплачивается независимо от подлежащей уплате сумме налога, независимо от привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплаты налога в установленные сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в проценте от неуплаченной суммы налогов. Процентная ставка пени – это 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ. Пени уплачиваются либо одновременно с налогом, либо после, т.к. предполагается, что сначала должна быть исполнена основная обязанность – обязанность по уплате налога, после должна быть исполнена обязанность по уплате пени.

Взыскание пени осуществляется в том же порядке, в котором осуществляется взыскание сумм налогов (т.е. по правилам ст. 46,47, 48 НК). При этом производный характер пени от налога подчёркивает в том числе и то, что, в частности, в соответствии с позицией ВАС, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры по взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пени осуществляется на день фактического погашения недоимки. Если же налоговый органа пропустил сроки на принудительное взыскание и утратил возможность, то и пени взыскать будет невозможно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.019 с.)