Японская система менеджмента. «Теория Z» Оучи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японская система менеджмента. «Теория Z» Оучи



Японская система управления может быть изложена в пяти элементах: 1) вовлеченность всех работников в заботу об успехах фирмы через взаимное доверие и тесные межличностные связи; 2) пожизненный найм работников; 3) всеохватное движение контроля качества; 4) коллективное принятие решений и ответственность; 5) продвиж по службе и рост зарплаты по стажу.

Оучи вместе с соавтором опубликовал работу «Организация типа Z: стабильность в условиях мобильности» (1978). Затем самостоятельно (1981) Оучи опубликовал книгу, ставшую бестселлером – «Теория Z: чем должен ответить американский бизнес на японский вызов».

«Теор Z» предлаг соедин амер индивидуализма и предприимч-ти с яп коллективизмом и трудолюбием. Однако осущ ее на практике не уд из-за разн-ти менталитетов яп и амер.

Подходы (концепции) менеджмента

Подход – это главная (концептуальная) идея. Концепция – основополагающая теория. Поскольку понятие «подход» строится на главной идее, его можно определить и как концепцию. Понятия «подход» и «концепция» можно рассматривать как тождественные. В менеджменте имеется 4 подхода.

Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных частей, или функций (планирование, организация, стимулирование, контроль). Этот подход является основным. Он наиболее полно учитывает специфику управленческого труда.

Системный подход рассматривает управление как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Воздействие в одном месте неизбежно вызывает определенную реакцию во всех элементах системы.

Ситуационный подход рассматривает управление как конкретную ситуацию, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств. Основная роль менеджера состоит в том, чтобы правильно действовать в конкретной ситуации.

Количественный подход – это управление на основании учета и анализа определенного количества данных, с помощью специальных приемов. Оперированием количественными показателями занимается статистика.

 

Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы воздействия на людей и явления для достижения определенной цели.

В менеджменте выделяют три группы методов:административные, экономические и социально-психологические. Внутри каждой группы, в свою очередь, различают несколько самостоятельных видов методов.

Административные методы – это способы управленческого воздействия через официальную власть. В их число входят:

организационные – регламентирующие, нормативные; инструктивные;

распорядительные – приказы, постановления, распоряжения, указания;

дисциплинарные– поощрения и взыскания («пряник и кнут»).

Экономические методы –это способы управления посредством материального воздействия («управлением рублем»). Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента:

государственный – это экономические способы влияния государства на отдельное предприятие: льготное налогообложение, прямое финансирование, государственный заказ, льготное кредитование;

внутризаводской– это способы экономического управления подразделениями предприятия, часто это метод «хозрасчета»;

персональный – индивидуальное материальное воздействие.

Социально-психологические методы – это способы управления посредством социального и психологического воздействия. Они имеются на 2 уровнях:

коллективный уровень – предоставление работникам определенных социальных благ, создание условий труда и отдыха, профессионального роста;

индивидуальный уровень – воздействия на психологию сотрудников.

Модели менеджмента

Модели менеджмента – это представление объекта управления в некоей иной форме с целью его изучения и экспериментирования. Цели моделирования: изучение объекта управления на упрощенных аналогах; экспериментирование там, где это невозможно либо нежелательно в реальности.

Различают три основных типа моделей менеджмента.

Физическая модель –это уменьшенная либо увеличенная копия объекта управления.

Аналоговая модель –это использование другого объекта, который отличается от исследуемого объекта управления, но ведет себя подобным образом.

Мат модель – это опис свойств и исследование реакции объекта управления с помощью математических формул и вычислений.

Планирование и прогнозирование как функции менеджмента

Планирование – это процесс заблаговременного принятия решений о том: что делать, для чего, когда, какими силами, кто ответственный и т.д. Планы зависят от целей организации и стоящих перед ней задач. Важное значение имеют также прогнозы развития как предприятия, так и отрасли в целом. Существует несколько видов планов: стратегические, текущие, тактические, оперативные, проекты, бизнес-планы.

Прогнозирование –процесс исследования перспектив развития организации и ее внешней среды. Наиболее эффективное предвидение – метод Делфи.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.

· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.007 с.)