Понятие , границы и правовой режим континентального шельфа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие , границы и правовой режим континентального шельфа.



Континентальный шельф

Вопрос о юрисдикции и права собственности по ресурсов морского дна за пределами территориального моря было предложено на рассмотрение Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., но не обсуждался, хотя практическая необходимость его решения назревала. В 1942 Великобритания от имени Тринидада заключила с Венесуэлой Договор по подводных районов залива Пария. По этому договору стороны поделили морское дно залива на два сектора, прилегающих к их берегам, и признали права друг друга на соответствующий сектор. При этом на секторы не распространялся суверенитет ни прибрежных государств, ни каких-либо других. Таким образом, в 1942 г., еще до создания самого института континентального шельфа, появился договор о его делимитации.

Принято считать, что впервые идея о принадлежности континентального шельфа прибрежному государству была сформулирована в заявлении Президента США Г. Трумэна от 28 сентября 1945: "... Правительство США считает ресурсы поверхности и недр континентального шельфа, находящегося в открытом море, но примыкает к побережью Соединенных Штатов, принадлежащими США и находятся под их юрисдикцией и контролем "1. После этого заявления появились претензии на континентальный шельф со стороны многих государств.

Континентальный шельф как международно-правовой институт был впервые установлен в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и подтвержден в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В его основу была положена геологическое понятие континентального шельфа. Статья 76 "Определение континентального шельфа" Конвенции 1982 г. устанавливает: "Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не доходит такого расстояния "(п. 1). В случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряются ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа определяется по сложной формуле, сочетающей геоморфологические данные с дистанционной пределом в 350 миль или расстоянием не далее 100 миль от 2500-метровой изобати2. В этих случаях данные о границе континентального шельфа передаются Комиссии по границам континентального шельфа, дает рекомендации по вопросам установления внешних границ шельфу3. Границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством в соответствии с этими рекомендациями, являются окончательными и обязательными для всех (п. 8 ст. 76).

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (п. 1 ст. 77). В силу этого положения континентальный шельф выделяется в самостоятельную территориальную категорию, поскольку по юридической природе он не может быть отнесен ни к государственной территории, ни к международной территории общего пользования.

Права прибрежного государства в пределах континентального шельфа являются исключительными в том смысле, что, если это государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. При этом права такого государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Понятие "природные ресурсы" включает минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться, иначе, чем находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ограничивать судоходство, права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным препятствий их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

В Конвенции 1982 г. предусматривается, что делимитация (разграничение) континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как отмечается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, с целью достижения справедливого решения (п. 1 ст. 83).До заключения такого соглашения заинтересованные государства прилагают все усилия для достижения временной договоренности практического характера и в течение переходного периода не должны ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Если в течение разумного срока договор не может быть достигнута, заинтересованные государства применяют процедуры, предусмотренные в части XV "Урегулирование споров".

Украина как прибрежной морской державе необходимо находить пути решения проблемы делимитации континентального шельфа с государствами, имеющими с ней смежные побережья. Сейчас идут переговоры по этому непростому вопросу с целью заключения соответствующего соглашения с Россией.

Сложность и актуальность вопроса делимитации морских границ между соседними государствами можно проиллюстрировать спором между Румынией и Украиной по делимитации морских пространств в западной части Черного моря.

"Корни" этой проблемы уходят в 60-е годы XX в., Когда впервые начались переговоры между СССР и Румынией по делимитации континентального шельфа между двумя государствами.Существенную роль в этих переговорах играл вопрос об острове Змеиный, который находился под суверенитетом СССР. Главным предметом обсуждения на переговорах было значение, которое придавалось этому острову в установлении делимитационной линии. Начальная позиция СССР заключалась в том, что остров Змеиный необходимо предоставить полного влияния на установление равнопромежуточная линии границы. Но позже в процессе переговоров СССР указал, что в целях достижения компромиссного решения возможно изменение позиции Советского Союза, а именно, остров Змеиный будет частично влиять на установление равнопромежуточная делимитационной линии. Румыния, в свою очередь, не изменила своей позиции, которая заключалась в том, что остров Змеиный не должен влиять на установление равнопромежуточная линии границы.

Румыния считала, что остров Змеиный является скалой и отстаивала позицию, которая основывалась на положениях п. ст.121 Конвенции 1982 г., в котором указано, что "скалы, не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа" 1. Основным аргументом является отсутствие ресурсов воды на острове и невозможность жизнедеятельности на острове без морского сообщения с континентом.

Такую же позицию румынская сторона отстаивала на переговорах с Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительных экономических зон обоих государств в Черном море (в течение 1998-2004 гг состоялось 24 раунда переговоров). Ход переговорного процесса по данной проблеме показал, что стороны не смогли прийти к согласию относительно влияния острова Змеиный на прохождение делимитационной линии.

Анализ геологического строения острова Змеиный и его морфологическая структура, о чем свидетельствуют материалы, предоставленные специалистами Госкомгеологии Украины, доказывают, что остров Змеиный является неотъемлемой частью большого тектонического блока Восточноевропейской платформы, притоплена часть которой формирует шельф в северо-западной части Черного моря.

Согласно положению п. ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое взаимосвязано с вопросом о геологическом построение острова Змеиный, встал вопрос о его пригодности для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности.

В этом плане следует отметить, что некоторые элементы геологической характеристики острова Змеиный (наличие 10-метрового покрова четвертичных отложений, содержащих почвенный слой, который обеспечивает развитие животного и растительного мира, а также наличие огромного (до 1 км) толщи осадочных отложений палеозоя (что дает возможность предусмотреть наличие собственных запасов воды и других полезных ископаемых) дали основания утверждать, что остров Змеиный пригоден для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности1. Сегодня на территории острова Змеиный площадью 1,5 кв. км проживает около 80 человек - работники маяка, который работает еще с XIX в., гидрограф, ихтиологи, геофизики, пограничники, члены их семей. Верховная Рада Украины в феврале 2007 г. приняла постановление о присвоении населенному пункту на острове Змеиный названия поселок Белое.

Вопрос территории возле острова Змеиный стал наиболее актуальным для румынской стороны в 2001 г., когда плавучая буровая установка "Черноморнефтегаза" обнаружила в 40 км к югу от острова значительные залежи углеводородов и 16 сентября 2004 Румыния передала на рассмотрение Международного Суда ООН вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон между двумя государствами.

С февраля 2009 г. Суд ООН принял решение по делу "Румыния против Украины", согласно которому остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Мотивацию решения по существу Суд начал с определения, что с правовой точки зрения релевантные побережья могут играть двойную роль в делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны: "Во-первых, необходимо определить релевантные побережья для того, чтобы обозначить" в чем заключается сущность в этом деле противоречивых претензий на эти зоны. Во-вторых, релевантные побережья необходимо установить для того, чтобы проверить на третий и последний стадии процесса делимитации, существует диспропорция в соотношении между длиной прибрежных зон каждого государства и морских зон, которые выходят за пределы делимитационной линии каждой из Сторон ".

Суд ООН отметил, что в соответствии с договором между сторонами, все румынское побережье - это побережье, релевантное для делимитации. В результате - длина релевантного побережья Румынии достигает примерно 248 км, тогда как длина релевантного украинского побережья составляет примерно 705 км.

Далее Суд ООН отметил, что его задача прежде всего заключается в идентификации "соответствующих точек на соответствующих побережьях Сторон, которые изменяют прибрежную зону таким образом, что геометрическая фигура, которую формируют линии соединения всех этих точек, отображает общую область побережья" (п. 127). Детально изучив характеристики каждой точки, которую стороны считают целесообразным для проведения приблизительной равноудаленной линии Суд решил использовать полуостров Сакалин и прибрежный конец дамбы Сулина на румынском побережье (п. 141) и остров Цыганка, мыс Тарханкут и мыс Херсонес на украинском побережье (п. 148). По мнению Суда ООН, неприемлемо Точка на острове Змеиный (п. 149).

Суд принял во внимание, что, в соответствии с принципами его юрисдикции, он может в некоторых случаях не учитывать очень малые острова или не предоставлять им полноценных прав в морских зонах, если такой подход несоизмеримы влияния на линию делимитации, о которой идет речь (п. 185). Суд отметил, что все территории, которые подлежат делимитации, расположенные в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе материковых побережий сторон, и, кроме того, находятся на расстоянии 200 морских миль от материкового побережья Украины. Суд отметил, что остров Змеиный расположен на расстоянии примерно 20 морских миль к востоку от материкового побережья Украины в зоне дельты Дуная. Учитывая такую ​​географическую конфигурацию и в контексте делимитации с Румынией, любые права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, вероятно созданную островом Змеиный, не могут распространяться дальше прав, которые возникают из-за материковое побережье Украина учитывая южную границу делимитации, как определено Судом. Любые возможные права / юридические титулы, которые возникают через остров Змеиный в восточном направлении, полностью зачисляются прав, которые возникают из-за западное и восточное материковое побережье самой Украины. Суд также отметил, что сама Украина, даже несмотря на то, что она считает, что остров Змеиный подпадает под п. 2 ст. 121 Конвенции ООН по морскому права, не расширяла соответствующую территорию за пределы линии материкового побережья вследствие наличия острова Змеиный в зоне делимитации. В свете этих факторов Суд ООН пришел к выводу, что наличие острова Змеиный не является аргументом для корректировки временной равноудаленной линии (п. 187).Суд напомнил, что территориальные воды длиной 12 морских миль были приписаны острову Змеиный согласно договоренностям между сторонами. Таким образом, по мнению Суда, остров Змеиный не должен в таком случае влиять на делимитации иначе, кроме тех случаев, вытекающих из его роли зоны длиной 12 морских миль в территориальных водах.

Помимо наличия острова Змеиный в зоне делимитации, Суд рассмотрел пять других факторов: возможно неправильное соотношение длины побережья (п. 158-168), замкнутый характер Черного моря и делимитации, которые ранее проводились в регионе (п. 169-178), поведение сторон (концессия на добычу нефти и газа, рыболовство и морские патрули) (п. 189-198), препятствование получению результата (п. 199-201) и некоторые соображения сторон по поводу безопасности (п. 202-204), однако не учел их.

Определенная Судом линия делимитации, для которой основополагающей точкой не выбраны ни дамбу Сулина, ни остров Змеиный, проходит зоной длиной 12 морских миль вокруг острова Змеиный до пересечения с линией, равноудаленной от смежных побережий Румынии и Украины, отсюда следует, что к этой точке линия определяется точками на противоположных берегах Румынии и Украины. С этой поворотной точки линия делимитации проходит вдоль линии, равноудаленной от противоположных побережий Румынии и Украины (п. 206). Суд считает, что линия делимитации совпадает с равноудаленной линии до точки, за которой могут быть затронуты интересы третьих государств (п. 209)

В конце Суд ООН проверил, не вызывает определенное им линия делимитации серьезной непропорциональности в длине соответствующих прибрежных зон и пропорциональном распределении прилегающих территорий. Отметив, что соотношение длины соответствующих прибрежных зон для Румынии и Украины, согласно подсчетам Суда, составляет примерно 1: 2,8, а соотношение соответствующей морской территории между Румынией и Украиной составляет примерно 1: 2,1, Суд не признал, что начертана линия требует каких-либо изменений (п. 216).

Согласно решению Суда ООН под юрисдикцию Бухареста перешло 79,34% спорных территорий в Черном море. По оценкам румынских экспертов, там находится около 12 млн т нефти и 70 млрд куб. м газа. В частности, по решению Суда в распоряжение Румынии перешло 90% перспективного нефтегазоносного месторождения на геологической структуре "Олимпийская" (расположенной на расстоянии 40 км к югу от острова Змеиный) 1. "Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии", - заявила Розалин Хиггинс, председатель Международного Суда ООН, зачитывая решение и, видимо, понимая его неоднозначность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.012 с.)