Становление советской национальной государственности в Казахстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление советской национальной государственности в Казахстане



ХХ век Казахстан встретил как колония царской России. Казахи полностью были лишены всех политических прав, лучших земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстан.

Идеи национального самоопределения в Казахстане появляются сразу же после революции 1905-1907 гг. в России. А после Февральской революции 1917 г. со стороны конституционно демократически настроенной национальной интеллигенции была сделана серьезная попытка создания новой казахской государственности.

Она поддерживала перемены в России и на областных, и на общекиргизских съездах выступала за всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России.

Второй общекиргизский съезд (Оренбург, 5-13 декабря 1917 г.) постановил образовать территориально- национальную автономию «Алаш» в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения по признакам единой культуры, истории и единого языка.

Вся исполнительная власть автономии передавалась «Временному народному совету Алаш-Орда» из 25 членов. Проживающим среди казахов представителям всех наций гарантировались культурная автономия, права меньшинств и пропорциональное представительство в учреждениях автономии Алаш.

Конституция автономии Алаш должна была утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Местом пребывания Алаш-орды был определен Семипалатинск, позже для управления западной частью автономии было образовано западное отделение правительства Алаш-Орды.

Однако правительству Алаш-Орды по ряду причин не суждено было воплотить свои замыслы, однако мыслимая партией Алаш государственность Казахстана и степень ее независимости представляют интерес и сегодня.

В программе партии Алаш (газета «Казах» от 21 ноября 1917 г.) в § 1 записано: «Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз мелких государств)».

Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах. Во главе правительства стоит Учредительное Собрание, в промежутках – президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой. Президент управляет через Совет Министров, а ответственен перед Учредительным Собранием и Государственной Думой.

Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием. Правительство Алаш –Орда автономного национально- демократического государственного образования казахов Алаш просуществовало 2 года в условиях гражданской войны, с декабря 1917г. по декабрь 1919 г., а формально - юридически прекратило свое существование 22 октября (4 ноября) 1918 г. по указу Временного Всероссийского Правительства (директории) в Омске.

Проект автономии Алаш явился тем необходимым этапом, который объективно содействовал дальнейшему осознанию казахским населением Центральной Азии необходимости государственной консолидации всей нации.

При всей склонности большевистских вождей в центре и на местах к единодержавности, Советская власть не могла не считаться с вызревавшим самосознанием и политическими чаяниями коренного населения.

Так, Первая Конституция РСФСР (1918г) учреждала Российскую Советскую Республику как федерацию советских национальных республик.

Однако принципы парламентско-президентской республики, сформулированные партией Алаш, оказались несовместимы с Концепцией Советской власти.

 

СРС №7

Государство и право Казахстана в период “застоя”

Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены перегибы в политике времен Н.С.Хрущева (иногда говорят о "контрреформе", но это - эмоциональный термин). Наступил длительный (20 лет) период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут "периодом застоя".

Это было продолжение "демобилизационной программы", с упором на рост благосостояния и сдвигом в сторону терпимости. СССР в "период застоя" был наименее репрессивным государством из великих держав. Вот примеры. В тюрьме ФРГ в 1977 г. были убиты руководители немецких анархистов. В 1978 г. в Англии шесть человек под пытками признались в несовершенном преступлении и пробыли в тюрьме 12 лет, пока под давлением общественности дело не было пересмотрено. В 1988 г. в Гибралтаре агенты полиции застрелили на улице трех известных республиканцев из Северной Ирландии, не пытаясь их арестовать. В ходе рассмотрения дела в Европейском трибунале прав человека выяснилось, что в Ольстере без суда и следствия были застрелены около 400 безоружных, уже арестованных республиканцев. В 1991 г., как сообщил генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер, была ликвидирована созданная НАТО в 1951 г. и подчиненная его высшему командованию организация негласных убийц "Гладиатор", работавшая в Западной Европе. Регулярно пресса сообщает о пытках и убийствах в полиции Европы и США "цветных". Ничего подобного ни по типологии, ни по масштабу не было в СССР "периода застоя".

Однако в конце периода терпимость все больше переходила в попустительство (целые коллективы связывались круговой порукой хищений - мелких "внизу", покрупнее "вверху).

В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества, (в конце периода Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов признал: "Мы не знаем общества, в котором живем"). Этот тезис повторялся и позже. Так, виднейший "архитектор перестройки" А.Н.Яковлев отмечал, что советское общество 60-80-х гг. фактически не исследовано (что, впрочем, не мешало ему давать категорические оценки и даже "перестраивать" это общество).

В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товарно-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хозяйстве, которое дал Сталин в "Экономических проблемах социализма в СССР". Довольно быстро выяснилось, что хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута. Впоследствии говорилось, что реформу задушили ретрограды, однако их консерватизм можно оценить и как чувство ответственности. Увидев, что ориентация на прибыль прежде всего вызвала тенденцию к повышению цен, ретрограды не стали доводить дело до краха экономики.

Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (была завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась.

 

СРС №8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.008 с.)