Проблема подлости, бесчестия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема подлости, бесчестия



А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, разжалованный за дуэль офицер, но понятия долга, чести не характерны для этого низкого человека. Посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, он мстит, дурно о ней отзываясь. Во время дуэли с Гриневым наносит ему удар шпагой в тот момент, когда Гринев оглядывается на зов Савельича, то есть неформально бой прекращается. Ради собственной выгоды он переходит из одного политического лагеря в другой и даже после поражения восстания пытается оклеветать Гринева.

 

Проблема совести.

В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Рассказ «Хлеб для собаки» раскрывает страшные картины голода 1933 года (дата указана в тексте). Герой Володя Тенков, видя бесчеловечное отношение к ссыльным, страшный голод, начинает тайком выносить бедным людям еду. Обезумевшие от голода люди по утрам стали собираться у дома мальчика, просят еду. Не в состоянии накормить их всех, он находит выход: каждый день кормит чужую собаку, понимая, что не облезшего от голода пса кормил он куском хлеба, «а свою совесть».

Ф. М. Достоевский говорил о том, что никакая великая и благая цель не стоит слезинки ребенка. И это правда. Где та чаша весов, которая может перевесить горе хотя бы одного человека, особенно если этот человек еще совсем маленький.

Царь Грузии Давид завещал похоронить себя у дверей храма, где всякий входящий наступит на могильную плиту, «чтобы слышал я боль его». Если бы каждый из нас чувствовал боль другого человека как свою собственную.

 

Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.

В. М.Шукшин

Ну вот, почти у гроба,

Верю я: придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

 

Проблема дружеской верности

После восстания декабристов, вернувшись в Москву, А. С. Пушкин предстал перед Николаем I. Разговор был длительным и трудным для Пушкина: в ходе этого разговора должна была решиться его судьба. И судьбой своей поэт сильно рисковал, когда на вопрос царя: «Если бы ты был в Петербурге, принял бы ты участие в 14 декабря?» - ответил: «Неизбежно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них». Это ли не пример истинной дружеской верности.

 

Проблема истинной и ложной дружбы

В. Высоцкий «Песня о друге»

В стихотворении В. Высоцкого «Песня о друге» дружба проверяется на прочность самой экстремальной ситуацией: только в горах во время восхождения можно узнать подлинность дружбы:

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни –

Рискни! –

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной

С тобой –

Там поймешь, кто такой.

Слабость, малодушие – первый признак того, что рядом с тобой ненадежный друг. А вот если он «не скулил, не ныл», а «когда ты упал со скал», «стонал, но держал» - это настоящий друг, на которого можно положиться во всем.

Проблема дружеской верности

В «Азбуке нравственности» написано: «Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!»

 

Г. В. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»

Героя повести Ивана Ивановича, хозяина шотландского сеттера по имени Бим, с сердечным приступом увозят в Москву. Но храбрая собака настолько привязана к хозяину, что стремится его найти. Пес встречает на своем пути много людей, и хороших, и плохих, попадает в разные передряги, но продолжает искать пропавшего друга. Вернувшись домой, герой ищет верного Тома и находит его, но, увы, уже мертвого. Эта история о поистине героической любви отражает всю глубину преданности собаки к своему хозяину. Мы видим, что порой не каждый человек способен так любить кого-то и жертвовать своею жизнью ради спасения друга, как это может делать Собака.

 

Тема любви

В мифе об Орфее и Эвридике говорится о силе любви, которая не имела себе равных. Эвридика умирает, и Орфей, будучи не в силах смириться с потерей, не умея жить без любимой, решается спуститься в подземный мир, чтобы забрать ту, которая не должна была умирать.

Там, в царстве мёртвых, Орфей поёт великую и лучшую из своих песен – песнь о любви. Безмерное страдание юноши растопило зачерствевшую душу Харона, смирило страшного Кербера, вызвало слёзы у Персефоны и заставило Аида пойти против своего закона. Любовь победила всё.

Но не суждено ей было длиться вечно. Аид отпустил Эвридику, но с условием: если Орфей оглянется – потеряет её навсегда. Долго терпел Орфей: вот уже прошли царство Аида, переехали через реку Стикс, вот стали подниматься вверх по тропинке. И тут не выдержал Орфей, оглянулся – и только дуновение почувствовал: Эвридика исчезла, исчезла уже навсегда.

Конечно, можно осуждать Орфея за его нетерпеливость. Но ведь он боялся, что её любимая осталась в царстве мёртвых, хотелось убедиться в том, что Аид не обманул. Желание увидеть Эвридику оказалось сильнее разума, ибо любовь часто бывает неподвластна разуму. А ещё настоящая любовь наполовину состоит из страдания, ведь великая любовь – это не только счастье, но и великое страдание.

 

Любить – это значит отдавать себя другим, ничего не ожидая взамен.

У. Эймос

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.

А. П. Чехов

М. А. БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» открывается авторским призывом: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» И ярким воплощением такой любви является Маргарита – любящая и преданная подруга Мастера. Говоря о НАСТОЯЩЕЙ любви, автор имеет в виду ту любовь, которая способна творить подлинные чудеса. Маргарита встаёт на путь самоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. «Тайная жена» Мастера, отказавшаяся ради большой любви от уютного и респектабельного «женского счастья», становится верной подругой художника, остро нуждающегося в духовной поддержке:» «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером.»

Говоря о ВЕРНОЙ любви, Булгаков имеет в виду готовность Маргариты делить все радости и тяготы, связанные с главным делом жизни Мастера. В этом смысле каждый её поступок, от тайных визитов в арбатский подвальчик до согласия на посвящение в ведьмы, оправдан великой любовью к Мастеру и его творению. Даже желание любимого уничтожить свой гениальный труд не заставило Маргариту отступиться, не поколебали её веры в высшую справедливость и силу действенной любви. Обращаясь к любимому, она восклицает: «Я тебя вылечу, вылечу! Ты восстановишь его». В итоге героиня получила «по вере своей», убедившись в правоте формулы «рукописи не горят».

А в финале романе небесный дом становится символом счастья и ВЕЧНОЙ любви героев, «Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет». И они заслужили это, заслужили своей НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ любовью.

 

Тема безответной любви.

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» - это грустная история любви. Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеин, получает письма с признаниями в любви от незнакомого поклонника. На день рождения он присылает княгине гранатовый браслет. Узнав о подарке, муж и брат Веры Николаевны находят поклонника. Им оказывается мелкий чиновник Желтков. Браслет возвращён, честь замужней женщины защищена. А Желтков кончает жизнь самоубийством. В предсмертной записке он обращается с просьбой к княгине после его смерти сыграть для него сонату Бетховена. Эта музыка стала для неё объяснением в любви, потому что каждый «куплет» заканчивался словами «Да святится имя твоё». Она плачет, слушая музыку и понимая, что истинная любовь в природе встречается редко и доступна немногим.

Своё чувство к Вере Николаевне Желтков считает счастьем. Ему ничего не надо от любимой женщины. Смысл своей жизни Желтков видит в поклонение ей. Вмешательство в закрытый мир его чувств убило душу. Прощаясь с жизнью, бедный телефонист в письме к Вере называет свою любовь «громадным счастьем», посланным ему Богом. Вся жизнь заключается в любви к Вере:«Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей… Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твоё». Желтков покидает этот мир благородным и сильным человеком. Его любовь – трагическое чувство. Но герой рассказа генерал Аносов считает: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.009 с.)