Характеристика звеньев финансовой системы гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика звеньев финансовой системы гос-ва.



Каждая подсфера фин-ой системы делится на отдельные звенья. Финансы предприятий материального производства делятся на финансы предприятий промышленности, сельского хоз-ва торговли, связи и др. В непроизводственной подсфере- финансы образования, фин-сы культуры и искусства, здравоохранения, ЖКХ и бытового обслуживания.

В зависимости от формы собственности в составе финансов предприятий можно выделить финансы предприятий основанных на гос форме собственности, на частной форме собственности, на совместной собственности и на смешанных формах собственности.

Организации непроизводственной сферы могут финансироваться за счёт бюджетных средств, могут частично функционировать на коммерческой основе (за счёт оказания платных услуг), либо полностью финансировать свою деятельность за счёт собственных средств.

Главным звеном общегос-ых финансов явл-ся госбюджет. С его помощью гос-во концентрирует значительную часть финансовых ресурсов страны. Основным источником формирования доходной части бюджета явл-ся налоги. В расходной части госбюджета преобладают расходы на социально-культурные мероприятия и финансирование народного хоз-ва.

Наличие бюджетных и внебюджетных фондов связаны с нехваткой средств госбюджета и необходимостью решения конкретных задач.

Госкредит- это совокупность денежных отношений между гос-вом и заёмщиком, физическими и юридическими лицами, иностранными правительствами, как кредиторами по поводу заимствования ден-ых средств для формирования и использования общегос-ых фондов ден-ых средств.

 

8. Понятие и сущность гос.бюджета

Гос.бюджет явл-ся важнейшим звеном гос.системы имеющим взаимосвязь со всеми другими звеньями. В эк-кой лит-ре гос.бюджет рассматривается как:

1. финансовое планирование, формирование и использование денежных средств для обеспечения функций гос-ва сост-щих в виде баланса доходов и расходов

2. сов-ть денежных отношений, кот-е склад-ся м/у гос-ом, юр-ми и физ-ми лицами по поводу перераспределение ВВП и НД – такие отношения называются бюджетными. Бюджетные отношения – часть фин-х отношений, но они имеют свою специфику.

а)бюджетные отношения – перераспределительные отношения, т.е. связанные с дальнейшим распределением первичных дох-в сформированных в резуль-те первичного распределение ВВП. Результатом такого перераспределения явл-ся формирование финансовых ресурсов органов гос-ой власти.

б). бюджетные отнош-я выполняют особое назначение: распределяют ВВП и НД с целью предоставить органам гос.власти фин. ресурсы

Бюджет как финансовая категория выполняет 2 функции:

1. распределительная

2. контрольная

Распределительная функция проявляется через распределение и перераспределение денежных доходов м/у различными сферами деят-ти, уровнями гос-го упр-ия, соц-ми слоями общества.

Контрольная функция проявляется в том, что с её помощью выявляется финн-ое положение отдельных суб-ов хоз-ния, отраслей нар-го хоз-ва, адм-тер. образований.

Контрольная функция позволяет:

1. определять на сколько своевременно и полно фин-ые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва

2. как складываются пропорции в распред-нии бюджетных ср-в

3. к каким эк-м и соц-м последствиям это приводит

Проявления присущих бюджету св-в и его исп-ния в кач-ве распределителя и контроля возможно только в процессе человеческой дея-ти. Это находит своё отраж-е в создаваемом гос-ом бюдж мех-зме. Бюджетный мех-зм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, порядок предоставления бюджетных ср-в, формы межбюджетного распределения денежных ср-в

 

9. Бюджетное устройство и бюд-ая система

Бюджетное устр-во – это организация бюд-ой системы и принципы её постоения

Бюд-ая система – совокупность всех бюджетов дейст-х на территории страны.

Бюджетная система включает 2 уровня: республиканский бюджет, местные бюд-ты

В федеративных государствах бюд-ая система состоит из 3х уровней

1. государственный(федерат-ый)

2. бюджетов членов федерации

3. местные

Бюджетная система Рб включает 2 уровня: республик-й и местные. В соответствии с территориальным уровнем местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городов районного подчинения

2. бюджеты базового уровня: районные бюджеты и городов обл-го подчинения

3. бюджеты обл-го уровня и г.Минска

Консолидированный бюджет- совок-ть бюджетов РБ или соответ-их адм.-террит-х единиц РБ.

Консолидированный бюджет района включает:

1. бюджеты сельсоветов

2. посёлков городского типа

3. города районного подчинения

4. районный бюджет

Консолидир бюджет обл-ти: 1.консол-ые бюджет рай-в, 2.города обл-го подчин-я, 3.обл-ой бюдж

Консол-ый бюджет РБ

1. респуб-ий

2. консол-ые бюджет обл-тей и г. Минска

Различают

1. вышестоящие бюджте:республиканский, вышестоящией единицы по отношению к нижестоящей территориальной единицы

2. нижестоящий: бюджет ниже стоящей адм-тер-ой ед-цы по отнош-ю к вышестоящей ед-цы

В состав респ-их и местных бюджетов входят целевые фонды, формир-ся за счёт целевых источников и предусматривают целевое расходование средств

В условиях эк-ой интеграции гос-в могут формироваться бюжеты интеграционных союзов.

Бюджетная система РБ базируется на следующих принципах

1. единство: означает что единство бюд-й системы РБ обеспечивается единов правовой базой, единой денежной системой, ед-й бюджетной классификацией, ед-ым регулированием бюджетных отношений, единством использования бюджетов бухгалтерской отчётности;

2. п-п полноты отражения: все доходы и расходы бюджета определённые закон-м подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном размере

3. сбалансированности: означает, что размер расходов должен соответствовать размеру доходов бюджету и поступлений из источников финансирование его дефицита

4. гласность: открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия и исполнения бюджетов

5. самостоятельность: респ-ий бюджет утверждается законод-м, а местные решением местных советов депутатов. Исполнение решённого бюджета возлагается на правительство, мест-х на мест-ые исполнительные и распорядительные органы. Кроме того в самост-ых бюджетах обеспечиваются наличием собственных доходов и правом соотве-их гос.органов самост-но рассматривать, утверждать и использовать бюджет.

6. эффект-ть и экон-ть использования бюджетных средств: все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения определённых целей с использованием минимального объема средств

7. достоверность: бюджет формир-ся на основании обоснованных прогнозируемых макроэкономических показателей соц.-эк-го развития и адм.-тери-х единиц

8. адрессность и целевое назначение: бюджет-е ср-ва используются только на цели определёнными бюджетными назначениями

9. ответственность участников бюджетного процесса: все участники бюд.процесса несут ответ-ть за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса

10. Бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность законодательных и исполнительных органов власти по сост-ю, рассмотр-ю, утверждению и исполнению бюджетов.

Т.о. бюдж процесс вкл в себя 4 стадии:- составление проектов бюджета; - рассмотрение и утверждение бюджетов; - исполнение б-ов;- составление отчёта об исполнении и их утверждение

Эти стадии осущ-ся в строгой последовательности в теч б-го периода

Б. период – срок, в теч кот действует утверждён б-т (в РБ - год)

Счётный период – вскл б. период и льготн период после его оконч-я, сост-щий 1 месяц, в теч кот завершаются операции по обязательствам, принятым в пер-д исп-я бюдж-та за прошедший период.

Задачи БП:

1. Согласование б-ов с реализуемой в гос-ве экономической политикой

2. Выявление материальных и финн резервов гос-ва

3. Максимально приближ к реальности расчет расходов б-та

4. Обеспеч-е мах сбалансированности б-ов

5. Осущ-е б-го регул-я в целях перераспр-я ист-в дох-в м/у б-ми разн ур-ня, отр-ми и эк регионами

Дея-ть гос-ва от начала сост-я гос б-та до утверждения отчёта о его исп-нии наз-ся б-ым циклом

Уч-ки БП: Президент РБ, Прав-во РБ, Местн советы депутатов, местн исполнительные и распорядит органы, иные гос органы, на кот в соотв-ии с законодат-ом возложены права и обяз-ти по регул-ию бюджетн отношений, органы комитета гос контроля РБ, нац банк РБ, распорядители и получатели бюдж-х ср-в, банки, иные орг-ии, физ лица, участвующие в соотв с законодат-м в БП

Стадии БП:

1. Составление проектов бюджета

Составление проектов респ и местн бюджетов на очередной год осущ-ся в целях опр-я объёма д. ср-в, необх. Для выполнения ф-ий гос-ва и соц-эк развития страны; составлению проектов б-ов предшествует разработка сл документов:1) осн параметры эк. развития РБ; 2) важнейш денежно-кредитн показатели гос-ва 3) основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики

В составлении проектов б-та принимают участие:- респ б-т – Пра-во (МИНфин);- местн – Местн исполнительн органы (местн финн органы)

Приподготовке проекта закона о Респ б-те также сост-ся ряд документов и материалов:

- оценка ожидаемого исп-ия респ и консолидир б-ов за год, предшеств планируемому финн году

- прогнозир расчеты по осн видам доходов и расходов гос б-та

- сведения о гос долге

Эти документы прилагаются к проекту закона о б-те при внесении его на рассмотр-е в Парламент

Законом о респ б-те утверждаются сл показатели: 1.Предельный размер дефицита или профицита респ б-та, источникифинансир-я б-та; 2.Доходы респ б-та в общ сумме и по группам (подгруппам), разделам (подразделам), классификация доходов; 3.Распределение доходов м-у респ и местн б-ми;4. Расходы респ б-та в общ сумме, а также по функциональной классификации расходов б-та; 5.Лимиты вн и вн гос долга; 6.Рассмотрение и утверждение б-ов

Одобрение прав-ом проекта респ б-та вместе с комплектом доп. док-ов, предост-ся на рассм-е През-ту РБ. Он вносит проект закона о респ б-те в палату представителей парламента не позднее 1го октября текущего года. Проект рассм-ся в парламенте в соответствии с установленным регламентом (для работы Парламента). Утверждается «законом о б-те на сл год».

Разработанные проекты местн б-ов вносятся на рассмотрение и утверждение в местн советы депутатов. Утверждаются местн. б-ты «оешением местн советов депутатов».

2. Исполнение б-та

Это сов-ть мероприятий, напр-ых на своевременное и полное поступление дох-в а б-т, а также на своевременное финансирование о осущ-е расходов в соответствии с утверждёнными бюдж-ми назначениями. Исполнение б-тов обеспеч Прав-во (респ б-т) и местн исп органы (местн б-т)

3. Составление отчёта об исполнении б-та

Отчёт об исполнении респ б-та сост-ся МИНфином и в форме проекта закона вносится на рассм-е Прав-ву. Одобренным Прав-вом проект представляется Президенту, кот вносит в палату представителей для утверждения. Утверждается отчёт об исполнении респ б-та не позднее 5 месяцев со дня окончания фин года законом.

Отчёт об исполнении местн б-ов сост-ся местн фин органами и в форме проекта они представляют его местн исп органам, затем в местн советы депутатов на рассмотрение, затем утверждается его решением.

 

11. Государственные целевые бюджетные и внеб-ые фонды

Финансовые фонды им сл хар-ые черты:

- обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы ден. средств

- всегда создя-ся для финансирования какой-либо цели

- им правовое обеспеч-е, которым определяется порядок образования и использования

Гос. Целевые б фонды – фонды д ср-в, образуемые в соответствии с законодаь-ом РБ в составе б-та за сч доходов целевого назначения или в порядке целевых отчеслений от конкретного вида доходов или иных поступлений и используемых по отдельной смете (план формирования доходов и расходов)

Существование гос целевых фондов определяется «законом о б-те на сл фин год»

В 2009 году к числу таких фондов относились:

-респ фонд поддержки производителей с\х продукции, продовольствия и аграрной науки

- респ дорожный фонд

- респ фрнд охраны животных

- фонд нац развития

- инновац фонд

Гос внебюджетный фонд – ф д ср-в образован вне респ б-та и б-ов местн органов власти.

Организации формирования внебюдж фондов находятся в ведении гос органов.

До 1998г. насчитывалось более 10 внебюдж фондов, что усложняло контроль за расходованием д ср-в. В связи с этим некот фонды были упрозднены, а некот вошли в состав б-та.

С 2007г. в составе внебюдж фондов остался 1: фонд соц защиты населения. Но с 2004 он вкл в состав бюджета. Т.о. с юр точки зрения фонд внебюдж, а фактически это цевой бюдж фонд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.164.120 (0.029 с.)