Модуль № 1: Медицина периода Древнего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль № 1: Медицина периода Древнего мира



Модуль № 1: Медицина периода Древнего мира

Семинарское занятие № 1

Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на педиатрическом

факультете. Методика подготовки к занятиям.

Цель занятия: Определить понятие история медицины, история педиатрии и

показать их значение для подготовки врача-педиатра.

Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы

по истории медицины (педиатрии): учебники, художественные

произведения и произведения искусства, медицинские раритеты,

интернет.

2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему

оценки качества усвоения культурных и профессиональных

компетенций.

Основные понятия темы:

История медицины как наука, история педиатрии, как и предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия.

Методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.

План:

1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания. Определение понятия педиатрия.

2. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.

3. Значение изучения истории медицины для подготовки врача- педиатра

4. Источники и методы изучения истории медицины и истории педиатрии.

5. Общая методика изучения курса истории медицины и педиатрии.

6. Посещение музея Истории академии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Примеры взаимосвязи истории педиатрии с философскими идеями в разные исторические периоды.

2. Анализ взаимосвязи истории педиатрии с уровнем развития смежных наук.

3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие педиатрии.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

6.

Семинарское занятие № 2

Педиатрический факультет 1 курс

Тема: Медицина первобытного общества.

Цель занятия: Выявить особенности развития медицины и педиатрии в

период первобытнообщинного строя.

Задачи: 1. Показать общие закономерности и особенности развития помощи

больным детям на различных этапах развития первобытного

общества.

2. Проследить закономерности, лежащие в основе формирования

врача-профессионала

Основные понятия темы: периодизация развития общества, эмпирический

опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм, лечебная магия.

План:

1. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.

2. Коллективный характер оказания медицинской помощи, в том числе детям.

3. Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя.

4. Рациональные и иррациональные приемы врачевания.

5. Медицина в период разложения первобытнообщинного строя.

6. Появление и подготовка врача – профессионала.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сложные хирургические операции, используемые в первобытными врачевателями.

2. Лекарственное лечение.

Рефераты и сообщения:

1. Формирование коллективного характера медицинской помощи в период становления первобытнообщинного строя.

2. Выделение врачевателя-профессионала представителя народной медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

 

 

Семинарское занятие № 3

Педиатрический факультет 1 курс

Семинарское занятие № 4

Педиатрический факультет

Семинарское занятие № 5

Рубежный контроль по изучению медицины и педиатрии в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

Блиц-собеседование по теме I модуля

 

 

Семинарское занятие № 6

Педиатрический факультет

Семинарское занятие № 7

План

1. Развитие народной медицины.

2. Травники и лечебники – первые медицинские источники.

3. Баня – как универсальный способ, используемый в лечебных целях.

4. Народная медицина – помощь детям.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Рациональные и иррациональные методы лечения. Причины появления, значение в оказании медицинской помощи детям.

2. Первые письменные источники медицинских знаний, способы и приемы народной медицины.

3. Зарождение монастырской медицины на Руси.

4. Приемы врачевания в монастырях и применяемые народными врачевателями.

 

Литература:

6. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

7. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

8. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

9. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

10. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

 

 

Семинарское занятие № 8

Педиатрический факультет

План

1. Зарождение государственной медицины в Московском государстве Аптекарский приказ.

2. Народные способы и приемы врачевания.

3. Первые гражданские больницы.

4. Монастырская медицина и её значение в организации ухода и лечения больных.

5. Подготовка медицинских кадров. Школа русских лекарей.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Аптекарский приказ: структура, функции, назначение.

2. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в методах и методологии лечения.

3. Школа русских лекарей. Отличия в подготовке от ученичества.

Рефераты и сообщения:

1. Первые русские монахи (Агапит, Антоний и др.), и их роль в развитии

отечественной медицины.

2. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций.

Литература:

11. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

12. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

13. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

14. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

15. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

 

Семинарское занятие № 9

Педиатрический факультет

План

1. Реформы Петра I по преобразованию медицинского дела в России.

2. Открытие госпиталей и госпитальных школ. Деятельность Бидлоо и

П. Кондоиди в подготовке медицинских кадров.

3. Влияние идей М.В. Ломоносова на качество подготовки врачей.

4. Развитие клинической медицины. Деятельность С. Зыбелина,

Н. Максимович-Амбодика.

5. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней. (Д. Самойлович, Е. Мухин и др.).

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Почему «Без знания химии современный врач быть не может» утверждал М.В. Ломоносов.

2. Письмо М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении народа российского»

3. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.

4. Законы Петра I о преобразовании медицины в России.

Рефераты и сообщения:

1. С.Зыбелин – первый русский профессор, роль в развитии приемов ухода за ребенком.

2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог.

3. Н. Максимович-Амбодик – первый отечественный педиатр.

Литература:

16. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

17. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

18. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

19. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

20. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

 

Семинарское занятие № 10

Семинарское занятие № 11

План

1. Развитие теоретической медицины. Отечественные научные школы:

а) Анатомическая (П. Загорский);

б) Экспериментальная физиология (А. Филомафитский).

2. Развитие клинической медицины.

а) Деятельность М.Я. Мудрова и И.Е. Дядьковского в развитии терапии;

б) Деятельность И.Ф. Буша, И.В. Буяльского в развитие хирургии.

3. Вклад Н.И. Пирогова в отечественную и мировую науку и хирургическую практику.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Общественно-политическая и экономическая обстановка в России в первой половине XIX века.

2. Медицина в Отечественную войну 1812 г.

3. Разработка медицинской техники и инструментария. Деятельность И.В. Буяльского.

4. Крестовоздвиженская община и ее роль в становление сестринской службы в России. Роль Н.И. Пирогова в подготовке сестер.

Темы рефератов и сообщений:

1. П.А. Загорский – материалистическое направление деятельности, вклад в развитие анатомии

2. Н.И. Пирогов – великий русский анатом и хирург.

3. М.Я. Мудров – основоположник отечественной терапии, его учение об истории болезни, и этических нормах поведения врача

Литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
  2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
  3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
  4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
  5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

Семинарское занятие № 12

ПЛАН

  1. Развитие отечественной физиологии: труды И.М. Сеченова и его вклад в развитие медицины.
  2. Развитие микробиологии и иммунологии. Роль Л.С. Ценковского, И.И. Мечникова, Г.Н. Габричевского, Н.Ф. Гамалеи.
  3. Выдающиеся представители русской терапевтической школы: Г.А.Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов.
  4. Подготовка педиатрических кадров. Первые кафедры педиатрии.
  5. Выдающиеся педиатры Н.П. Гундобин, Н.А. Тольский, С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф. Филатов и др. Их вклад в развитие педиатрии в России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

  1. Социально-экономические изменения в России во второй половине Х1Х века.
  2. Важнейшие естественнонаучные открытия Х1Х века, и их роль для материалистического понимания законов развития природы и медицины.
  3. Развитие патологической анатомии в России в Х1Х веке. Роль А.И. Полунина и И.И. Руднева.
  4. Развитие гигиены в России. Роль А.П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в развитии детской гигиены.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

  1. И.И. Мечников – вклад в развитие микробиологии и иммунологии, Лауреат Нобелевской премии.
  2. С.Ф.Хотовицкий и его вклад в развитие педиатрии.
  3. Н.Ф.Филатов и его вклад в развитие в педиатрии.
  4. Н.А. Тольский – выдающийся русский педиатр.
  5. Н.П. Гундобин и его вклад в развитие педиатрии.

Литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
  2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
  3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
  4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
  5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

Семинарское занятие № 13

План

1. Формирование и развитие школы отечественных анатомов

(В.П.Воробьянов, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко и др.)

2. Формирование и развитие школы отечественных физиологов (И.П.

Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели и др.).

3. Формирование и развитие школы отечественных микробиологов и

иммунологов (Н.Ф. Гамалея, Т.Н. Габричевский, Е.Н. Павловский

и др.)

4. Становление фармакологии и развитие основных научных школ

(Н.И. Кравков, Н.В. Вершинин, С.В. Аничков, М.Д. Машковский).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Общественно-политическая ситуация в России в ХХ веке. Основы государственной системы здравоохранения.

2. Роль Н.Н. Семашко и З.П. Соловьева в организации Советского здравоохранения.

3. Создание ГИНЗ (1920 г.) Всесоюзного института экспериментальной медицины (1922 г.), Академии наук (1944 г.).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. И.П.Павлов – основоположник школы отечественных физиологов.

2. В.Н.Тонков – основатель функционально – экспериментального направления в анатомии.

3. В.Д.Тимаков – вклад в развитие отечественной микробиологии.

4. Г.Н.Сперанский и его вклад в развитие педиатрии.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

Семинарское занятие № 14

Семинарское занятие № 15

План

1. Вопросы деонтологии в трудах Гиппократа.

2. Вопросы деонтологии в работах врачей Индии.

3. Вопросы деонтологии в работах врачей России в разные эпохи.

4. Образ врача в отечественной литературе.

5. Международное сотрудничество в области медицины.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этика взаимоотношений врача и больного в работах врачей разных исторических эпох.

2. Образ врача в советской литературе.

3. Деятельность международных организаций в области медицины: а) Лига общества Красного креста и Красного полумесяца, б) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в) Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».

 

Рефераты и сообщения:

1. Клятва Гиппократа и ее значение для врача-педиатра.

2. Врачебная тайна – исторический аспект.

3. Образ врача в произведениях А.П. Чехова, Вересаева, Булгакова.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

 

 

Семинарское занятие № 16

Рубежный контроль – тестирование:

Модуль № 1: Медицина периода Древнего мира

Семинарское занятие № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.08 с.)