Тест Кэттелла (16PF-опросник) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест Кэттелла (16PF-опросник)



Для диагностики операционально-волевого компонента психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности полезен фактор MD «адекватность самооценки».

 

6.3. Опросник «Саморегуляция» [11]

(А.К. Осницкий, 1986, 1991)

Оцениваемые умения и свойства саморегуляции.

1. Целеполагание.

2. Моделирование условий.

3. Программирование действий.

4. Оценивание результатов.

5. Коррекция результатов и способов действий.

6. Обеспеченность регуляции в целом.

7. Упорядоченность деятельности.

8. Детализация регуляции действий.

9. Осторожность в действиях.

10. Уверенность в действиях.

11. Инициативность в действиях.

12. Практическая реализуемость намерений.

13. Осознанность (осознаваемая контролируемость) действий.

14. Критичность в делах и поступках.

15. Ориентация на оценочный балл.

16. Ответственность в делах и поступках.

17. Автономность, относительная независимость от влияния окружающих.

18. Гибкость, пластичность в действиях.

19. Вовлечение полезных привычек в регуляцию действий.

20. Практичность, устойчивость в регуляции действий.

21. Оптимальность (адекватность) регуляции действий.

22. Податливость воспитательным воздействиям.

Обработка заполняемых опросных бланков методики

1. В Бланках СР-1 и СР-2 ответы «Да» и «Пожалуй, да» считаются как один ответ – утвердительный, а ответы «Нет» и «Пожалуй, нет» считаются как один – отрицательный.

В Бланке СР-3 ответы «Очень часто» и «Часто» суммируются, также вместе суммируются ответы «Редко» и «Очень редко».

В Бланке СР-4 для получения информации о «возможностях» саморегуляции при подсчете объединяются ответы «Могу и хочу» и «Могу, но не хочу»; для выявления желания применять умения саморегуляции при подсчете объединяются ответы «Могу и хочу» и «Хочу, но не могу».

2. Сопоставляя построчно ответы, полученные в Бланке СР-1 (вопросы задаются в отрицательной форме), с ответами в Бланке СР-2 (вопросы задаются в утвердительной форме), получаем разные варианты:

а) при совпадении отрицательного ответа в Бланке СР-1 с положительным ответом в Бланке СР-2 опрашиваемый подтверждает наличие умения (или особенности) саморегуляции, указанного в Бланке СР-1;

б) при совпадении отрицательного ответа в Бланке СР-1 с отрицательным ответом в Бланке СР-2 опрашиваемый отрицает наличие умения (или особенности) саморегуляции, указанных в Бланке СР-1;

в) совпадения отрицательных (как и положительных) ответов в обеих формах означают так называемые «ошибки рефлексии», свидетельствующие о неспособности четко установить у себя наличие или отсутствие умения (особенности) саморегуляции;

г) предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствуют об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, да» и «Пожалуй, нет» говорят об осторожности, неуверенности самооценивания.

3. Результаты в Бланках СР-3 и СР-4 многое объясняют в расхождении оценок экспертов и самих опрашиваемых.

4. Сопоставление результатов обследования по всем четырем бланкам позволяет объяснить причины необоснованных самооценок и ошибок рефлексии, связывая их с редким употреблением, с недостатком возможностей реализации.

 

Опросник саморегуляции. Форма 1

Инструкция: «Вам будут предлагаться для оценивания сочетания утверждений. Вы, примеряя к себе (эксперт – к учащемуся) это сочетание утверждений в целом, отметьте в строке соответствущим утверждению номером крестиком или галочкой подходящий вам ответ из четырех возможных вариантов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет». Варианты «Да» и «Пожалуй, да» выражают согласие с утвердительным или отрицательным высказыванием; варианты «Нет» и «Пожалуй, нет» - несогласие с тем же высказыванием».

1. За дело приниматься после напоминаний, подсказок; не планировать, не организовывать свои дела и работу; отвлекаться от работы, не закончив дела, бросать его.

2. Не анализировать условий; не учитывать возможных трудностей; не отделять главного от второстепенного.

3. Находить не лучший путь решения задач; неверно планировать свои занятия и работу; не пытаться решать задачу разными способами.

4. Не замечать, не видеть возникающих трудностей; ошибаться, неверно оценивать свои действия; не замечать, не видеть ошибок в своей работе.

5. С трудом находить новые способы решения задач; не исправлять допущенных ошибок; повторять одни и те же ошибки.

6. Поступать необдуманно; не справляться с трудными заданиями; не справляться с заданиями без напоминаний и помощи со стороны.

7. Не поддерживать порядка; не знать заранее, что предстоит делать; быть неаккуратным, непоследовательным.

8. В работе не продумывать мелочей, деталей, ограничиваться лишь общими сведениями, общим впечатлением; выполнять лишь основные требования задания.

9. Приступать к делу без подготовки; рисковать, искать приключений; полагаться на случай, удачу.

10. Решения принимать после длительных раздумий; не приниматься за дело из-за сомнений в своих силах; менять свои действия под влиянием первых же помех.

11. Быть нерешительным; нуждаться в подсказке, одобрении, поощрении, быть ведомым, идти за другими.

12. Задумывать много, а делать мало; не доводить начатое дело до конца; обсуждать, а не действовать.

13. Действовать без раздумий, «с ходу»; не анализировать своих ошибок и неудач; не планировать своих дел, не рассчитывать сил.

14. Не прислушиваться к замечаниям; не замечать, что повторяются одни и те же ошибки; не заниматься исправлением своих недостатков.

15[12]. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам?

б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых?

в) На какую из оценок способны, если постараетесь?

16. Не проверять правильность своих действий; бросать работу, не доделав ее; стараться поскорее закончить работу, не обращая внимания на результаты.

17. Нуждаться в поддержке, одобрении; не справляться с трудностями самому; действовать по принципу: как все, так и я.

18. Отдавать предпочтение работе в привычной обстановке; с трудом переключаться с одной работы на другую; плохо ориентироваться в новых условиях.

19. Быть неаккуратными; быть невнимательными; быть неусидчивыми.

20. Не справляться с промахами и неудачами; не активизироваться при промахах; не разбираться в причинах ошибок.

21. С большим трудом мобилизовывать усилия на выполнение заданий; поступать необдуманно; не придерживаться правил.

22. Не считаться с мнением других; не прислушиваться к замечаниям; не слушать разъяснений.

Опросник саморегуляции. Форма 2 [13]

1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание.

2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного.

3. Находить верный путь решения задач; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами.

4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе.

5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок.

6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны.

7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным.

8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи.

9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет.

10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно.

11. Быть решительным, предприимчивым; быть активными; быть ведущими.

12. Осуществлять почти все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать.

13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать свои ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы.

14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одни и те же ошибки; знать о своих недостатках и исправлять их.

15. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам?

б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых?

в) На какую из оценок способны, если постараетесь?

16. Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов.

17. Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать независимо от других.

18. Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях.

19. Быть аккуратными; быть внимательными; быть усидчивыми.

20. Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов.

21. Мобилизовывать усилия; собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил.

22. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения.

Обработка результатов

Между Бланком 1 – Саморегуляция (заполняется по результатам опроса формы 1) и Бланком 2 – Саморегуляция (заполняется по форме 2) – находятся три незаполненных столбца, объединенных общей рубрикой «Анализ». Первый столбец, когда испытуемый работал с формой 1, мы заполняем по схеме:

 

Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
- - + +

 

Соответственно ответам испытуемого мы проставляем знаки «+» или «-» в первом левом столбце анализа результатов. При анализе работы испытуемого по форме 2 мы проставляем знаки «+» или «-» по схеме:

 

Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
+ + - -

 

в третьем правом столбце анализа результатов. Затем, сопоставляя результаты левого и правого столбцов, заполняем средний столбец по схеме:

 

Сопоставляемые ответы (Форма 1) (да) (Форма 2) (нет) (Форма 1) (нет) (Форма 2) (да) (Форма 1) (да) (Форма 2) (да) (Форма 1) (нет) (Форма 2) (нет)
Итоги анализа + - ? ?

Знаки «+» в итоговом среднем столбце будут означать оценку испытуемым наличия у него умений или свойств саморегуляции; знаки «-» - оценку отсутствия данного умения; а знаки «?» означают противоречивую оценку относительно данного умения или свойства саморегуляции. Мы квалифицируем ее как «ошибку рефлексии».

Оценка ориентации на оценочный балл (вопрос 15) осуществляется отдельно и свидетельствует:

- в строке «а» - о предпочтительном для человека уровне притязаний;

- в строке «б» - об уровне обычной успешности человека;

- в строке «в» - об оценке человеком своих возможностей.

(Указанные попутно определяемые показатели часто снимают необходимость специального обращения к экспертным оценкам).

Анализ результатов Бланка 3 – Саморегуляция осуществляется так же, как анализ работы по форме 2, т.е. по схеме:

 

Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
Очень часто Часто Редко Очень редко
+ + - -

 

Анализ результатов Бланка 4 – Саморегуляция обрабатывается следующим образом: по подсчетам всех ответов «могу» (в первом и втором столбцах) и всех ответов «хочу» (в первом и третьем столбцах бланка) исчисляются показатели «возможностей саморегулирования» и «желания прибегать к приемам саморегулирования».

По вопросам, относящимся к каждой группе умений (по А.К. Осницкому [10]:

- структурно-компонентные умения (СКУ) (вопросы 1-5);

- функциональные особенности (характеристики) (ФО) (6-8, 12, 21);

- динамические характеристики (ДХ) (9, 10, 14, 18, 20);

- личностно-стилевые особенности (характеристики) (ЛСО) (11, 13, 16, 17, 22).

Затем подсчитывается наличие умений, т.е. варианты ответов, когда по обеим формам опросника опрашиваемый утверждает, что обладает этими умениями. В итоге подсчитывается суммарная оценка сформированности саморегуляции. При ее подсчете используются эмпирически подобранные коэффициенты: для СКУ – 5; для ФО – 4; для ДХ – 2; для ЛСО – 1. Так же подсчитываются показатели по оценке возможностей и показатели по оценке желательности (вариант формы 3).


Бланк 1 – Ф.И.О. Группа

Саморегуляция

Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  а) 2 3 4 5 б) 2 3 4 5 в) 2 3 4 5
         
         
         
         
         
         
         

 

 

Анализ

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Бланк 2 – Ф.И.О. Группа

Саморегуляция

Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  а) 2 3 4 5 б) 2 3 4 5 в) 2 3 4 5
         
         
         
         
         
         
         

 

 


Бланк 3 – Ф.И.О. Группа

Саморегуляция

Очень часто Часто Редко Очень редко
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  а) 2 3 4 5 б) 2 3 4 5 в) 2 3 4 5
         
         
         
         
         
         
         

 

Бланк 4 – Ф.И.О. Группа

Саморегуляция

Очень часто Часто Редко Очень редко
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  а) 2 3 4 5 б) 2 3 4 5 в) 2 3 4 5
         
         
         
         
         
         
         

Суммарный показатель высчитывается умножением числа отмеченных у себя умений (или особенностей) саморегуляции на соответствующие коэффициенты:

оценка сформированности саморегуляции = сформ. СКУх5 + сформ. ФОх4 + сформ. ДХх2 + сформ. ЛСО;

оценка возможностей саморегуляции = возм. СКУх5 + возм. ФОх4 + возм. ДХх2 + возм. ЛСО;

оценка желательности саморегуляции = жел. СКУх5 + жел. ФОх4 + жел. ДХх2 + жел. ЛСО.

Таким же образом высчитывается суммарный показатель частоты использования саморегуляции (по форме 4).

Ошибки рефлексии подсчитываются отдельно и, естественно, лишь для показателя сформированности саморегуляции.

Для качественного анализа сформированности системы осознанной саморегуляции продуктивно использовать и отдельные показатели сформированности разных групп умений и суммарные показатели по всей методике в целом.

СРС 5. Особенности психологической готовности студента-психолога к профессиональной деятельности

Цель: исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности.

Вопросы и задания:

1. На основе проведенного обследования определите состояние Вашей психологической готовности и возможные способы ее развития (на практическом занятии №1).

 


[1] Для каждой СРС предлагается в главах материал для ее выполнения. Обратите внимание на сроки сдачи.

[2] Источник: Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.; Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010. – С.171-176.

[3] Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Фонд «Мир», 2008. – С.122-130.

[4] Известный современный отечественный психолог А.Г. Асмолов считает, что «быть» или «иметь» - это две основные ценностные ориентации личности человека.

[5] Источник: Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

[6] Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59.

[7] Источник: Большая энциклопедия психологических тестов / автор-составитель А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.222-223.

[8] Шаяхметова, В.К. Формирование инвариантных профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов [Текст]: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Челябинск: 2009. - С. 258-265.

[9] Рекешева, Ф.М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов [Текст]: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. – Астрахань, 2007. - С. 305-311.

[10] Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

 

[11] Подробно опросник «Саморегуляция» представлен в монографии А.К. Осницкого «Психологические механизмы самостоятельности», Москва, 2010 – С. 211–223.

[12] Ответы на данный вопрос оцениваются иначе (см. бланки) и используются при анализе уровня достижений и уровня притязаний испытуемых.

[13] Инструкция для формы 2 опросника такая же, как и для формы 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.075 с.)