Механизм функционирования рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм функционирования рынка.



Рынок функционирует на основе действия экономических законов: стоимости, спроса и предложения, денежного обращения. Именно действие данных законов и составляет механизм функционирования рынка. Закон стоимости является основным законом товарного производства. Он регулирует не только обмен, но и производство товаров, то есть регулирует рыночную экономику вообще. Непосредственно обмен товаров регулирует закон спроса и предложения. Он выражает взаимозависимость между спросом, предложением и ценой.

Спрос – это платежеспособная потребность. Рыночный спрос – это желание и возможность (платежеспособность) купить товар. Рыночное предложение - это предъявленные для продажи товары. Цена – денежная форма стоимости.

Между ценой и предложением зависимость прямая, то есть с ростом цены растет и предложение, а со снижением цены уменьшается и предложение. Между ценой и спросом зависимость обратная. С ростом цены спрос уменьшается, а со снижением цены спрос растет. Предложение и цена находятся в прямой зависимости от спроса. Рост спроса вызывает рост и цены, и предложения. Цена находится в обратной зависимости от предложения Рост предложения вызывает снижение цены. Предложение влияет на спрос через цену. Увеличение предложения вызывает снижение цены, а снижение цены вызывает рост спроса. Речь идет о зависимости спроса на данный товар от предложения этого же товара. Но спрос на данный товар может измениться от предложения других взаимозаменяемых товаров.

Зависимость спроса от цены можно дополнить характеристикой эластичности, то есть гибкости. Спрос на разные товары не одинаково изменяется от изменения цены. Степень эластичности спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на 1%. В связи с этим различают пять типов эластичности спроса по цене.

Первый тип – абсолютно неэластичный спрос означает, что при любых изменениях цены спрос остается неизменным. К таким товарам принадлежат товары первой необходимости, например, соль, спички. Как бы ни росла на них цена, их будут покупать столько же, как и до подорожания. Задание государства заключается в жестком контроле за ценами на такие товары, потому что у производителей всегда будет искушение повышения цен на них.

Второй тип – малоэластичный спрос означает, что спрос изменяется в меньшей мере, чем цена, то есть при изменении цены на 1%, спрос изменится меньше чем на 1%.

Третий тип – спрос единичной эластичности. Он означает, что изменение цены вызывает такое же изменение спроса. Например, изменение цены на 3% вызывает изменение спроса тоже на 3%.

Четвертый тип – эластичный спрос. При этом спрос изменяется в большей мере, чем цена. Например, при изменении цены на 1% - спрос изменяется на 1,5%.

Пятый тип – абсолютно эластичный спрос. При незначительном росте цены спрос полностью исчезает, а при незначительной уценке спрос существенно растет.

Чтобы не нести убытки, предприниматели, особенно коммерсанты, должны изучать эластичность спроса разных видов товаров. При этом нужно знать, что эластичность спроса изменяется не только по отношению к цене, но и по отношению к доходу.

Если спрос равняется предложению – возникает рыночное равновесие. Цена рыночного равновесия называется равновесной ценой, она равняется стоимости товара.

 

МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ

Монополия (от греческого mono - один, polio – продаю) – 1) исключительное право одного; 2) предприятие или объединение, способное диктовать цены или другие условия.

Монополии стали возникать в начале второй половины Х1Х века, а уже в начале ХХ века после экономического кризиса 1903 года они стали господствовать в экономике всех развитых капиталистических стран. Капитализм стал монополистическим, то есть перерос в империализм.

Причина возникновения монополии – концентрация производства и капитала. Концентрация производства – сосредоточение производства на наибольших предприятиях. В ее основе лежит неравномерное накопление капитала, которое приводит к неравномерному укрупнению предприятий. В результате такой неравномерности растет удельный вес одних предприятий в общем объеме производства и падает удельный вес других.

Отдельные предприятия увеличиваются быстрее, чем другие. Именно они и сосредоточивают в своих руках основную часть производства. На определенном этапе развития концентрация производства вплотную подводит то или другое предприятие к монополии. Когда оно сосредотачивает значительную часть производства в своих руках, оно имеет возможность диктовать цены. Если предприятие производит 50 и больше процентов продукции данного вида, оно может повысить цены на свою продукцию и, невзирая на это, ее будут покупать, потому что мелкие производители такой же продукции не в состоянии удовлетворить основную часть потребностей общества в этой продукции. Если же монополист снизит цену на свою продукцию, то мелкие производители тоже вынуждены будут снижать цены, потому что по более высоким ценам у них никто не будет покупать продукцию. Таким образом, монополист, снижая или повышая цены на свою продукцию будто принуждает других производителей тоже изменять цены и устанавливать их на том же уровне, что и у монополиста.

В этом и заключается диктовка цен монополистом. Имея возможность диктовать цены, монополисты, как правило, используют такую возможность и начинают диктовать цены, что приносит им монопольно высокие прибыли или сверхдоходы. Такая возможность ставит монополиста в более выгодное положение сравнительно с другими предприятиями, поэтому все они пытаются достичь такого положения, ведут жесткую конкурентную борьбу между собой. Чем более крупные предприятия, тем более жесткая борьба между ними. На ведение конкурентной борьбы предприниматели тратят большие средства (на подкуп чиновников, на снижение цен с целью разорить конкурента или конкурентов), поэтому если они убеждаются, что разорить конкурента не удается, они договариваются с конкурентом об общих действиях, в первую очередь, о согласовании цен. Кроме такого добровольного объединения имеет место и принудительное присоединение обанкротившихся предприятий к предприятию-победителю в конкурентной борьбе, то есть слияние предприятий. Объединение предприятий вызывает централизацию производства, подчиненность производства какому-то центру. Централизация производства, обусловленная конкуренцией, является лишь вспомогательным фактором монополизации производства, она лишь ускоряет возникновение монополий.

В связи с возможностью получать монопольные сверхдоходы у монополистов исчезают стимулы к усовершенствованию производства, к внедрению результатов научно-технического прогресса в производство. Это является причиной загнивания экономики. Любая монополия вызывает загнивание. Поэтому господство монополий создало большую угрозу для развития капиталистических стран. Возникла проблема борьбы с монополизмом. В начале ХХ века существовали разные теории и предложения относительно путей преодоления монополизма в экономике.

Одни предлагали запретить монополию и вернуться к свободной конкуренции. Однако такое предложение нельзя считать конструктивным, поскольку, во-первых, именно свободная конкуренция способствовала возникновению монополий, во-вторых, монополия может быть обусловлена самой технологией производства (например, в металлургической промышленности, где мелкие предприятия неэффективны), или научно-техническим прогрессом. Поэтому монополию уничтожить полностью не возможно никакими запретами.

Большевики во главе с В.И. Лениным призывали к уничтожению капиталистических монополий путем уничтожения империализма в результате осуществления социалистической революции, путем полной национализации основных средств производства. Жизнь показала, что и этот путь оказался бесперспективным, поскольку замена частных монополий единственной государственной монополией привела к загниванию командно - административной экономики и к ее краху.

В западных странах повели борьбу с монополизмом путем создания и внедрения антимонопольного законодательства, которое было нацелено не на уничтожение монополизма, а на его ограничение и недопущение негативных последствий. Именно этот путь оказался наиболее перспективным. Современная рыночная экономика – это такая экономика, в которой государственное регулирование ограничивает и избыточную конкуренцию (ее негативные последствия) и монополизм (его негативные последствия). Этим путем стала развиваться и экономика независимой Украины. В Украине 18 февраля 1992 года был принят Закон “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”. В нем монопольным признается положение предпринимателя, частица которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может быть признано монопольным положение предпринимателя, частица которого на рынке определенного товара может быть даже меньше, чем 35%. Монопольной ценой признается цена, которая устанавливается отдельным предпринимателем (монополистом) и ограничивает конкуренцию.

Монопольная деятельность – это деятельность (бездеятельность), направленная на недопущение или устранение конкуренции.

Элементами недобросовестной конкуренции признаются использование чужих товарных знаков, распространение лживой информации о конкурентах, лживой рекламы собственных товаров и т.п.

Следить за соблюдением антимонопольного законодательства призван Антимонопольный Комитет Украины, который может применить к нарушителям такие санкции, как принудительное деление имущества монополии и образование на базе одного предприятия-монополиста двух или больше самостоятельных предприятий, которые будут конкурировать между собой; наложение штрафов на должностных лиц, которые осуществляли или способствовали осуществлению монопольной деятельности или недобросовестной конкуренции; изъятие полученной в результате монопольной деятельности или недобросовестной конкуренции прибыли; принудительное возмещение нанесенных партнерам убытков.

Состояние развития рынка в Украине свидетельствует о его малой емкости из-за низкой платежеспособности большинства населения, о засилии дорогих иностранных товаров на нем из-за низкого качества большинства отечественных товаров, о значительном количестве подделок, использования чужих товарных знаков, об элементах монополизма и о низком уровне развития инфраструктуры рынка и так далее

Все это в конечном счете обусловлено низким уровнем развития отечественного производства. Чем более развитым будет украинское производство, тем более развитым будет и украинский рынок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.)