Тема 10. Психологизм в социологии XIX века. Социологическая теория габриеля тарда (1843–1904) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Психологизм в социологии XIX века. Социологическая теория габриеля тарда (1843–1904)



Психологизм в социологии – теория, утверждающая, что психология должна быть основанием социологии, а социальные факты относятся прежде всего к сфере психического и сознательного взаимодействия. Группировки социальных фактов образуют социальные явления и основу социальных отношений и процессов.

Типология социальных процессов: подражание, оппозиция, адаптации. Законы подражания – предпосылка, основа и основной механизм социальной жизни.

«Психология толпы», специфика толпы как социального агрегата, их типология.

Типология социальных объединений: семья, толпа, публика, классы.

Социальное развитие, инновации и изменение у Г. Тарда.

Тема 11. Школы одного фактора в социологии XIX века

К школам одного фактора относят преимущественно различного рода натуралистические школы, методологическую основу которых составляют идеологические и социально проинтерпретированные естественно-научные теории – биологии, географии, антропологии. Типология и классификация натуралистских школ. Географическая школа: Генри Бокль (1821–1862), Фридрих Ратцель (1844–1902), Карл Хаусхофер (1869–1946). Геополитическая теория в XIX веке.

Расово-антропологическая школа: А.Ж. Гобино (1816–1882), Густав Лебон (1841–1931), Х.С. Чемберлен (1855–1927). Основные тезисы расово-антропологической школы.

Социал-дарвинистская школа: Людвиг Гумплович (1838–1909), Густав Ратценхофер (1842–1904). «Естественный отбор» и «борьба за существование» в обществе. Концепция социальной эволюции. Иерархия и борьба социальных групп.

Биологическая школа – Пауль Лилиенфельд (1829–1903), А. Шеффле (1831–1903), Г. Вормс (1869–1926). Тождество общества и организма. Объяснение социальной жизни биологическими закономерностями. Социология преступности Чезаре Ломброзо (1835–1909). Кризис натурализма в начале ХХ в.

Тема 12. Ранняя американская социология: Уильям Самнер (1840–1910), Альбион Смол (1854–1926), Лесли Уорд (1841–1913), Франклин Гиддингс (1855–1931)

1. Социологическая теория Уильяма Самнера.

Социальный дарвинизм: социальный отбор, социальный конфликт, социальное неравенство.

Этноцентризм. Типология социальных отношений: «мы – группа», «они – группа».

Концепция социальных классов и их типология.

Факторы развития цивилизации. Концепция социальных институтов и их типология.

2. Социологическая теория Альбиона Смола.

Определение предмета социологии и ее специфики как науки. Сфера социального – «процесс человеческой ассоциации».

Концепция «интересов» и их классификации.

Концепция цивилизации и цивилизационного процесса. Социал-реформизм.

3. Социологическая теория Лестера Франка Уорда.

Определение задач, предмета и специфики социологии как науки. Критика социального дарвинизма и диктата «генетической эволюции». Телеологический характер общественной жизни и «способность к творчеству». Работа «Психические факторы цивилизации».

Концепция социального онтогенеза, индивидуального телезиса и коллективного телезиса. Социальные сила, интересы, мотивы. Их классификация.

Теория прогресса Л. Уорда. Социальный реформизм.

4. Социологическая теория Франклина Генри Гиддингса.

Определение предмета и специфики социологии как науки. Общество как физико-психический организм. Психологический эволюционизм. «Социальный разум», «сознание рода».

Теория эволюции: от зоогенетической ассоциации к демогенетической ассоциации. Типология социальных классов.

 

Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Классические теории социологии» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

- обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами, тематическими планами и конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;

- использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, круглые столы диспуты;

- формирование индивидуальных образовательных интересов посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитических докладов.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

3. Формирование общества модерна как главного объекта социологии.

4. Концепция социологии А. Сен-Симону. Метод социологии и понятие «социального физицизма».

5. Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта.

6. Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона.

7. Позитивистская социология О. Конта (Система наук по О. Конту, место социологии в системе наук. Метод социологии).

8. Концепция социальной статики О. Конта. Основные социальные институты, уровни интеграции, классы.

9. Концепция социальной динамики: «закон двойной эволюции», «закон трех стадий».

10. Системы социальной стратификации по Конту. Историческое развитие систем социальной стратификации.

11. Концепция «синтетической философии» Г. Спенсера. Место социологии в системе наук. Методология социологии.

12. Концепция общества как сущности и как организма по Г. Спенсеру. Основные компоненты общества как организма.

13. Концепция социальных институтов Г. Спенсера.

14. Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции.

15. Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики.

16. Исторический материализм как методология марксистской социологии.

17. Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.

18. Теория классов в марксизме.

19. Марксизм как теория социального конфликта: теория классовой борьбы и революции. Социальный конфликт как механизм социального изменения.

20. Концепция смены общественно-исторических формаций как теория социального развития марксизма. Основные типы общественно-экономических формаций.

21. Источники и механизм социального изменения в марксизме.

22. Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.

23. Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.

24. Г. Зиммель и его «новая» концепция общества.

25. Теория общества как совокупность частных процессов синтеза Г. Зиммеля.

26. «Формальная социология» Г. Зиммеля.

27. Теория социальной формы и общества как совокупности социальных форм. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация».

28. Методологические взгляды М. Вебера: концепция понимающей социологии. Работа М. Вебера «Объективность» социально-научного и социально-политического познания».

29. Теория социального действия М. Вебера. Работа «Основные социологические понятия».

30. Теория общества М. Вебера Общественно-ориентированное действие и конвенционально-значимый порядок. Типы социального порядка. Работа «О некоторых категориях понимающей социологии».

31. Совокупность идеальных типов, образующих теорию общества у М. Вебера: целевой союз, институт, союз, объединению по случаю.

32. Концепция социальной стратификации по М. Веберу: «статус-класс-партия».

33. Рационализация как механизм социального развития у М. Вебера.

34. Типы господства у М. Вебера. Процессы рутинизации и легализации харизматического господства.

35. Концепция капиталистического общества у М. Вебера.

36. Ф. Теннис. Концепция социального действия: сущностная воля и избирательная воля.

37. Основные характеристики двух исторических типов общества по Теннису. Работа «Община и общество».

38. Методология социологического исследования. Метод социологии Э. Дюркгейма.

39. «Социологизм» как концепция социального знания по Э. Дюркгейму: концепция социального факта (онтологический и методологический аспекты).

40. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. (Общества «механической» и «органической» солидарности).

41. Концепция общества как организма и органицистская теория развития Э. Дюркгейма. Факторы социального развития.

42. Концепция индустриального общества Э. Дюркгейма.

43. Социология как логико-экспериментальная наука по В. Парето.

44. Концепция логического и нелогического действия.

45. Теория «Осадков и «Производных» В. Парето.

46. Теория общества как эквилибриума у В. Парето. Факторы, определяющие состояние системы. Отношение к идеям прогресса и цикличности.

47. Теория циркуляции элит как теория социального изменения у В. Парето.

48. Психологическое направление в европейской социологии XIX в. Теория Г. Тарда.

49. Школы одного фактора в социологии XIX века.

50. Ранняя американская социология. Главные представители. (У. Самнер, А. Смол, Л. Уорд, Ф. Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей.

Критерии оценки подготовки студента по дисциплине

«Отлично» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на поставленный вопрос, ориентируется в различных теоретических подходах к проблеме, выявляет связь с будущей профессиональной деятельностью.

«Хорошо» если студент демонстрирует неполное знание ответов на поставленные вопросы, но при этом ориентируется в основном содержании дисциплинарного курса и может логично ответить на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует частичное знание дисциплинарного курса и может ответить при условии уточняющих и направляющих вопросов преподавателя.

«Неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса и демонстрирует полное отсутствие знаний по изучаемому предмету.

Планы практических занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.017 с.)