Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Методологические аспекты моделированияСтр 1 из 26Следующая ⇒
Понятие моделирования Все то, на что направлена человеческая деятельность: вещь, явление или процесс, обычно называют объектами (лат. objectum – предмет).Модель - это некий объект (объект-модель), который в той или иной мере отражает (замещает) изучаемый объект (объект-оригинал) и используется в качестве заместителя последнего. Посколькуглавная функция модели – отображение, ее основное предназначение – являться средством познания окружающего нас мира. Замещение объекта-оригинала объектом-моделью называется моделированием. Процесс моделирования (опосредованного исследования) составляют два основных этапа: собственно построение модели и последующее проведение на ней экспериментов. Суть моделирования заключается в возможности переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал. Эта возможность основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует) какие-либо его черты; при этом такое отображение (и связанная с ним идея подобия) основано, явно или неявно, на точных понятиях изоморфизма или гомоморфизма (или их обобщениях) между изучаемым объектом и некоторым другим объектом (моделью) [6]. Несомненно, что моделями также являются и всевозможные гипотезы, аналогии, логические схемы – все то, что позволяет упростить рассуждения, описания, разъяснения и т.п. Исторически первым методом познания был эксперимент, в простейшем своем проявлении – опыт деятельности индивидуума. По мере развития науки и в первую очередь математики развивается второй метод познания – теоретический. Его важнейшим компонентом является математическое моделирование. Сущность математического моделирования, как методологии, состоит в замене исходного объекта его математической моделью, которая становится объектом изучения. В наше время в значительной мере благодаря развитию вычислительной техники сформировался и становится основным третий метод познания – машинный эксперимент – эксперимент, проводимый на математических моделях при помощи вычислительной техники и соответствующих технологий, который сочетает в себе и многократно усиливает многие достоинства, как теории, так и эксперимента [7]. Работа не с самим объектом (явлением, процессом), а с его моделью дает возможность относительно быстро, без непредвиденных последствий и существенных затрат исследовать свойства и поведение объекта в любых мыслимых ситуациях, реализуя таким образом преимущества теории. В то же время вычислительные (компьютерные, симуляционные, имитационные) эксперименты с моделями объектов позволяют, опираясь на мощь современных вычислительных методов и технических инструментов информатики, изучать объекты в достаточной полноте, недоступной в случае применения чисто теоретических подходов (вот преимущества машинного эксперимента). Неудивительно, что методология математического моделирования бурно развивается, охватывая все новые сферы - от разработки технических систем и управления ими до анализа сложнейших экономических и социальных процессов [8]. Поэтому-то математическое моделирование является неизбежной составляющей научно-технического прогресса.
Любая модель всегда (по определению) проще реального объекта, поскольку отображает лишь часть его черт. Поэтому применение моделирования (с целью опосредованного исследования) обосновано тогда, когда у модели отсутствуют те признаки оригинала, которые препятствуют его непосредственному исследованию. Целесообразность моделирования обоснована в огромном числе ситуаций. Модель вместо исходного объекта используется в случаях, когда эксперимент опасен, дорог, происходит в неудобном масштабе пространства и времени (долговременен, слишком кратковременен, протяжен…), невозможен, неповторим, ненагляден и т. д. Вот как прокомментированы такого рода ситуации в работе [9]. Модель используется в тех случаях, если эксперимент с объектом-оригиналом:
Моделирование обычно используется для достижения следующих целей:
1. Понять, как устроен рассматриваемый объект-оригинал, выявить (уточнить) его структуру, основные свойства, закономерности функционирования и развития. 2. Создать (усовершенствовать) управление объектом и/или процессами его функционирования в различных условиях его использования. 3. Осуществлять прогнозирование развития ситуаций, в том числе поведения рассматриваемого объекта или его изменений. 4. Получать навыки взаимодействия с объектом-оргиналом, используя модели как тренажеры или игры Процесс моделирования обусловлен огромным числом факторов, в первую очередь спецификой рассматриваемой проблемой, объектом-оригиналом, сложившейся ситуацией (условиями) и особенностями субъекта разрабатывающего модель. Вследствие этого в каждом конкретном случае процесс моделирования протекает по-разному. Поэтому не существует набора общепринятых рекомендаций, выполнение которых непременно приводит к созданию модели удовлетворительного качества. В этой связи часто говорят, что моделирование является не только наукой, но и искусством (по крайней мере, процесс этот глубоко творческий). Вместе с тем, непрерывно ведется разработка новых методик направленных на повышение эффективности моделирования. Процесс моделирования принято разделять на следующие стадии: · анализ проблемы; · процесс собственно построения модели (переход от объекта-оригинала к объекту-модели); · проведение исследований (экспериментов) на модели · интерпретация (перевод) результатов моделирования.
Явно или неявно (но практически всегда) реализуются все стадии моделирования. Лишь в самых простых ситуациях, когда рассматривается, например, достаточно простой объект-оригинал или субъект располагает всеми сведениями и ресурсами, необходимыми ему для построения модели, практически сразу приступают к построению собственно математической модели. В общем же случае процессу собственно построения модели обязательно предшествует этап анализа проблемы. В результате выполнения этой стадии моделирования должно быть сформулировано возможно более полное описание объекта, в том числе: выделяются его части и устанавливаются между ними связи, вычленяются существенные для исследования характеристики, выявляются параметры, изменение которых влияет или может влиять на объект. Здесь же могут формироваться подлежащие последующей проверке гипотезы о закономерностях, присущих рассматриваемому объекту, о характере влияния на него изменений тех или иных параметров и связей [10].. В процессе моделирования это наиболее творческий и крайне чувствительный к конкретике рассматриваемой проблеме этап. Важно отметить, что и сам по себе этап анализа проблемы обычно весьма плодотворен, поскольку в результате этого процесса исследователь достаточно глубоко разобрался в рассматриваемом вопросе и в известной мере повысил свою специальную квалификацию. Действительно, чтобы построить модель субъект должен детально исследовать все заслуживающие внимание детали, выявить составляющие объект-оригинал компоненты и причинно-следственные связи между ними, понять и, вместе с тем, попытаться отразить их совместное функционирование. Решение всех этих вопросов в первую очередь осуществляется на этапе анализа проблемы, методикам проведения которого важное место отведено в системном анализе и будет рассмотрено ниже. При моделировании с необходимостью учитываются и используются, по крайней мере, три составляющие (что, как, кто): 1. Собственно объекты (объекты моделирования, объекты рассмотрения), модель которых будет строиться. В этом качестве могут выступать любые объекты (предметы, процессы, явления), причем, как реально существующие, так и виртуальные; 2. Понятийный аппарат и инструментарий, используемые для моделирования. 3. Субъекты моделирования, (один или несколько человек), которые заинтересованы в моделировании и имеют полную власть над выбором средств моделирования. Учет наличия субъекта моделирования, обладающего достаточно широкой свободой воли, является сегодня существенной новацией в области моделирования. Именно свобода в выборе объектов, целей и инструментария моделирования, а также возможность совершения ошибки придают моделированию элементы искусства. Вместе с тем, имеется ряд общих рекомендаций, которым целесообразно следовать при моделировании. Во-первых, необходимо соблюдать концептуальное соответствие между описываемой предметной областью и используемым при этом понятийным аппаратом. Во-вторых, должна соблюдаться внутренняя логическая непротиворечивость модели. Наконец, в-третьих – необходимо стремиться к однозначности интерпретации предметной области и всех соответствующих компонентов модели.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.011 с.) |