L глава 4. Методика формирования целевых проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

L глава 4. Методика формирования целевых проектов



Основные дидактические единицы: Функции специалиста социально-педагогической направленности и специфика его проектной деятельности. Специфика объектной области, целевой направленности и проектной деятельности специалиста в сфере прикладной культурологии. Логика и технология обоснования замысла локальных (целевых) проектов. Структура, содержание и специфика разработки оргпроектов. Структура, содержание, приоритетные области и специфика разработки социально ориентированных проектов. Основания и специфика характеристика аудитории в первом и втором типе проекта. Варианты проектных решений наиболее актуальных социально-культурных и личностных проблем (характеристика смысловой взаимосвязи элементов проекта: “проблема-цели-задачи-методы-форма реализации”). Общественное объединение как форма реализации проектного решения (классификация, возможности, рекомендации). Специфика и критерии характеристики аудитории социально-педагогического проекта. Семья как аудитория социально-педагогического проектирования (особенности формирования и примерное содержание проектов). “Трудные” подростки как потенциальная и реальная аудитория проектов (характеристика проблемно-целевого и содержательного разделов программ). Проблемно-целевая и содержательная характеристика проектов, адресованных пожилым. Проблемы инвалидов и возможности их проектных решений.

 4.1. СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ

Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в себя,как было показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере преимущественно “социального”, либо — “культурного”. Преобладающая ориентация разрабатываемых проектов на решение социальных или культурных проблем во многом определяет специфику проектной деятельности.

Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально-психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность, осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий, используемых прикладной культурологией.

Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и социально-культурной сфер.

Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической сфере, а также технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе "человек-среда"[72]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).

"Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство), социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации, неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и ближайшим значимым для нее окружением — школьным коллективом, семьей, неформальной группой и т.д.

Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а наоборот, социум "приблизить" к личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).

Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя социально-педагогических проблем — личность, так и социальную среду, порождающую их.

Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической ориентацией, реализуемых в том числе посредством разработки и реализации соответствующих проектов, можно отнести следующее:

социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии;

посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие социального педагога посредством различных техник в социально-психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды;

функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения;

коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих отношений между девиантами и социально-культурной средой;

Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности социального педагога. Она включает:

компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает владение социальным педагогом различными видами социально-культурного творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов и жанров искусства;

социально-культурную функцию, которая является одной из основных в функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально-культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности, несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни.

Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или неблагополучие как проблему.

Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога вторичный характер (задачи — средства).

Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения — второй.

Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные технологии использования социально-культурной деятельности в решении социально-психологических проблем (мы их уже называли — артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой и ориентированных на решение социально-психологических и социально-культурных проблем.

Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности, сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др.

Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные выше проблемы.

При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста культурологической направленности акценты меняются противоположным образом — социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до технологических приемов) является в данном случае факультативной, она реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная общность.

Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами соответствующей области практики, выявление которых требует проведения предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции прикладной культурологии).

Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:

Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом уровнях — в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);

Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектирование, направленное на оптимизацию культурной деятельности оказывается возможным и наиболее эффективным в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного регулирования.

На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.

На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политическойжизни социума, развитию исторической, экологической культурыличности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" — среды становления и развития человека.

Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого являются различные субъекты или феномены культуры),не тождественны теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно обусловлены — они задаются представлением о норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуациисубъектом — профессионалом, который принимает на себя ответственностьза данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например, "проблемное поле" прикладной культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым использованием педагогического потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих культурную инфраструктуру и др.[73]

Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной деятельности специалиста культурологической направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями не социально-психологических, а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне — определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом — задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека.

Таким образом, объектом проектной деятельности специалиста социокультурной сферы могут выступать:

Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности — создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом);

Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности);

В-третьих, сферы жизнедеятельности личности — образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности соответствующих учреждений или создание новых).

 

 4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования

Целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.

Целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования.

Можно выделить два типа целевых проектов, которые отличаются друг от друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования.

Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающийсоздание тех или иных форм негосударственных общественных объединений.

В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов:

— по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких проектных областях.

— по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная (т.е. конкретная категория или социальная группа — профессиональная, статусная, этническая, проблемная и др.)[74], или аудитория проекта смешанная.

Специфика разработки оргпроектов:

1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации.

Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально-психологической среды и социально-психологической культуры, духовно-нравственной среды и соответствующей культуры т.д.

На втором месте по значимости — социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на социальные группы, не входящие в социальную базу общественной организации[75]. Ориентация на решение социальных проблем — это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников).

Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения — определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности[76].

2. Специфика области проектирования. Оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.).

3. Особенности социальной базы. Аудитория оргпроекта чаще всего — смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно — они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения.

4. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) — это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организаций.

Общая логика разработки целевых проектов первого типа выглядит следующим образом:

 

Содержание социально-культурных проблем   Приоритетная сфера социально-культурной деятельности
       
Аудитория проекта (характеристика потребностей, интересов, проблем)   Цели и задачи проекта
       
Направления и содержание деятельности     Форма реализации проекта

Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области. Например, дискуссионный политический клуб, призванный решить соответствующие проблемы в сфере политической культуры (такие, как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; социально-политическая пассивность и апатия населения, падение интереса к политической жизни и др.), может иметь разный социальный состав — молодежь, подростков, пожилых и т.д., но тематика его диспутов, дискуссий и конференций в любом случае будет связана с общественно-политической проблематикой.

И тем не менее, специфика аудитории проекта весьма существенно определяет его содержательную часть, а потому необходим тщательный анализ проблем, интересов и потребностей той группы населения, которой он адресован. Если формой реализации проекта будет та или иная самодеятельная общность (например, объединение, клуб по интересам и т.д.), то необходимо учитывать, что для участников самодеятельности характерна, как правило, двойная мотивация: во-первых, на достижение инструментального результата (в зависимости от специфики объединения и содержания его деятельности) и, во-вторых, на самовыражение, признание, самореализацию личности в общности (в том числе и средствами социально-культурной деятельности). Это качество, в частности, отличает самодеятельное художественное творчество от аналогичных видов профессионального искусства. Например, в объединениях и клубах художественной или искусствоведческой направленности обращение к литературе, театру, кино, музыке не является самоцелью, а служит средством развития навыков самоанализа и самооценки, способностей понимать себя и других.

Структура и содержание разделов оргпроекта

В 1 разделе проекта содержится его название, которое должно, по возможности, отражать его основную идею. Например, ”Зеленый патруль”, Экологический вестник”, ”Экологический ринг”, ”День за городом”, Центр экологического воспитания, “Мемориал погибших деревень”, “Экологический туризм”, “Юношеский парламент” и др.

2 раздел сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере культурной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос “почему?”.

Например, актуальность проекта “Политический клуб-кафе” может быть вызвана такими проблемами как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных групп населения; непредставленность в СМИ реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу.

3 разделаудитория проекта (ответ на вопрос “для кого?”). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

Как правило, аудитория в первом типе проектов является неоднородной с точки зрения социального, социально-демографического и профессионального статуса, ибо точкой отсчета при разработке является проблематика в рамках той или иной области социокультурного проектирования (в художественной, исторической, социально-психологической, политической культуры и т.д.). Поэтому характеристика аудитории проекта осуществляется путем анализа общего интереса или наиболее типичных потребностей человека или социальной группы, которые могут быть реализованы в рамках проекта (в частности, в признании, самовыражении, самореализации и т.д.).

Программы, формируемые на основе доминирующего интереса (к искусству, политике, истории, спорту и т.д.), ориентируются, как правило, на уже существующие и действующие группы – по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, культурно-досуговом учреждении.

Между вторым и третьим разделом проекта существует не только прямая, но и обратная связь. В частности, специфические социально-культурные проблемы аудитории могут уточнить приоритетные области проектирования и существенно скорректировать содержательную часть проекта.

Возьмем, например, наиболее существенные социально-культурные проблемы лиц некоренной национальности. Исследования показывают, что одним из факторов, формирующих у данной категории населения миграционные намерения, оказалась неудовлетворенность социально-культурными условиями жизни, а уже потом – материальные и бытовые аспекты. В частности, из 13 тыс. опрошенных крымских татар, проживающих в других регионах, 69% отметили неудовлетворенность именно этими условиями и выразили надежду удовлетворить их, вернувшись в Крым. У 18,5% этнокультурные ориентации оказались доминирующими: сохранение патриархальных традиций, общение в собственной национальной среде, отправление мусульманских обрядов[77]. Из этого следует, что предоставление условий и гарантий для национально-культурного самоопределения в рамках «другой» культуры может оказаться удерживающим фактором, сглаживающим социальные, национальные и демографические противоречия[78]. Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о том, что проектная область для данной категории концентрируется вокруг двух сфер проектирования – художественной и исторической культуры.

4 раздел — цели и задачи проекта (ответ на вопрос “зачем?”). Как уже отмечалось, цели — это, как правило, “перевернутые” проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, — они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

Рассмотрим в качестве примера типичные цели и задачи проектов, разрабатываемых в наиболее актуальных областях проектирования:

Цели и задачи проектов в сфере художественной культуры: создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков путем включения их в различные виды художественной деятельности, приобщения к духовным ценностям; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения; пропаганда лучших образцов отечественной и зарубежной классики, сохранение и обогащение традиций музыкальной жизни (района, города); создание условий для полноценного художественного развития детей, проживающих в отдаленных от центра поселениях; реализация возможностей искусства в оптимизации семейных отношений, возрождение культуры семейного художественного творчества; выявление одаренных в художественном отношении детей и подростков и содействие их дальнейшему профессиональному самоопределению; использование художественной самодеятельности в качестве средства реабилитации детей, страдающих различными нарушениями; возрождение и сохранение народных традиций, технологий и ремесел путем воспитания интереса и приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; обеспечение преемственности традиционных художественных ценностей, знаний, умений, технологий; художественное развитие личности на основе изучения и овладения традиционными видами художественной деятельности; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства; создание условий для продуктивного творчества, общественного признания и востребованности мастеров народных промыслов и ремесел — носителей художественных ценностей и уникальных технологий; создание новых рабочих мест и расширение социальной базы традиционных художественных ремесел и промыслов за счет приобщения к ним детей, подростков, инвалидов, пожилых, безработных.

Цели и задачи проектов, разрабатываемых в сфере исторической культуры: возрождение историко-культурной самобытности и своеобразия (района, города); восстановление преемственности культурных и духовно-нравственных традиций; воспитание интереса, любви и уважения к истории края, его традициям, к национальной культуре, родному языку; поддержка инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; стимулирование осознанного участия жителей в пропаганде исторического наследия, сохранении памятников истории и культуры; воспитание доброжелательного отношения между представителями различных национальных, религиозных и культурных групп, способности понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общность всех народов, признавать универсальность человеческого опыта и взаимозависимость всех людей; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству, патриотическое воспитание детей и подростков; формирование личности на примере героев и защитников Отечества, биографий местных жителей и других известных людей, составивших славу города, региона.

Цели и задачи проектов в сфере социально-психологической и духовно-нравственной культуры: воспитание коммуникативной культуры личности, развитие качеств и способностей к переживанию, состраданию, сочувствию; формирование в человеческой общности (в семье, неформальной группе, самодеятельном объединении) гуманного, доброжелательного социально-психологического микроклимата, психологической безопасности; воспитание интереса и навыков совместной деятельности; создание в общности (в семье, классе, неформальной группе) условий, способствующих развитию индивидуальности, удовлетворению потребностей в признании, самовыражении, общении, уважении окружающих, в психологической поддержке.

5 раздел — форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: социально-культурный центр, Дом ремесел, общественное объединение, фонд, клуб, отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических и т.д.), конкурсная программа (например, на лучшее озеленение улиц, дворов, балконов, программы по педагогическому, экологическому просвещению семьи и др.).

Наиболее распространенным вариантом формы реализации проекта первого типа является общественное объединение [79], которое отвечает наиболее сущностным потребностям человека в общении, принадлежности, признании. Оно формирует своеобразную «среду обитания» — со своим укладом, духовной атмосферой, обрядами, ритуалами, где участники проводят значительную часть своей жизни, многие из них как бы заново обретают смысл существования. При соответствующих условиях и квалифицированной социально-психологической помощи объединение способствует национально-культурному самоопределению, формируют чувство коллективизма, пробуждают человеческую потребность в принадлежности, закрепляют социально-психологическую и духовно нравственную общность людей. Незаменимую роль самодеятельная общность играет для лиц, сменивших место жительства – мигрантов, которые обретают здесь личностно значимую человеческую среду, где их принимают как «своих»; для «маргинальных» личностей, утерявших социальную и психологическую самоотождествленность, находящихся «на границе» двух или более «миров», систем ценностей и не способных принять ни од



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.056 с.)