Классификация логистических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация логистических систем



Подавляющая часть реально существующих логистических систем обладает свойствами больших сложных систем, которые были рассмотрены нами в курсе «Основы системного анализа». Эти основные свойства таковы:

- логистические системы являются большими потому, что состоят из большого числа элементов (звеньев), большого числа взаимосвязей между отдельными элементами, большого числа воздействующих на систему внешних факторов;

- логистические системы являются сложными потому, что характер взаимодействия между звеньями, выполняемые системой функции, организация управления, стохастичность воздействий на систему со стороны внешней среды, делает управление такими системами сложным, т.к. для эффективного управления недостает необходимой информации, и управленческие решения часто приходится принимать в условиях ее недостатка или даже отсутствия.

Дополнительную сложность логистическим системам придает тот факт, что предприятия и организации, вовлеченные в логистическую систему, могут быть разных форм собственности и иметь различные организационно-правовые формы; цели их функционирования могут быть различными; производственные структуры, входящие в систему, могут иметь различные мощность, уровень концентрации производства, разное технологические оборудование и ресурсы; они, а также средства транспорта, трудовые ресерсы, могут быть рассредоточены территориально, и т.д. А поскольку логистика предполагает интеграцию всех видов деятельности, охватываемых данной логистической системой, и их сквозным управлением, то для координации действий при создании логистической системы необходимо предусматривать образование специального органа высшего логистического менеджмента.

Логистическое управление может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.

Макрологистическая система – это система управления, охватывающая промышленные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в определенном регионе планеты, страны или группы стран, субъекта федерации и т.п.

В соответствии с этим макрологистические системы делятся на:

- глобальные, к которым относятся государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом; межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран; и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов;

- региональные, которые в зависимости от размеров региона и подчиненности бывают районными и межрайонными, городскими, областными (краевыми) и межобластными), республиканскими и межреспубликанскими.

Цель макрологистических систем - обеспечение эффективного взаимодействия всех указанных предприятий для получения максимальной прибыли каждым из них.

На этом уровне решаются такие вопросы, как:

- выбор формы снабжения и сбыта продукции для различных групп производителей и потребителей;

- выбор вида транспорта, организация и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах;

- рациональное размещение складского хозяйства, грузовых терминалов, диспетчерских центров;

- разработка общей концепции распределения в данных административно-территориальных образованиях;

- формирование материальных балансов в данном территориальном или административно-территориальном образовании (регионе), и т.д.

В качестве критерия оптимизации в макрологистических системах в принципе может использоваться основной логистический критерий, а именно: критерий минимума общих логистических издержек (затрат), однако этот критерий часто корректируется под воздействием требований политики, экологии, исходя из различных соци-

альных, военных и др. целей, действующих на макроуровне.

Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана специальная макрологистическая система оптимизации и управления грузовыми транспортными потоками в плане оптимальной маршрутизации, рассредоточения транспортных потоков, переключения перево-

зок с одного вида транспорта на другой, более экологичный, и т.д.

Микрологистическая система - система управления, охватывающая внутрипроизводственную логистическую деятельность фирмы, включающую подготовку и планирование производства во взаимосвязи со снабжением, сбытом, транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами.

Микрологистические системы являются, таким образом, подсистемами макроструктур, строящимися внутри также на принципах логистики.

Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и объединенные (интегрированные) микрологистические системы.

Внутрипроизводственные системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства. Если определена производственная программа, то основными задачами микрологистики будет:

- эффективное использование МР;

- сокращение производственных запасов в технологическом цикле;

- ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы;

- контроль и управление запасами МР, продукции НП и ГП в складском хозяйстве фирмы-производителя;

- оптимизация работы внутрипроизводственного транспорта.

Критериями оптимизации во внутрипроизводственных логистических системах обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная продолжительность производственного цикла при условии обеспечения нужного уровня качества ГП.

Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до уровня производственного (структурного) подразделения предприятия, например, участка, цеха, или даже рабочего места. Но мы в дальнейшем не будем рассматривать внутрипроизводственную деятельность предприятий так подробно, мы будем ограничиваться уровнем всего предприятия – изготовителя продукции.

Внешние логистические системы создаются для оптимизации и управления материальными и сопутствующими потоками при их движении от фирмы-производителя до конечного потребителя, т.е. они охватывают стадии закупок МР, распределения и сбыта (продажи) ГП.

Типичными задачами внешней микрологистики являются:

- реализация плана поставок в соответствии с потребностями производства, которые, в свою очередь, ориентированы на выполнение заказов потребителей;

- контроль плана сбыта в соответствии с имеющимися заказами;

- управление запасами МР и ГП;

- оптимизация затрат как в отдельных звеньях логистической системы, так и общих затрат по всему процессу товародвижения;

- обеспечение высокого уровня качества обслуживания потребителей.

Говоря о внешних микрологистических системах, нужно отметить один важный момент. Дело в том, что система снабжения производителя продукции материальными ресурсами (система закупок) – это полностью или частично система сбыта поставщика (поставщиков) этих МР. Принципиальный вопрос здесь – место передачи прав собственности от поставщика МР к производителю ГП. Условия передачи прав собственности обычно закрепляются в договоре поставки (купли-продажи). И тем не менее, поскольку логистические стратегии и задачи поставщиков МР и производителей ГП могут не совпадать, то между ними вполне возможны конфликтные ситуации. Чтобы этого не было, производители часто вынуждены создавать свои собственные логистические структуры закупок МР, отличные от распределительных систем поставщиков. Эти структуры, выполняющие функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопереработке, вместе с соответствующими сбытовыми структурами поставщиков и составляют внешнюю логистическую систему, которую часто называют логистичекой системой снабжения (закупок) фирмы-производителя. Основная задача таких систем – согласование целей и координация функций с поставщиками и посредниками.

В соответствии с внешними производственными функциями логистики (снабжение, физическое распределение, сбыт) существуют и соответствующие микрологистические системы управления в сфере закупок, распределения, сбыта. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована лишь при появлении объединенных (интегрированных) логистических систем управления, объектами которых являются процессы закупок МР и организации снабжения, внутри производственные логистические функции, логистические операции в распределении, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном обслуживании. Эти процессы в совокупности с сопутствующими информационными и финансовыми потоками образуют функциональную логистическую среду, в которой в целом (интегрированно) взаимодействует внутрипроизводственная логистика фирмы и ее внешние логистические посредники.

Логистическое управление в интегрированной системе обеспечивает такую организацию работы фирмы и ее логистических партнеров, которой достигается оптимальное движение МП, ИП и ФП. Этим обеспечивается получение максимально возможной прибыли, усиление роли фирмы на рынке, достижение конкурентных преимуществ.

Основными критериальными концепциями, на которых базируются интегрированные системы управления – это концепции минимальных общих затрат и управления качеством на всех этапах товародвижения.

Микрологистическая система укрупненно может быть изображена в виде следующей схемы.

 

 


 

Из схемы видно, что микрологистическая система представляет собой организационно-функциональную структуру, охватывающую базисные логистические функции (снабжение, производство, сбыт), координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками в которых осуществляет высший логистический менеджмент. При этом звенья логистической системы (ЗЛС) могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), кото-

рые призваны выполнять те или иные логистические операции и функции.

На схеме показаны логистические операции и функции, выполняемые ЗЛС в процессах снабжения, производства и сбыта. Кроме прямых МП ресурсов и ГП показаны

также т.н. возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта и снабжения возвращаемой ГП, тарой, возвратными (вторичными) МР и отходами.

В зависимости от степени охвата логистических функций и цели создания представленная на схеме общая структура микрологистической системы может функционировать и как внутренняя, и как внешняя, и как интегрированная логистическая система. Координирующим работу всех элементов системы и принимающим главные управленческие решения на внутрифирменном уровне является либо специальный отдел логистики, либо т.н. интегральный логистический менеджер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.014 с.)