Письменность и литературная традиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письменность и литературная традиция



Письменность у восточных славян появилась приблизительно в первой половине IX века.

Лингвисты, анализируя тексты договоров русских князей с Византией 911, 944 и 971 гг., считают, что они были составлены двумя языками - греческим и старорусским.

Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в 60-70-х годах IX века византийский император Михаил III отправил к славянам двух братьев-священников Константина (в монашестве - Кирилл) и Мефодия.

Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянский (староболгарский) язык Евангелие.

К началу 11 века на Руси использовались две системы письма - кириллица, которая базировалась на греческом алфавите, и глаголица, разработанная Кириллом фонетическая система, которая была менее популярна.

Причем еще к ІХ века местное население пользовалось азбукой из 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы.

К особенностям письменной культуры Руси следует отнести образование двух типов литературного языка: церковнославянского и близкого к просторечию древнерусского.

Первый использовался при написании церковно-поучительной литературы и жития, языком, близким к разговорному, велась деловая переписка, составлялись юридические акты ("Русская правда"), летописи, памятки светской литературы ("Слово о полку Игореве"). Письменная литература, которая сформировалась в Киевской Руси в начале ХI века, опиралась на два важнейших источника - устное народное творчество и христианскую традицию, которая пришла из соседних государств, в первую очередь Византии.

В произведениях литераторов того времени широко использовались героические и обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки, заговоры и заклинания.

С утверждением христианства большую роль начинает играть переводная литература. В литературных связях Киевская Русь тяготела к Византии, которая была центром античных и восточно-средиземноморских ценностей.

Из Константинополя в Киев вскоре после введения христианства стали поступать церковные и светские произведения на греческом и других языках. Одним из первых был перевод Евангелие, выполненный в Киеве диаконом Григорием для новгородского посадника Остромира - Остромирово Евангелие. Также распространялись апокрифы - произведения религиозного содержания, неканонизованные церковью.

Впоследствии на Руси появились оригинальные произведения.

Жанры оригинальной литературы:

1. По-видимому, первым самостоятельным жанром древнерусской литературы стало летописание. Начало его относят еще к концу Х века. "Повесть временных лет" Нестора, является летописным произведением, созданным в начале XII века на основе нескольких более давних летописей X - XI веков.

Важнейшим отличием древнерусских летописей от западноевропейских было то, что они писались на родном языке, а не на латыни.

 

С началом раздробленности Руси летописи составлялись в каждом большом феодальном центре. Последними из летописных русских сводов, которые дошли до нас, Киевский (1200) и Галицко-волынский (конец XIII века).

 

2. В таком жанре оригинальной литературы Руси, как философско-богословская публицистика, сочетали художественное совершенство и идейная направленность. Первым ее образцом стало "Слово о законе и благодати" монаха Иллариона, которого князь Ярослав Мудрый поставил в 1051 году митрополитом. До него все киевские митрополиты были греками и присылались из Византии. В этом произведении, написанном в панегирической форме, - торжественной проповеди, Илларион развил основные темы: о мировом значении крещения Руси; высокой миссии князей Владимира и Ярослава и о величии Русской земли.

3. В особенный жанр оригинальной литературы Киевской Руссы выделились наставления. Князь Святослав Ярославич создал знаменитый "Изборник", посвященный проблеме, "яко подобает человеку быть". Перу князя Владимира Мономаха принадлежит "Поучение" (12 в.), адресованное детям. Главная его идея - беспокойство о судьбе Руси, которую разрывали княжеские усобицы, призыв к единству.

4. Популярным жанром была литература житийная (агиографическая). Важное место заняли жития святых - биографии духовных и светских лиц, канонизованных церковью. Входя в состав христианских государств, Киевская Русь заботилась о создании культа собственных святых и их жизнеописаний.

Позже на Руси стали складываться и жития монахов-подвижников. Примером служит написанное Нестором-летописцем "Житие Феодосия Печерского"(1080-е годы), одного из основателей Киево-Печерского монастыря.

5. Особенную популярность получили патерики - сборники житий, составленные не по календарному, а по так называемому географическому принципу. Высокими достоинствами отмечен "Киево-Печерский патерик"(13 в.) - сборник рассказов о монахах Киево-Печерской Лавры.

Вершиной художественного творчества стала героическая поэма "Слово о полку Игореве" (конец 12 в.). В ней широко представлены:

народная символика,

мифология,

обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добропорядочность защитников государства.

Образование и научные знания

Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства.

Во времена княжества Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало.

Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах.

В Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для детей знати, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Самым распространенным, очевидно, было индивидуальное обучение. Внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 году учредила в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее учредил Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Руси составлял по меньшей мере 130-140 тысяч томов.

В Киевском государстве начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную отрасль духовной культуры. Очень важными были связи с Византией - главным оплотом античного наследия, почти утраченного в Западной Европе. Получили популярность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель).

Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: "Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистичных и фантастических описаниях животных,

и "Шестиднев " - толкование 6 дней сотворения мира.

Часто ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известный писатель, врач Агапит (Агапий) - монахом Печерского монастыря, философ, оратор Климентий Смолятич - митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровский - епископом.

 

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, волхвы, против которых выступало духовенство. Но в XI - XII веках место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов.

В ХI веке в Печерском монастыре лечили Демьян-пресвитер и Агапит - "Безмездный лечец" Руси, как его называет "Киево-Печерский патерик".

Итогом накопления данных в разных областях знания стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал "Изборник" митрополита Иллариона (в 1073 г.).

 

Характерные черты образования и науки Киевской Руси:

1. Открытость миру, активное заимствование и использование достояния других народов, что выражалось в использовании греческого и латинского языков, широкой переводческой деятельности образовательных центров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.006 с.)