Во-первых, коллективное хозяйство, земледелие и скотоводство. Занимались также охотой и рыболовством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во-первых, коллективное хозяйство, земледелие и скотоводство. Занимались также охотой и рыболовством.



Во-вторых, поселения возводились на открытых местах, без оборонных сооружений. Они имели форму круга, середина оставалась пустой и использовалась в качестве ограды для скота.

В-третьих, трипольцы жили большими родами, которые возглавлялись женщинами. Исследования показывают, что общественным строем у них был матриархат.

В-четвертых, наряду с высокой культурой земледелия и скотоводства у трипольцев существовал большой интерес к искусству. Значительное распространение получило изготовление керамических изделий бытового назначения: горшков, мисок, крынок, декоративной керамики для украшения жилья. Их художественный уровень на то время был очень высок.

В-пятых, трипольцы имели достаточно развитые религиозные верования и обряды захоронений. В их жилье найдено жертвенники, которые имели форму равноконечного креста. Крестовидные возвышения служили местами жертвоприношений богам, которым поклонялись трипольцы.

Трипольская культура считается наиболее развитой земледельческой культурой времени энеолита на территории Украины. Ареал ее распространения находился в Украине, Молдове и Восточной Румынии.

Киммерийцы, скифы, сарматы и их культура.

Киммерийцы - древние кочевники, которые жилы на территории Северного Причерноморья в 10 - 7 веках до н.э. Они появляются в украинских степях в конце бронзового века.

Это самый древний народ на территории Украины, название которого донесли до нас письменные источники, например, древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.).

В художественном творчестве киммерийцев следует выделять два главных компонента декоративно-прикладное искусство и резьба по камню.

Когда на территориях поселения киммерийцев появились завоеватели-скифы, то они слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифский язык и бытовые особенности скифов.

Культура скифов.

У скифов сохранились черты предшественников. Похожие (но не одинаковые), например, формы и орнамент керамики, скифский обряд захоронения и тому подобное.

Появление и проживание однородной скифской культуры по всей степи Украины состоялись в VII -ІІІ столетии до н.э., впоследствии на территории Крыма к ІІІ ст.н.е. Расцвет железного века не только совпал с установлением там хозяйств скифов, но и стал одной из главных причин изменений в культуре местной и той, которая пришла.

Древний историк Геродот (VI ст. к н. е.) описал социальную дифференциацию скифского общества. По его мнению, оно разделялось на три общественных группы: царских скифов, скифов-воинов, которые заселяли причерноморские степи и занимались скотоводством, и скифов-земледельцев, которые жили в лесостепной зоне Поднепровья.

Скифское искусство хорошо известно в основном благодаря предметам из захоронений - скифских курганов - культовых достопримечательностей 7 - 3 ст. до н.э., например, Толстая Могила, Гайманова Могила, Братолюбовский курган.

 

(с а м о с т о я т е л ь н о) Скифское художественное творчество, создала свою неповторимую символично-знаковую систему образов, ярко представленных в особенном течении декоративно-прикладного искусства. В частности, самыми популярными стали изображение разных животных, которое послужило основой создания самобытного и неповторимого скифского звериного стиля (анималистического), известного на большой территории, - от Северного Причерноморья в Среднюю Азию и Сибирь.

Некоторые ученые считают, что в основе звериного стиля лежат магические представления скифов о попытке завладеть качествами, какие присущие зверю: быстрота, сила, меткость. Другие же склонны видеть связь между звериным стилем и, мифологией, когда скифские боги имели зооморфный образ. Иногда звериный стиль рассматривают как символично-знаковую систему, которая воплощала общие представления о мироздании. Вполне вероятно, что отдельные обиды звериного стиля, которые достигают тотемистических представлений, были приспособлены к условиям иерархически-сословного общества. Распространенное мнение исследователей относительно тотемистического значения образа оленя, от которого и происходит этноним "скифы".

Шедеврами скифского искусства являются рисунки на известных вазах из Гайманової и Чортомлицької могилы; гребень из Солохи и пектораль из Толстой могилы. Художественный вид имеют скифские каменные статуи с изображением воинов. Оригинальная достопримечательность скифской скульптуры - изображение бога Папая, которое найдено на Лысой горе в Днепропетровской области. От скифов, по мнению О. Прицака, украинцы унаследовали некоторые элементы одежды (белую рубашку, сапоги, островерхую казацкую шапку), отдельные детали вооружения (сагайдак, пернач), позаимствовали отдельные слова (собака, топир и др.).

 

Золотая Пектораль

Непревзойденным шедевром еллино-скифського искусства является золотая пектораль из Толстой Могилы (Днепропетровская область). Она массивна, ее вес 1 кг, диаметр - свыше 30 см. На ней размещено изображение тремя ярусами, разделенными толстыми витыми золотыми жгутами. На нижнем ярусе символично образно показано представление скифов о потустороннем мире. Верхний ярус - мир людей, "космос", который противостоит хаосу. Средний ярус из замечательного переплетения растительного орнамента символизирует Мировое древо, что сочетает два непохожих миры. В центральной части верхнего фризу представлено ритуальное действо - шитье одежды из овчины. Этому ритуалу много древних народов приписывали магическую способность обеспечить богатство, в частности приплод животных.

В II в.в. до н.э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полосу западного побережья Северного Причерноморья.

Сарматы

Господство сарматов в Северном Причерноморье относят к II ст. до н.э. - IV ст.н.э. Сарматы жили между Доном и Уралом. По свидетельствам Геродота, они говорили испорченным скифским языком, то есть, как и скифы, были ираноязычными. Сарматская культура была подобна скифской, но так и не превзошла последнюю. Сарматы, как и скифы, в искусстве развили звериный стиль со свойственными им особенностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.006 с.)