Вербальная коммуникация (речевое общение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вербальная коммуникация (речевое общение)



Осуществляется по определенным законам, что предполагает:

1. Партнерский тип общения. В качестве партнера по вербальной коммуникации могут выступать как вторые и тре­тьи лица (интерперсональное, или внешнее общение), так и сам субъект, общающийся сам с собой (интраперсональное, или внутреннее общение).

2. Наличие инструмента вербального общения — языка. Формой реализации языка является речь. Использование язы­ковых средств вербальной коммуникации относится к важней­шим видовым свойствам человека и является специфической чертой человеческого общества. Язык— выработанная в процессе исторического развития человечества система средств и знаков общения. Овладевая в процессе онтогенеза языком, человек овладевает процессом вербального общения. Таким образом, речь — процесс вербального общения посредством языка. Психология изучает речь, а не язык. Язык един для многих, речь строго индивидуализирована. В процессе об­щения человек использует лишь часть языкового богатства.

3. У речи есть ряд интегрированных в речевом потоке функций:

• функция общения — первая и главная функция речи. Это средство передачи знаний, опыта, мыслей, мнений, эмоциональных состояний, отношения к себе самому и окружающему, а также побуждение к действию и (или) взаимодействию;

• сигнификативная (обозначающая) функция — обозначе­ние предметов, явлений, качества, свойства, связей и т. п., что отличает речь от информационных звуков жи­вотных; последние выражают состояние животного: го­лод, страх, довольство, опасность, боль и т. п.;

• функция обобщения и абстрагирования — средство об­разования, развития и выражения мыслей, отражение су­щественных свойств, качеств, явлений, абстрагирование от их конкретных признаков;

• побудительная функция — инициация к действию, актив­ности, поведению;

• указательная функция — индикативная;

• предикативная функция — высказывание, изложение мыслей;

• выразительная функция — эмоциональная сторона речи.

4. Речь и язык — специфические формы отражения реаль­ности. Они отражают объекты, субъекты, явления, свойства, качества, взаимоотношения, реально существующие в природ­ной, социальной среде и внутри человека, а также их связи, в том числе причинно-следственные. То, чего нет в реальнос­ти, нет в языке и речи (воображение, изобретение, реформы также отражают реальность и степень познания ее законов).

5. Язык представлен специальными речевыми знаками (символами, словами) — образами образов. Важнейшими их качествами являются: общепринятость, единственность, об­щеизвестность и общепонятность. Это означает, что партне­ры используют при вербальной коммуникации слова, вкла­дывая в них определенное содержание, смысл, которые оди­наково воспринимаются всеми участниками общения. По­нимание диалогической речи связано еще с полисемантиз­мом слов, с учетом их смысла в каждом конкретном случае. Т. е. речевая диалогическая коммуникация (в отличие от аутокоммуникации) предполагает неоднозначность и неодинаковость использования знаков-слов, что требует, чтобы партнеры по общению принимали в расчет «смысловые поля» друг друга.

6. Вербальное общение предполагает пользование еди­ным и понятным всем языком. Использование языка, неиз­вестного партнеру по общению (например, китайского в рус­скоязычной аудитории, мертвого языка в бытовой вербаль­ной коммуникации), сводит общение к нулю.

7. Вербальная коммуникация диалогична и имеет два вида:

• интерперсональная, или внешнее общение — общение со вторыми или третьими лицами, конкретное или аноним­ное, устное или письменное;

• интраперсональная, или внутреннее общение — внутрен­няя речь, обращенная к самому себе.

8. Коммуникация всегда предполагает обратную связь (личностный и межличностный смысл), она всегда диалогич­на. Диалогичность речи требует речевых ответов, что связа­но с потребностью в том, чтобы партнер распознал и понял посылаемую ему информацию, осмыслил ее, дал речевой или невербальный ответ, в котором информировал бы о степени успешности распознания речевого посыла, отношении к нему, привел бы свои доводы или контрдоводы, а также про­явил степень своей заинтересованности в поддержании по­добного диалога.

9. Речь имеет свои собственные законы. Важнейшим из них является наличие логики. Логика — отражение реально существующих в природе и обществе связей с помощью ре­чевых построений, интимно связанных с мышлением, его ка­чествами, процессами.

10. Свои законы имеет и язык. Это законы филологии, в соответствии с которыми и строятся языковые конструкции. Одним из важнейших требований к языку является наличие промежутков (временных или полиграфических) между сло­вами, которые отделяют их друг от друга.

11. Речь должна быть продуктивна.

12. Речь может быть устная и письменная, жестовая (язык глухонемых), экспрессивная (направленная вовне) и импрес-сивная (направленная внутрь), диалогическая и монологичес­кая, внутренняя, в виде проговаривания про себя, средства мышления или внутреннего программирования, а также эго­центрическая, свойственная онтогенетическому этапу развития психики ребенка, когда происходит переход от внешней речи к внутренней и ребенок как бы разговаривает сам с собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)