Экономические взгляды Шумпетера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические взгляды Шумпетера



 

Йозеф Шумпетер(1883—1950 гг.) попытался создать целостное представление о механизме функционирования рыночной экономики, спрогнозировать вероятностный вариант ее развития.

В творчестве Шумпетера можно выделить три направления: 1) мето­дология и история экономического анализа («Сущ­ность и основное содержание теоретической политэкономии», «История теорий и методов», «История экономического анализа»); 2) теория экономической динамики («Теория экономического развития», «Эко­номические циклы»); 3)концепция экономического развития(«Социология империализма», «Социальные классы в эти­чески однородном окружении», «Капитализм, социализм и демократия»).

Главная особенность теории экономической динамики и кон­цепции экономического развития Шумпетера состоит в том, что он концентрирует внимание на иных, нежели маржиналисты производственных факторах. Поэтому у него есть четкое разграничение между состоянием статического равновесия (исследовал Л. Вальрас) и процессом развития сис­темы (динамикой), а это явилось определенной новацией в неоклассической теории. Описание статической модели Шумпе­тера не расходится с маржинальной концепцией. Данное состояние системы он называет хозяйственным кругообо­ротом, в котором все доходы равны затратам, ценность любого продукта производства равна ценности использованных производственных факторов, формирование стоимости (ценности) происходит в соответствии с законом альтернативных издержек. Но в предложенной ранее модели статического равновесия (Вальрас), по мнению Й. Шумпетера, нет места ни прибыли, ни проценту, модель не делает различия между настоящими и будущими доходами, не проясняет при­роды прибыли, а, следовательно, не может разъяснить ни проблему мотиваций к хозяйственной деятельности, ни проблему хозяйственного развития как такового.

В модели Шумпетера движущей силой хозяйственного развития является деятельность предпринимателя, так как нарушается равновесие системы и ее структурных состав­ляющих, но происходит это изнутри (предприниматель - это внутренний ис­точник развития). К числу предпринимателей он относит далеко не каждого субъекта хозяйства, занимающегося производственной или коммерческой деятельностью и стремящегося максимизировать доход, Шумпетер проводит четкое разграничение между понятиями «ка­питалист» и «предприниматель».

Понятие «предприниматель» было впервые введено предшествен­ником классической школы Ричардом Кантильоном (умер в 1734 г.). Предприниматель не обязательно лицо, занимающееся чисто производственной деятельностью, это субъект, несущий риск при покуп­ке товара по известной цене и не знающий будущей выручки от его реа­лизации. Таким образом, в группу предпринимателей попадали лица, свя­занные как с производством товара, так и с его реализацией, включая даже криминальные и маргинальные слои общества. Позднее концепцию предпринимательского риска развил немецкий экономист Иоганн Ген­рих Тюнен (1783—1850 гг.) в работе «Изолированное государство», он определял предпринимательскую прибыль как доход, остающийся от ва­ловой прибыли после выплаты процента на инвестированный капитал, платы за управление и страховой премии по исчисляемым рискам по­терь. В итоге доход предпринимателя, по Тюнену, связан с непредсказу­емым, неисчислимым риском.

Шумпетер в сравнении со своими предшественниками ха­рактеризует предпринимателя как субъекта, обладающего особы­ми психологическими чертами характера, поведением, который предпочита­ет риск, рассчитывает на собственные силы, имеет собственное мнение, ценит независимость, стремится к успеху, наконец, глав­ное, стремится к нововведениям.

Сопоставляя мотивы хозяйственной деятельности в условиях статики и динамики, Шумпетер показывает их принципиальные от­личия. В условиях статики (простого воспроизводства) в ос­нове мотивации лежит рациональное поведение (максимизация полезности или выгоды), а в условиях динамики мотивы действий предпринимателя основаны на ином рационализме, иных мотивах поведения. Деятельность предпринимателей нарушает равновесное состо­яние системы и приводит в действие ряд принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), используются новые технологии и организации производства, в результате создается новый продукт, открываются новых рынки сбыта и ис­точники сырья. По мнению Шумпетера предприниматель лишь использует имеющи­еся ресурсы (факторы) в иной комбинации и тем самым открыва­ет новые пути получения прибыли, поэтому сущность экономического развития заключа­ется в постоянных изме­нениях (в технике, технологии, организации и т.д.), т.е. в дина­мике. Постоянные инновации, нововведения являются главным источником прибыли, не существующей в условиях простого вос­производства (статики). Прибыль появляется при условии посто­янного движения от одной траектории хозяйственного развития к другой. Исчезая и возникая, прибыль создает стимул для движе­ния ресурсов, переоценки вклада факторов производства и т.д. Следовательно, смысл экономического развития заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, поскольку любое новое рав­новесие будет взорвано изнутри.

Концепция экономического равновесия Й. Шумпетера позво­ляет по-иному взглянуть на кате­гории капитала, процента и денег. Капитал не есть некий единый для всей экономики фонд. Но следует учитывать, в чьих руках находится этот фактор. С этих позиций Й. Шумпетер рассматривает категории кредита и денег. Предприниматели не могут обойтись без банковского кредита для приобретения средств производства. Банки предоставляют кредит, обеспечивая необходимое перераспределение общественного ка­питала, т.е. банки «стоят между теми, кто желает осуществлять новые комбинации, и владельцами средств произ­водства... Банкир делает возможным осуществление новых ком­бинаций и, выступая от имени народного хозяйства, выдает пол­номочия на их осуществление». Плата за предоставление возможностей «осуществлять новые комбинации» составляет сущность процента. Таким образом, основная роль капитала, кредита, по Шумпетеру, заключается в активном участии в инновационном процессе, результатом которого является рост прибыли.

Теория развития заставляет несколько по-иному взглянуть и на феномен конкуренции, и монополии. Шумпетер вводит новые понятия - эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффектив­ная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, так как осуществляется на основе инноваций, изменяющих экономическую среду, поэтому возникает возможность получе­ния доходов благодаря производству новых предметов или пред­метов, ранее производимых, но более дешевым рациональным способом. Эти новые продукты и методы хозяйствования конку­рируют со старыми, одерживая верх и обеспечивая прогресс, поступательное развитие. Этим эффективная конку­ренция отличается от ценовой конкуренции в условиях простого воспроизводства.

Новатор превращается в монополиста, поскольку является производителем уникального продукта. Данная моно­полия и названа эффективной, в отличие от монополии, основанной на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы. Получаемая сверхприбыль обеспечена нововведением. Сверхприбыль эффективной монополии исчезает по мере рас­пространения нововведений, используемых другими субъек­тами хозяйства. Получение новой сверхприбыли связано с последующими нововведениями. С эффективной монополией несовместимы та­кие характеристики, как застойность, эксплуатация и другие не­гативные для общества последствия, поэтому, делает вывод Шумпетер, выигрывает, в конечном сче­те, все общество, несмотря на частный характер присвоения сверх­прибыли эффективной монополией.

С новаторской деятельностью Й.Шумпетер связывает и цик­лическую форму развития экономики. В работе «Экономические циклы» устанавливается взаимосвязь между тремя уже из­вестными науке циклами: длительными (Кондратьева), средними (Жюглара) и короткими (Китчина). Данные циклы, по Шумпетеру, являются отражением периодов внедрения различных изобре­тений. Каждая инновация вызывает волну подражания, множе­ство таких волн накладывается друг на друга, вследствие чего дви­жение не носит равномерного, плавного характера. Поэтому и возникают периоды подъемов (им соответствует возникшее со­стояние не равновесия) и спадов (движение к равновесному со­стоянию). Экономические кризисы связаны с периодом спада экономического бума, но в основе их лежат главным образом психологические факторы.

 

Тренировочные задания

 

1. Почему Чемберлин исследует категорию издержек сбыта?

2. В чем суть «теории экономического развития» Й. Шумпетера?

 

Примеры решения тренировочных заданий

 

1. Чемберлин исследует категорию издержек сбыта,так как без издержек сбыта практически невозможно созда­ние новых рынков, формирование и управление спросом, они вклю­чают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Например, Чемберлин исследует воздействие рекламы на спрос, доказывая, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены, и, следовательно, увеличение прибыли.

 

2. Сущность экономического развития заключа­ется в постоянных изме­нениях (в технике, технологии, организации и т.д.). В результате постоянных инноваций, нововведений, принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), использования новых технологий и организаций производства создается новый продукт, открываются новые рынки сбыта и ис­точники сырья. Во главе всего этого стоит новатор, а стимулом предпринимательской деятельности является сверхприбыль.

 

Тест

 

1. Универсальным звеном неоклассического направления в экономической теории является:

а) теория трудовой стоимости; б) теория прибавочной стоимости;

в) маржинализм, основной теорией которого является исследование предельных экономических величин;

г) проблемы государственного регулирования экономики.

 

2. Неоклассическое направление в экономической теории определяет величину стоимости товара:

а) величиной издержек производства; б) величиной затрат общественно необходимого труда;

в) предельной полезностью труда;

г) затратами труда на производство того товара, который можно получить в обмен на данный товар.

 

3.Неоклассики считали, что инвестиции автоматически переходят в сбережения:

а) верно; б) неверно.

 

4. Кому из указанных авторов принадлежит идея олигополии:

а) Э. Чемберлину, б) Дж. Робинсон, в) Л. Вальрасу, г) А. Курно,

д) Дж. Гэлбрейту, е) У. Феллнеру, ж) П. Самуэльсону, з) У. Джевонсу,

и) Г. Госсену.

 

5. Что понимает Чемберлин под чистой монополией:

а) контроль над производством продукции; б) контроль над сбытом продукции;

в) контроль над покупаемым товаром; г) контроль над ценами;

д) контроль над деятельностью государства; е) контроль над профсоюзами.

 

6. Какая из типов рыночных структур связана с дифференциацией продукта:

а) чистая конкуренция; б) дуополия;

в) олигополия; г) монополистическая конкуренция;

д) чистая монополия.

 

7. Выберите правильный ответ, связанный с монополистической конкуренцией:

а) на рынке представлен один продавец,

б) на рынке представлены два продавца,

в) на рынке представлено несколько продавцов,

г) на рынке представлено множество продавцов,

д) на рынке представлен один покупатель.

 

9. С чем связывает Чемберлин появление монополии:

а) с наличием субститутов; б) с дифференциацией продукта; в) нет правильного ответа.


Выводы

 

1. Чемберлин уделяет внимание дифференциацию продукта, в это понятие он включает не только свойства продукта, но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Основным при­знаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) какого-либо существенного отличительного признака, в том числе и простран­ственного нахождения продавца, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле. В условиях дифференциации монополистический фактор присутствует в системе ценообразования. Но цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции. В реальных условиях монополистической конкуренции ве­дущую роль играют неценовые факторы конкуренции,такие, как качество товара и обслуживание потребителей. В качестве объекта исследования проблемы ценообразования, поэтому должно высту­пать регулирование продукта при заданной цене, а также пере­стройка цены в связи с изменением продукта или установление цены на новый продукт.

2. Чемберлин рассматривает «чистую монополию», которая закрепляется па­тентами, авторскими правами. Пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода.

3. Робинсон утверждает, что монополия может воздействовать на цены, и сбыт, в результате которого монопольная цена становится выше, а объем производ­ства ниже в сравнении с условиями совершенной конкуренции. В условиях же несовершенной конкуренции диск­риминация в ценах проявляется через продажу одного и того же вида товара различным категориям покупателей по различным це­нам. Стремление к максимизации прибыли требует от мо­нополиста назначать высокую цену на новый товар, ориентируясь, прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в иные сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену.

4. Шумпетер разграничил состояние статического равновесия и процесс развития сис­темы (динамику), разработал модель, движущей силой хозяйственного развития в которой является деятельность предпринимателя, нарушающая равновесие системы и ее структурных состав­ляющих. К числу предпринимателей он относит далеко не каждого субъекта хозяйства, занимающегося производственной или коммерческой деятельностью и стремящегося максимизировать доход, т.е. он проводит четкое разграничение между понятиями «ка­питалист» и «предприниматель». Деятельность предпринимателей нарушает равновесное состо­яние системы и приводит в действие ряд принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), используются новые технологии и организации производства, в результате создается новый продукт, открываются новые рынки сбыта и ис­точники сырья. По мнению Шумпетера предприниматель лишь использует имеющи­еся ресурсы (факторы) в иной комбинации и тем самым открыва­ет новые пути получения прибыли, поэтому сущность экономического развития заключа­ется в постоянных изме­нениях (в технике, технологии, организации и т.д.), т.е. в дина­мике. Постоянные инновации, нововведения являются главным источником прибыли, не существующей в условиях простого вос­производства (статики). Прибыль появляется при условии посто­янного движения от одной траектории хозяйственного развития к другой. Исчезая и возникая, прибыль создает стимул для движе­ния ресурсов, переоценки вклада факторов производства и т.п.

5. Шумпетер вводит новые понятия - эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффектив­ная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, так как осуществляется на основе инноваций, изменяющих экономическую среду, поэтому возникает возможность получе­ния доходов благодаря нововведениям. Но сверхприбыль эффективной монополии исчезает по мере рас­пространения нововведений, используемых другими субъек­тами хозяйства. Получение новой сверхприбыли связано с последующими нововведениями. С эффективной монополией несовместимы та­кие характеристики, как застойность, эксплуатация и другие не­гативные для общества последствия, поэтому выигрывает, в конечном сче­те, все общество, несмотря на частный характер присвоения сверх­прибыли эффективной монополией.

6. Разработана теория циклов. Циклы являются отражением периодов внедрения различных изобре­тений. Каждая инновация вызывает волну подражания, а множе­ство таких волн накладывается друг на друга, вследствие чего дви­жение не носит равномерного, плавного характера. Поэтому и возникают периоды подъемов (им соответствует возникшее со­стояние не равновесия) и спадов (движение к равновесному со­стоянию). Экономические кризисы связаны с периодом спада экономического бума, но в основе их лежат главным образом психологические факторы.

 

Вопросы для повторения

 

1. В каких новых условиях развивалось неоклассическое направление в начале XX в.?

2. Назовите основные положения теории монополистической конкуренции.

3. В чем заключается сущность теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон?

4. Дайте краткую характеристику теории монопсонии Дж. Робинсон.

5. Охарактеризуйте основные положения теории экономической дина­мики и концепции экономического развития И. Шумпетера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.027 с.)