Учебная (социальная) распределённая практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная (социальная) распределённая практика



Огороднова Ольга Васильевна

Гладкова Любовь Николаевна

Патрушева Инга Валерьевна

 

УЧЕБНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) РАСПРЕДЕЛЁННАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

(Начальное образование)

Программа академического бакалавриата

очная и заочная форма обучения

 

 

Тюменский государственный университет


Огороднова О.В., Гладкова Л.Н., Патрушева И.В. Учебная (социальная) распределённая практика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» (Начальное образование). Программа академического бакалавриата, очная и заочная форма обучения. – Тюмень, 2016. 21 с.

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки.

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 

 

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная (социальная) распределённая практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

 

 

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено директором Института психологии и педагогики.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова И.Н., доктор пед. наук, профессор

 

 

© Тюменский государственный университет, 2016.

© Огороднова О.В., 2016.

© Гладкова Л.Н., 2016.

© Патрушева И.В., 2016.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Вид практики, способ и форма ее проведения

2. Цель практики

3. Задачи практики

4. Место практики в структуре образовательной программы

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения данной образовательной программы

6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

7. Место и период проведения практики

8. Структура и содержание практики

9. Форма промежуточной аттестации по итогам практики

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение практики

15. Методические указания для обучающихся по практике

Приложения

 

Цель практики

Цель практики – формирование профессиональной и социальной компетентности студентов в процессе организации и участия в социально-значимой деятельности.

Задачи практики

Задачи практики:

1. Оптимизация и активизация процесса самостоятельной работы студентов, обеспечение баланса между видами самостоятельной работы, развивающими инструментальные, системные и межличностные компетенции.

2. Стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности студентов. Участвуя в различных по направленности, содержанию деятельности, степени включенности, осуществляемым функциям подпрограммах социальной практики, студенты имеют возможность получать многообразный опыт, в том числе опыт социального взаимодействия.

3. Создание дополнительных организационных и психолого-педагогических условий для развития межличностной компетентности и ее компонентов (способности ориентироваться в социальных ситуациях, умения определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, способности выбирать адекватные способы взаимодействия, способности работать в команде и др.). Пробуя себя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают возможность экспериментировать со своими моделями поведения. Это даёт возможность выделять, апробировать и закреплять наиболее успешные модели, которые создают основу для развития личностных качеств и системы жизненных ценностей.

4. Обеспечение взаимосвязанности когнитивного и практического компонентов в структуре межличностных компетенций. Имея возможность самостоятельно выбирать подпрограмму социальной практики, студенты, как правило, выбирают те подпрограммы, содержание и направленность которых в наибольшей степени соответствуют содержанию и направленности интересных для них теоретических дисциплин (закрепление теоретических знаний в практической деятельности) и тематике осуществляемой учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (обеспечение практической части курсовых и дипломных проектов).

5. Создание условий для повышения престижности педагогических профессий в студенческой среде. Положительно проявив себя в ходе социальной практики, студенты получают больше внешних и внутренних подтверждений в пользу выбора вида и места будущей профессиональной деятельности.

6. Создание благоприятных условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов. Участвуя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают опыт взаимодействия с различными учреждениями и организациями, представленными конкретными людьми и группами. Значительно повышается вероятность того, что, устанавливая социальные связи профессионального характера, студентам будет значительно проще выбрать вид, содержание и место предстоящей социально-профессиональной деятельности. Кроме того, они, имея соответствующие предварительные рекомендации, полученные в ходе социальной практики, уже в самом начале своей профессиональной деятельности могут приступать к работе, минуя стадии испытания, включения в специальную деятельность, адаптации к ней и новому месту, людям и пр.

 

Перед преподавателями, организующими социальную практику, стоят следующие задачи:

1) Привлечение студентов к добровольному участию в подпрограммах социальной практики.

2) Информационное обеспечение процесса прохождения студентами социальной практики.

3) Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в рамках социальной практики.

4) Психологическая поддержка студентов, проходящих социальную практику, создание ситуации успеха для них.

5) Сбор и анализ материалов с результатами прохождения студентами социальной практики.

6) Разработка, апробация, анализ подпрограмм практики.

 

4. Место практики в структуре образовательной программы

 

Учебная (социальная) распределенная практика является обязательной частью профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование (Начальное образование) и рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью.

Учебная (социальная) распределенная практика относится к вариативной части блока Б.2 учебного плана по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (Начальное образование).

Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских занятиях профилирующей подготовки, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Успешное прохождение практики обеспечивается изучением дисциплин: «Педагогика: общие основы педагогики», «Педагогика: основы воспитания, основы дидактики», «Психология: возрастная психология», «Психология: педагогическая психология», «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности», «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» и т.д.

 

Содержание практики

 

В процессе практики каждый студент в течение всего учебного года самостоятельно (при разнообразной поддержке кураторов практики, если это будет целесообразно или необходимо) работает по одной или нескольким подпрограммам. Студентам предоставляется возможность выбора подпрограмм практики (Таблица 1).

 

Таблица 1

Таблица 2

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

 

12.1. Основная литература

1. Емельянова, И. Н. Основы воспитания: учебное пособие/ И. Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. - 136 с.

2. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания: практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 050706.65 "Педагогика и психология"/ И. Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 116 с.

3. Емельянова, И. Н. Моральные дилеммы: методические материалы/ И. Н. Емельянова, К. Слепнева, А. Пантелеева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 37 с.

 

12.2. Дополнительная литература

1. Колупаева, Н.И. Организация педагогической практики студентов [Электронный ресурс]: методические указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования / Н.И. Колупаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 238 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258894 (дата обращения 01.04.2016)

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 502 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 574 с.

4. Социально-педагогические технологии организации летнего отдыха детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие/ [П. А. Шептенко и др.; под ред. П. А. Шептенко]; Алтайская гос. пед. акад., Ин-т психологии и педагогики. - Барнаул: [б. и.], 2013. - 149 с.. - Библиогр.: с. 13. - Загл. из текста. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/852269/ (дата обращения 14.03.2016).

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.informika.ru/windows/magaz – ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии).

2. http://www.eidos.techno.ru – электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования).

3. http://www.akipkro.ru/books/innov.html– Инновации в образовании (Книжная полка АКИПКРО).

4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал.

5. http://www.ug.ru/ – информационный сайт «Учительской газеты».

6. http://festival.1september.ru. – Фестиваль педагогических идей «1 сентября».

7. http://минобрнауки.рф/ – официальный сайт Министерства образования и науки.

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по практике, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

Практика предусматривает использование:

1. Иллюстративных материалов: схем, рисунков.

2. Мультимедийных презентаций, составленных при помощи программы Microsoft PowerPoint.

3. Электронных ресурсов (педагогических словарей, энциклопедий, материалов из Интернет-источников).

4. Видеоматериалов.

 

Приложения

Приложение 1

Историческая справка

 

Социальная практика впервые была организована в ТюмГУ в 2006/2007 учебном году в тринадцати группах пяти педагогических специальностей (2-4 курсы, ис-ключая группы, в которых по графику учебного процесса проходила продолжительная педагогическая практика).

Наиболее интересными оказались следующие проекты: «Вожатский калейдоскоп», в рамках которого студенты выступали в роли преподавателей в школе подготовки вожа-тых города (договор с АНО Загородный физкультурно-оздоровительный центр «Энерге-тик»); «Диалог индивидуальностей», позволивший студентам присоединиться к реализа-ции международной программы «Большие братья – большие сестры» (договор с АНО ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования Хобби-центр); «Школа парламентских дебатов» (договор с АНО ДОД «Областной центр творчества детей и мо-лодежи»); «Корпоративный праздник» (инициатива преподавателя кафедры возрастной и педагогической психологии Мальцевой О.А.).

Студенты в ходе социальной практики также участвовали во форуме молодежи Тюменской области, ряд студентов участвовали в роли педагогов в организации и прове-дении зональных школ молодежного актива, проводимых в Муниципальных образованиях Тюменской области, в семинарах организаторов летнего отдыха. Более тридцати студентов Института приобретали социальный опыт в процессе реализации вожатских программ в поездах, сопровождая детей к местам отдыха (Договор с санаторно-курортным объединением западно-сибирского землячества и ООО «Евро-стар»).

Наибольшее количество студентов работало по подпрограмме «стажер» в учрежде-ниях дошкольного, основного и дополнительного образования.

Процесс защиты отчетов и анализ дневников социальной практики показал, что данная форма практики результативна и имеет свои перспективы. Студенты в своих дневниках отметили следующее:

− «В ходе прохождения социальной практики познакомилась с работой коррекционной школы; получила опыт работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии (снижен уровень зрения)».

− «Работала в программе «Диалог индивидуальностей»… Программа очень интересная, помогает развить коммуникативные качества как собственные, так и подопечного ре-бенка».

− «Меня заинтересовало то, что что можно попробовать себя в любом виде деятельно-сти. Я считаю, что введение в нашем институте социальной практики положительно скажется на студентах, т.к. посещая выбранное учреждение, мы расширяем свой кру-гозор, набираемся опыта, чувствуем себя увереннее …. Без такой практики студентам тяжело самим было бы искать место… можно менять вид практики, попробовать себя во всем и определиться, что ближе всего. Лично мне практика дала очень много… Практика, в моем случае, помогла и классному руководителю. У него оставалось или, лучше сказать, появлялось свободное время…. Благодаря практике моя жизнь стала интереснее, активнее, веселее, и я этому рада!!!».

− «Самое главное – готовиться к каждой, пусть и ежедневной встрече с детьми нужно очень серьезно…».

− «Практика, безусловно, нужна. Она поможет студентам интегрироваться в социаль-ную среду. Расширится наш кругозор…. Приобрели навыки, которые пригодятся нам в дальнейшем. Потому что живое общение с детьми, людьми не заменит никакая тео-ретическая информация…».

− «Я получила бурю эмоций и узнала много нового по направлению «корпоративные праздники». Надеюсь, в следующем году мы сможем провести еще больше ярких дней в институте».

− «После прохождения школы дебатов я научилась более грамотно строить свое выступ-ление. Дебаты в целом развивают мои коммуникативные качества, позволяют мне быть в курсе актуальных общественных проблем…».

Анкетный опрос студентов (n=100) выявил, что основными мотивами, побуждаю-щими студентов проходить социальную практику (кроме получения зачета), являются: приобретение профессиональных навыков (38%); получение знаний о своей будущей профессии и апробирование своих навыков в конкретных условиях труда (26%) и разви-тие своих творческих способностей (21%). Получение опыта поиска работы как основной мотив отметили только 5% опрошенных студентов. Ценность социальной практики боль-шинство студентов (37%) увидели в ознакомлении с опытом работы организаций, связан-ных с будущей профессией. Высоко оценили возможность личностного - профессиональ-ного развития в плане приобретения опыта межличностного общения 53% студентов; в плане отработки профессиональных навыков – 46% студентов; в плане формирования профессиональной ориентации – 42%. Большинство студентов принимали решение о выборе места прохождения социальной практики самостоятельно (47%).

Таким образом, видно, что развивающие возможности социальной практики до-статочно обширны и позволяют в оптимальном режиме создавать благоприятные условия для актуализации и достижения целого ряда социально и образовательно-значимых целей.

 

Приложение 2

Образец оформления титульного листа практики

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

ОТЧЕТ

 

Примерная форма дневника по социальной практике

 

Перечень подпрограмм и проектов, в которых студент участвовал (с указанием базовых учреждений):

1.

2.

3. …..

 

Дата. Место (наименование учреждения) Название мероприятия с характеристикой собственного вклада в его реализацию (или характеристика деятельности) Продолжительность (в часах) Социальная роль Рефлексия деятельности, взаимодействия, результатов –что и благодаря чему получилось, что можно было сделать лучше, какие личностные особенности участников способствовали успеху, а какие - препятствовали, какой опыт приобрели участники, какой опыт приобрел студент и т.д.(развернутые высказывания)
3-13 сентября 2016        
         
         
         
         
ИТОГО Не менее 108 часов    

 

 

Общие выводы:

 

 

Приложение 4

 

Примерная форма самоанализа

 

За время практики я работал(а):

в следующих учреждениях ___________________________________________________.

 

Принял(а) участие в следующих проектах _________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Что я сделал(а) для детей (коллег, родителей, образовательных или иных учреждений)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что я «приобрел(а)»: чему научился (-ась), в чем разобрался (-ась), что понял(а)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Огороднова Ольга Васильевна

Гладкова Любовь Николаевна

Патрушева Инга Валерьевна

 

УЧЕБНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) РАСПРЕДЕЛЁННАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

(Начальное образование)

Программа академического бакалавриата

очная и заочная форма обучения

 

 

Тюменский государственный университет


Огороднова О.В., Гладкова Л.Н., Патрушева И.В. Учебная (социальная) распределённая практика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» (Начальное образование). Программа академического бакалавриата, очная и заочная форма обучения. – Тюмень, 2016. 21 с.

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки.

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 

 

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная (социальная) распределённая практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

 

 

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено директором Института психологии и педагогики.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова И.Н., доктор пед. наук, профессор

 

 

© Тюменский государственный университет, 2016.

© Огороднова О.В., 2016.

© Гладкова Л.Н., 2016.

© Патрушева И.В., 2016.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Вид практики, способ и форма ее проведения

2. Цель практики

3. Задачи практики

4. Место практики в структуре образовательной программы

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения данной образовательной программы

6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

7. Место и период проведения практики

8. Структура и содержание практики

9. Форма промежуточной аттестации по итогам практики

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение практики

15. Методические указания для обучающихся по практике

Приложения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.081 с.)