Возникновение и развитие педологии и психотехники, их развитие в СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие педологии и психотехники, их развитие в СССР



 

Независимо друг от друга проводятся изучения детского развития в естествознании и медицине и этнографии (детские игры детские сказки)

В конце 19 века эти направления объединяются в работах холла

Который является основателем педологии. Объективными предпосылками формирования педологии называют требования педагогической практики

Холл был учеником вундта и организовал в Америке первую экспериментальную ьлабораторию по изучению ребёнка: объединение всех отраслей знаний, связанных с иухчением развития ребёнка. Сам холл исследуя психическое развитие ребёнка, что в его основе лежит биогенетический закон, свормулированный Геккелем (зародыш в своём эмбриональном развитии проходит все стали стадии, Что и род за время существования) холл распространил действие этого закона на человека, доказывала, что онтогенетическое развитие психики ребёнка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека это известно как теория рекапитуляции) по ходу получалось что прохождение каждой стадии необходимо для нормального развития, фиксация на кокалось то ты низ ведёт к отклонениям и аномалиям в психике

С помощью методов анкет он собрал очень много материал правда ценность его относительна ик анкеты более отражают субъективные отношения

Сэлле сформулировал основные положения ассоцианистического подхода. К детскому развитию - какие ассоциации в каком порядке появляются при психическом развития., выделил основные этапы в эмоциональном познасхвательном волевом развитии

Монтессори - дать максисуххмум ощущений

Клапарэт: не существует фатальной предопределенности в развитии ребёнка пожилому внешние факторы в том числе обучения могут ускорить его ход и даже частично изменить направление

Он развтхивал идею о саморазвитии саморазвертывании тех задатков которые существуют у ребёнка уже при Рождении. Механизмы это игра и подражание

Гезэл- практическая система диагностики психического развития ребёнка: он регистрировало с помощью фотографий разных реакций младенцев например - атлас 3000 фотографий. Он впервые использовал полупроницаемое стекло. Также ввёл метода лонгитюда изучая псизохическое развитие в течение длительного периода и одним из первых стал использовать близнецовый метод

 

У отечественной педологии была другая судьба

В России непосредственно перед Октябрьской революцие появилось широкое педологическое движение: очень разношёрстное в теоритической области. А на практике за счёт популярности этого движения под него попали многие люди без психологического или медицинского образования. Когда не было методов, педологи использовали методы тестов. Нельзя взять механически перевести текст и применить с учётом культурная особенностей

 

О педологических извращениях в наркомпросах, педология признана лженаукой из за неправильного применения метода тестов. К 50 годам понадобится несколько десятков лет на реабилитацию науки и только к 60 годам под другим названием

 

Психотехника

Предпосылкой психотехнических считают исследования тейлова который заинтересовался научной организацией труда. Ему важно было добиться повышения трудовой бестелесность: сформулировал принципы наученного управления: научное изучение труда в целях его нормирования должно заменить практику стихийного эмпирического условления норм выработки основанную на опыте рабочих.

1. 1Отбор первоклассных работников и их нструктирование. Первоклассный работник это человек наиболее подходящий по своим физическим и личностным данным к требованиям профессии.

 

Инструкции:

1. Выберите 10-15 лучших работников

2. Подвергните исследованию ряд операций каждый из них проводит.

3. Зарегистрируйте с секундомером в руках точную продолжительность времени требующегося на каждую операцию

4. Выберите наиболее быстрый способ производства каждого элемента работы

5. Устраните все неправильные медленные и излишние движения

6. Соедините наилучшие движения с лучшими инструментами.

Это позволило добиться колоссального прироста производительности

 

 

Психотехника

В теоритической отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию. Для решения многих задач применяла метод тестов. Задачами психотехника были профессиональный отбор, профессиональная консультация(по выбору профессии), профессиональное обучение.

Задачи: рационализация труда, создание психологически обоснованных орудий и условий труда, борьба с профессиональными утомлениями и несчастными случаями на производстве

 

Нюртенберг разработал тесты профориентации. Он проводил батарею тестов на тех кто успешнее всего справляется с этими 5: память, на переключаемость и тд и искал корреляции межевали и результархами, и людей надо отбирать по таким факторам.

 

Были разработаны первые тренажеры для водителей трамвая и первый командные тренировочные упражнения, комнаты релаксации. В советской психотехника но как и педология они все использовали тесты. И когда случился скандал с педологией, психотехника распустила своё общество. Их подвела личность одной из центральных фигур - Шпильрейн - опубликовал очень скандальную работу "язык красноармейца " который давал тесты на государственное устройство например. Он опубликовал что бойцы красной армии не знают где они живут. Кто такой сталин и тд. Он пошёл ещё дальше в заблуждениях. В том числе профобразования должен присутствовать в партии и армии

Расстрелян (из за связей и высказываний нежелательных)

 

 

Психотехника реабилитировалась быстрее чем педология. Мировая война способствовала быстрому совершенствованию методик обучения и востребованность тех ктог дать какие то советы

Они увидели что коррекция хорошая происходит при трудотерапии: человеку восстановить движения вследствие ранения проще если эти движения осмысленны

 

Лурия (наш нейропсихолог) сделал много открытий в плане безаппаратной локализации ранения и тд

 

Психология труда существоввала без названия, по конц у войну начали открываться кафедры. Перерыв был небольшой, они вернулись очень скоро к

\

37

– открытый кризис психологии

Конец 19 века

Существует Вундт без особых последователей

Бенгауз

Функционалисты

Физиологические исследования - в Сеченов, Бехтерев Павлов

 

Получается, что эти люди малознакомы и двигают её в разные стороны и это привело к тому что в психологии возник так называемый открытый кризис

 

Больше всего вопрос природы кризиса интересовал льва Семёновича Выгосткого - он написал большую работу, проанализировал природу кризиса. С точки зрения его природа кризисы бала в первую очередь методологической- возникла историческая необходимость возникновения единого методологического принципа психологии. В фактически Выготский не говорит напрямую но намекает на то что за долгое время накопился разрыв между идеализмом и материализмом, а восстановить его может только какой диалектически

 

Кризис психологии совпал с обострением экономических и социально политических противоречий. В области сетевых наук произошли многие важные открытия которые ускорили технический прогресс. 20 век техника начала развиваться быстро что покрывала 1000 за 10. В философии начали врознь идеалистические течения - те которые противостоят материализму: идеальный человек ницше, феноменология, теория Гуссерля, интуитивизм берксона. Критику психологию подтолкнули запросы практики, развивающая жизнь требовала совершествания, привело также противостояние идеализма и материализма, преобразование представлений о человеке и его пахите на основе экспериментальных данных и недостатки психологии сознания, которая раньше претдовала на статус общей психологии

 

Основные положения психологии сознания:

1. Психика равно сознание, против этого выступил психоанализ, пожатому бессознательное должно изучаться а не только сознание

2. Сознание состоит из элементов: против этого выступила гештальт психология, которая утверждала часто сознание это целостная структура и нельзя ее делить на элементы

3. Сознание индивидуально: Французская социологическая школа, что есть общие и коллективные элементы

4. Использование естественнонаучных методов: описательная и понимающая психология и выступила прив объяснения в психологии и против эксперимента, что мы можем другого человека только понимать а не исследовать

5. Метод интроспекции факт о том что сознание нельзя подвергнуть исслеоованию как так сознание недоступно объективной наблюдению: единственно что доступно это поведение что и должно быть именно оно предметом психологи.

 

Две из них не сохранились до настоящего момента, описательная и питающая психология осталась в психотерапевтическое практике, социологическая школа ушла в социологию. Гештальтпсихология тоже ещё существует (она сохранилась эволюционировав)

С точки зрения общепсихологчиестеорий сейчас существует три направления и большая часть исследований сделан когнитивными психологами. Гештальт психология многими авторами перешла в самое авторитетное направление Когнитивной психологии

 

Всех психоаналитиков объединяет понимание бессознательного. Для кого то это страхи? Для кого то это бессознательное близкое к бессознательному Фрейда

 

Выготский попытался написать путь возникновения общей психологической школы. Он говорит о том что. Теория есть стадии

1. Это одно открытие (психоанализ это случай Анны о, для бихевиористов это открытие инстинктов,)

2. Далее на базе это оформляется объяснительная Идея. Для фи феномена это принцип изоморфизма и потом принцип структурности. Для бих то что наше поведение формируется путём образования условных рефлексов, психоанализ считает что причины неврозов лежат в бессознательном

3. Идёт обобщении принципа на всю психологию (все подчиняется изоморфизму, психика структуна, принципы научения у бих и вс едет из бессознательного у психоанализа

4. Выходит за рамки психологии (Утопия скиннера уолден-2)

 

На 5 стадии у концепции несколько исходов, и возвращение в рамки это наиболее благополучный, может сузиться д рамок начального открытия, и она может быть отвергнута вообще.

 

Философской основной бихевиоризма являются позитивизм и прагматизм. Оновоположник позитивизма - Конт. Он И сформулировал закон трёх стадий: каждое из основных. Проходят три стадии; теологическую или фиктивную, метафизическую или абстрактную, научную или позитивную

На теологической стадии феномены рассматриваются продукты прямого действия сверхъестественных агентов более или менее многочисленных

На метафизической стадии они объясняются абстрактными сущностями идей или сил

И только на позитивной стадии он комбинирует наблюдения с рассуждением, открывает, действующие законы феноменов то есть неизменные связи последовательности и сходства

Философия должна основываться на позитивном научном знании. Это значит что знание должно быть асболютно точным и достоверным и для его достижения надо использовать научный метод познания и опираться на достижения других наук. Основной путь получения знания это эмпирическое наблюдение.. Необходимо освободиться от оценочного мышления и все знания сравнивать с фактами опыта

Пирс и льюис- прагматизм

Ставил свой целью не нахождение абстрактной истины приизучении философских вопросов а выработку арсенала конкретных торные помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Пирс считал что познание это исследования, поиск начинается с сомнения, оно раздражает и и подталкивает к борьбе и ради достижения некоторой уверенности состояния покоя мы стремимся приобрести верования которые будут определять наши действия, он описал четыре пути приобретения

1. Метод слепой приверженности

2. Метод авторитета

3. Априорный метод

4. Научный метод

Он применяет к логике исследования прагматическое правило: смысл некоторого слова или выражения постигается исключительно через егомоонжные последствия для реального жизненного поведения, истиной является идея, подтверждаемая практическими результатами цель прагматизма помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её, центральное понятие опыт

Метод это порядок приобретения знания и е дальнейшего функционирования в ходе человеческого опыта. Научным методом является конкретные шаги по провращению проблемной ситуации в решённую

Шаги (

1. Ощущение затруднения, препятствие - необходимо выяснить источающие осознать проблем и сформулировать её после формулировки неопределенная ситуация превращается в проблемную и теперь важно поставить конечную цель и осознать возможные трудности

2. Критический анализ гипотезы - теоритической моделирование дей ствия на каждом этапе достижения цели

3. Окончательное решение воплощение и окончательная проверка в жизни, окончательное решение проблемно

Учение у морали,

 

Существует плюрализм целей и благ, нет общего блага. Цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны, большинство людей стремится к конкретному размеру благ

Цель оправдывает средства как лозунг не правильный по своей сути и должен быть отвергнут

 

Билет 38

Позитивизм и прагматизм как философская основа бихевиоризма

Философской основой бихевиоризма являются позитивизм и прагматизм. Основоположник позитивизма – Огюст Конт[1]. Он сформулировал закон трёх стадий: каждое из наших основных понятий проходит три стадии:

· теологическую, или фиктивную;

· метафизическую, или абстрактную;

· научную, или позитивную.

На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого действия сверхъестественных агентов. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей идей или сил, и только на позитивной стадии человек ищет, открывает, комбинируя рассуждения с наблюдением, их действующие законы, т.е. неизменные связи, последовательности и сходства.

Философия должна основываться на позитивном научном знании – знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для его достижения нужно использовать научный метод познания и опираться на достижения других наук. Основной путь получения знания – эмпирическое наблюдение. Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании, все положения науки нужно сравнивать с фактами опыта.

Основателями прагматизма считают Ч.С. Пирса[2] и Джона Дьюи[3]. Прагматизм ставил своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Пирс считал, что познание – это исследование, поиск начинается с сомнения, оно раздражает и подталкивает к борьбе, и ради достижения некоторой уверенности, состояния покоя мы стремимся приобрести верования, которые будут определять наши действования. Он описал 4 пути приобретения верований:

· Метод слепой приверженности

· Метод авторитета

· Априорный метод

· Научный метод

Единственный корректный метод – научный.

Он применяет к логике исследования прагматическое правило: смысл некоторого слова или выражения постигается исключительно через его возможные последствия для реального жизненного поведения, т.е. истинными считаются идеи, подтверждаемые практическими результатами. Дьюи утверждал, что цель прагматизма – помочь человеку в потоке опыта, двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её. Центральное понятие – опыт.

Учение о методе: М – это порядок приобретения знания и его дальнейшего функционирования в ходе человеческого опыта. Научным методом являются конкретные шаги по превращению проблемной ситуации в решённую.

 

Шаги:

1) ощущение затруднения препятствия – необходимо выяснить источник ощущения, осознать проблему, чётко её сформулировать

2) после формулировки проблемы мы неопределённую ситуацию превратили в проблемную, теперь важно чётко поставить конечную цель и осознать возможные трудности

3) выдвижение гипотезы, кот. приведёт к решению проблемы

4) критический анализ гипотезы – теоретическое моделирование её действия на каждом этапе достижения цели

5) принятие окончательного решения, воплощение в жизнь, экспериментальная проверка на истинность

Учение о морали: существует плюрализм цели и благ, нет единого для всех блага. Цели и блага не могут быть абстракты, они конкретны. Большинство людей стремится к конкретному размеру благ. Лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен быть отвергнут. Должно быть взаимное соответствие между целями и средствами. Применение неблаговидных средств обязательно приведёт к качественному изменению целей.

39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.54.149 (0.044 с.)