Тема: многочленные сложные предложения. Сск. Ссц. Абзац 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: многочленные сложные предложения. Сск. Ссц. Абзац



Теоретическая часть

Подготовить ответы на вопросы:

1. Понятие о многочленных сложных предложениях.

2. Многочленные сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях. Основные типы ССК.

4. Понятие о сложном синтаксическом целом. Виды сложных синтаксических целых.

5. Абзац.

 

Рекомендуемая литература:

1. Белошапкова В.А. и др. Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолог. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

 

Практическая часть

1. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1. Женя думала что я как художник знаю очень многое и могу верно угадывать то чего не знаю (А.Чехов) 2. Женя шла со мною рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звёзд которые почему-то пугали её (А.Чехов) 3. Ночь была так черна что пока глаза после света привыкали к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу (А.Куприн). 4. Дома я застал гостя который поздоровавшись начал жаловаться что когда ехал ко мне то заблудился и у него отстала хорошая дорогая собака (И.Тургенев) 5. Противник сам для себя создаст такую обстановку в которой если мы будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. (Л.Толстой) 6. Капитан рассчитывал что если разорвутся вражеские бомбы то его они не зацепят (В.Ставский).

 

2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Постройте схему трёх из них.

1. Хотя Таня ни словечком не обмолвилась в ответ Семену казалось что все решено (Э.Казакевич). 2. А когда наступил вечер то стало так тоскливо что трудно было и слово вымолвить (А.Чехов). 3. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо усеянное разорванными облачками на дальний берег Крыма который тянется меловой полосой и кончается утесом на вершине коего белеется молочная башня я отправился в крепость Фанагорию чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик (М.Лермонтов). 6. До Бешеной балки куда условились отправиться считалось если ехать на лошадях не более десяти верст (А.Куприн).

 

3. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. По…же Алиса вспомнила что они кружились взявшись за руки что музыка л…лась откуда(то) (с)верху и что она совсем не уд…влялась всему этому (Л.Кэрролл). 2. К востоку река пр…мыкала к диким (не)обитаемым местам к (не)проходимому болоту где произр…стала одна клюква где разд…ёт…ся лишь однообразное кваканье лягушек и где по суеверному преданию обитает (не)кий бес (Л.Кэрролл). 3. Режи…сёр это единственный человек за которого держат…ся все и на которого все надеют…ся. 4. Вечером он выходил на улицу раздумывая куда бы ему поехать с Викой и что вообще делать и как жить дальше (Ю.Казаков).

 

4. Прочитайте. Найдите главные и придаточные предложения. Определите, к какому виду сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными относится каждое из предложений.

1. Чемпион был так озадачен внезапным ходом своего противника что не заметил Корсакова хотя тот не отходил (ни) на шаг. 2. Мне стоило большого труда убедить ребят что Григорий пишет в письме вполне искрен…е что и талантливому человеку нужно много учит…ся и работать что успех не приходит сам собой. 3. Но прежде чем вести вас в мастерскую я желала(бы) знать зан…мались ли вы рисованием раньше? 4. С домашними обедами которые старый ребусник давал знакомым гражданам и которые являлись главной статьёй домашнего дохода тоже было плохо. 5. Нужно было добрат…ся до разбитого судна где ост…валось ещё (не)мало вещей которые могли бы пригодит…ся маленькому отряду. 6. Теперь я сам издаю свои книжки так что и автор я и издатель.

 

5. Учитывая, что в предложении могут быть различные комбинации трёх типов подчинения, при делении текста на части и при расстановке знаков препинания в СПП надо быть очень внимательным. Расставьте пропущенные знаки и определите типы всех придаточных, а также тип подчинительной связи.

Белоснежка и её мачеха (свободная версия).

В одном королевстве что было расположен…о на окраине земли в дремучем лесу жили как это всегда бывает в сказках король его жена – королева - и дочь короля от первого брака который конечно же был удачным и что естествен…о (не)долгим - принцесса Белоснежка. Пока принцесса была маленькой девочкой и ее детская красота (не) смущала королеву (мачеху) жизнь шла относительно спокойно. Не могу сказать почему но король (не) обращал внимания на (не) любовь жены к дочке вероятно полагая что это естествен…ые отношения двух женщин и что со временем все как (то) утр…сется. Но когда Белоснежке исполнилось 15 лет ситуация стала (взрыво) опасной. Принцесса была хорошенькой не только (по) тому что 15 лет возраст юности и красоты но и (п о)тому что вообще обладала (не) заурядной внешностью. Королева же не могла сохранять красоту так как когда женщине исполняется 40 лет ее внешность подвергается естествен…ым возрас…ным изменениям. И если бы королева была нормальной женщиной то ей бы (не) приходило в голову борот…ся за титул "Мисс Вселен…ая" с молоденькой девчушкой которая и (не) осознавала своей красоты (по) тому что просто не задумывалась над такими проблемами. Но королева отчаян…о боролась против старения и если кто (то) не знал года её рождения то давал ей (не,ни) больше двадцати пяти лет. Чудодействен…ые средства где использовались самые современ…ые достижения косметологии привозились королем и его ближайшими поддан…ыми из всех стран куда по делам государства необходимо ездить первым лицам. Король ужасно переживал глядя как расходует…ся и без того (не) богатая казна государства и чувствуя что скоро расходы станут еще больше. Но сколько (не,ни) изводила королева мазей и кремов как (не,ни) старалась она ухаживать за собой возраст брал своё.

Как это бывает всегда чем больше изводила себя королева которая не могла смирит…ся с прекрасной соперницей тем с большей отчётливостью люди замечали красоту последней видя что то что естествен…о намного лучше чем искусствен…ое. Не выдержав королева решила извести Белоснежку и вызвав к себе верного слугу который был с молодых лет влюблен в нашу королеву и для которого она осталась все той же пр…красной девушкой какой была в 20 лет приказала завести принцессу в лес и убить её. Слуга повиновался хотя и удивился что в душе такой красавицы живут столь черные мысли.

Но когда Белоснежка и верный слуга оказались в дремучем лесу где и планировалось совершить убийство он понял что если пойдет на преступление то не сможет больше (не,ни) то что смотреть людям в глаза а и просто жить. Он говорил себе что это вздор что приказ любимой женщины для него важнее чем жизнь юной принцессы что королева родит стране другую принцессу или принца что наверняка есть причина почему необходимо погубить девчонку которая впрочем не делает никому (ни) чего плохого но не смог убедить себя в правильности предприн…маемых действий. Поэтому слуга отпустив Белоснежку рассказал ей все как есть и (строго) настрого запретил возвращаться во дворец как для того чтобы она была (в) дали от мачехи так и чтобы самому пр…бывать в безопасности.

Принцесса не рас…троилась оставшись одна в лесу. Она любила природу и как это часто бывает в юн…ости (не,ни) то что не думала и не могла представить себе что возможна такая ситуация когда надо будет опасаться лесных зверей и птиц дружба с которыми уже прославила Белоснежку по всему королевству. Девушка сказала себе: "Надо думать (не,ни) о том что было бы если бы на меня напали волки а о том что приближается ночь и (по) этому надо найти место для ночлега". Принцесса храбро пошла вперед и прежде чем совсем стемнело вышла к одиноко стоящему на опушке домику глядя на который она вспомнила рассказы няни о гномах. Это и правда был домик в котором жили 7 гномов чьи имена мы не можем вспомнить точно но желающим можем рекомендовать известный фильм Уолта Диснея где с документальной точностью вос…оздают…ся даже эти (не)значительные подробности.

Но едва принцесса вошла в домик она ахнула от царящего в нем бе…порядка какой всегда бывает если в доме живут семеро мужчин и нет (не,ни) одной женщины. Когда на столе лежат носки которые еще вчера красовались на ногах одного из гномов на шкафу огрызки от яблок которые кто (то) съел больше чем месяц назад в чашках окурки перемешанные с остатками заварки то становит…ся ясно что первое что необходимо сделать в таком доме настоящей женщине навести порядок что и сделала (трудо) любивая Белоснежка. Прежде чем гномики вернулись домой принцесса полностью изменила облик (не) уютного жилища и приготовила вкусный суп потому что содержимое холодильника указывало на то что питаются гномики исключительно (сыро) копчен…ой колбасой консервирован…ым горошком и ананасами в сиропе так что можно и язву заработать.

Не стоит и говорить что гномики сразу же полюбили принцессу и уговорили её остаться жить с ними о чем некоторое время спустя узнала королева. Тут (то) королева осознала что что (бы) (по) прежнему носить титул первой красавицы королевства надо или сделать серию пластических операций или самой погубить прекрасную соперницу. На операции денег не было (не) смотря на то что торговля добываемой в лесу нефтью шла отменно. Падение мировых цен на нефть ударило по экономике страны и как всегда бывает в таких случаях по личному королевскому бюджету. Выход у королевы оставался один и она поступила так как подсказывало ей её злое и черное сердце. Взяв самое красивое из яблок что росли в королевском саду и пр…готовив смертоносный яд описание которого нашла в старых книгах где разбирались различные проблемы супружеской жизни и пути к решению этих проблем королева переоделась монашкой что(бы) никто не смог узнать её и отправилась в домик гномиков.

Будучи хотя и красивой но ужасно глупой девчушкой Белоснежка не узнала своей мачехи и чтобы не обижать монашку взяла у нее яблоко. Все знают что произошло (в) следствие такого (не) обдуман…ого поступка тем более что подобного рода истории случились одновремен…о в разных концах земли с разными принцессами. (Не) смотря на то что гномы были знакомы с Белоснежкой менее чем неделю они горько оплакивали прекрасную девушку и так как хорошо знали местные пещеры то нашли идеальное последнее пристанище для своей подружки.

И тут (то) происходит самое главное и пр…вл…кательное – появляется Он, тот кого девушки всегда и во всех странах мира ждут с таким (не) терпением начиная с 12 лет кто является в самых романтических снах а появившись наяву сразу завоевывает сердца прекрасных дам. Принц случайно ехал по лесу где жили и работали гномы не зная куда и не ведая зачем. Он входит в пещеру видит прекрасную девушку влюбляется в нее с первого взгляда и что трудно объяснить нам – реалистам и скептикам решается поцеловать. Чудо совершилось сразу же как только принц пр…коснулся губами к губам девушки которая хотя и спала крепким сном но поцелуй почувствовала сразу. Естественно принцесса проснувшись тоже влюбляется в принца и что(бы) не упустить плывущую в руки удачу быстренько соглашается стать его женой.

 

6.Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип связи между предложениями.

Перед вами на берегу реки высится зеленый холм опоясанный красной стеной с ровными бойницами. Из этих бойниц когда-то торчали дула пищалей а по желобам сыпались камни и лилась горячая смола на головы врагов. Это сердце России – Кремль.

Кремль расположен треугольником и стены идут по сторонам этого треугольника чуть заметным зигзагом. На сгибах линии стен возвышаются башни а их острые гранённые шатры укрыты тёмно-зелёной черепицей. На каждой стороне треугольника находятся семь башен но ни одна из них не повторяет другую.

В иных башнях на случай осады заключены родники и вырыты колодцы а в толще стен проведены ходы между башнями. На самой вершине кремлёвского холма над откосом возвышается Большой дворец. Это огромное прямоугольное здание построено в XIX в.

Белые ступени широкой лестницы ведут внутрь в огромные залы и сверкают люстры и блестит паркет и справа остаётся знаменитый Георгиевский зал. Здесь вручают правительственные награды. (По Н.Михайловой).

 

7. Спишите текст, разделяя его на абзацы, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

МИР ЧЕЛОВЕКА

Юность. Трогательный и уд…вительно пр…красный п…риод человеческой жизни. В этом возр...сте совершае…ся одно из важнейших открытий открытие самого себя. Человек как бы остае….ся наед…не с самим собой и миром. В нём р…ждае…ся свой неповторимый голос своё «я». В этот «звёздный час» мы обраща…мся внутрь себя но пр…обрета…м возможность общат…ся с вечностью. Каждый из нас станови…ся учас…ником непр…кр…щающегося диалога человека с вечными в…просами человеческого бытия диалога народов и культур диалога между прошлым настоящим и будущим. В юности мы не только поэты но одновременно и философы а из философии никогда не уходят проблемы волнующие каждое пок…ление. Что такое человек? Каково его предн…значение? Что значит для него мир и что он значит для мира? Что такое жизнь и что такое смерть? Способен ли человек познать мир? Может ли он поб…дить зло? Спасёт ли красота мир? И многие другие.

(Из книги «Мир человека»).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (2 часа)

Тема: Модульный контроль

Письменный контроль уровня усвоения теоретического и практического материала: 5 заданий по 4 балла (всего - 20 баллов).

Вариант 1

1. Значение имени существительного. Его основные морфологические признаки и синтаксические функции.

2. Разряды числительных.

3. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и основные случаи их употребления.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? На другой день Червяков надел новый вице-мундир, подстригся и пошёл к Брызгалову объясняться.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Быстро мчался поезд, убегая от процветающего города и направляясь к станции Тихорецкой, но я расставался с ним далеко не с тем удовольствием, которое ощущал несколько часов назад,

при приближении минуты отъезда.

 

Вариант 2

1. Значение имени прилагательного. Его морфологические признаки и синтаксические функции.

2. Склонение количественных числительных.

3. Понятие о многочленных сложных предложениях.

4. Определите тип сказуемого. Окоп он приказал рыть в полный профиль. У вас командиром дивизии был не генерал-майор Переверзев? В одиночку я согласен бегать тут хоть до победы. Он был человеком стремительного действия.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Вариант 3

1. Значение имени числительного. Его морфологические признаки и синтаксические функции.

2. Семантические разряды прилагательных.

3. Словосочетание. Количественно-структурные типы словосочетаний.

4. Определите тип сказуемого. Хата показалась мне невесёлой, чужой. Я почему-то решил, что теперь он не будет шалопутить. Иней тут был гуще и лучистей. Вернись мы с тёткой домой на Покров день, мы б опоздали на собрание.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни ободряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали.

 

Вариант 4

1. Семантическое, морфологическое и синтаксическое своеобразие местоимения как особой части речи.

2. Неопределённо-количественные числительные.

3. Виды грамматической (синтаксической) связи слов в словосочетании.

4. Определите тип сказуемого. Митяра постоял-постоял и поднял лестницу. Я уже не заставлял его умываться. В деревне в это время начали дымиться трубы. Курсанты должны поверить в свою силу.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела.

 

 

Вариант 5

1. Значение глагола. Его морфологические признаки и синтаксическая функция.

2. Семантические разряды наречий.

3. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании или семантика словосочетаний.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обёрнутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный верёвочкой.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Иупали замки тяжёлые, и отворились ворота тесовые, и очутилась она на зелёном лугу пред крутою горою…

Вариант 6

1. Семантические разряды СКС.

2. Деепричастие как несклоняемая глагольная форма.

3. Виды грамматической (синтаксической) связи слов в словосочетании.

4. Определите тип сказуемого. Соседом слева у Алексея был второй взвод. Первым по оползню выбрался невысокий человек в тёмной командирской шенели. У сепараторного пункта стали проглядываться верхушки сосен. В третьем, первом и втором взводах ранено восемь человек.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Вот этот пронзительный крик и долетел тогда до посёлка, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унёс крик в другую сторону

Вариант 7

1. Лексико-грамматические категории имени существительного.

2. Относительные прилагательные.

3. Типы предложений в структурно-семантической классификации.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Даже тротуары из жёлтого кирпича, покрытые маленькими лужами, казались мне теперь милыми и сказочными.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и нам сочувствие дается, как нам даётся благодать.

 

Вариант 8

1. Подлежащее. Способ выражения.

2. Причастие как глагольная форма.

3. Общая характеристика простого двусоставного предложения.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Он пошёл пошатываясь и всё поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дёргая свой бурый ус.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Там уже горели лампы, стол был накрыт чистой скатертью, и со стены спокойно смотрел из чёрной рамы Тургенев.

Вариант 9

1. Спряжение глаголов.

2. Разряды частиц.

3. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Туристы из Вены, Будапешта, Праги приезжали любоваться красотой зелёных Карпат.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Чудо совершилось сразу же, как только принц прикоснулся губами к губам девушки, которая, хотя и спала крепким сном, но поцелуй почувствовала сразу.

Вариант 10.

1. Разряды местоимений по значению.

2. Сказуемое по значению и структуре.

3. Второстепенные члены предложения.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите

в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова.

Выход у королевы оставался один, и она поступила так, как подсказывало ей её злое и чёрное сердце.

Вариант 11.

1. Разделение союзов по синтаксическим функциям.

2. Категория наклонения глагола: изъявительное, сослагательное, повелительное.

3. Общая характеристика односоставных предложений.

4. Выделите из предложения все простые словосочетания, определите в них тип синтаксических отношений и вид синтаксической связи. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями? Жизнь одарила меня разными знакомствами с людьми высокой культуры.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. В один из вечеров, когда дома стало уж очень тоскливо, он всё же вышел к друзьям и обнаружил, что за то время, пока он не выходил гулять, в его компании появился ослик, барашек и жеребёнок.

 

Вариант 12.

1. Значение междометий.

2. Причастия настоящего и прошедшего времени, образование их.

3. Синтаксически нечленимые предложения.

4. Определите тип сказуемого. Царь всё утро охал и просил пить. Майор вернул капитану документы, уточнил маршрут роты и разрешил ей двигаться. Тут он оказался совершенно беспомощным. По его мнению, четвёртый взвод должен был беречь свои гранаты для других целей.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.

 

Вариант 13.

1. Разряды местоимений по значению.

2. Понятие о сложном предложении. Виды СП.

3. Односоставные предложения глагольного типа.

4. Определите тип сказуемого. Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен. Олейнику достался свитер и перчатки ручной вязки. Убиты шестеро курсантов и политрук. Помкомвзвода предложил пробить в фундаменте брешь связкой гранат. Отметка за первую четверть оказалась неудовлетворительной.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его.

 

Вариант 14.

1. Предлоги, функции предлогов.

2. Наречие как часть речи.

3. Однородные члены предложения.

4. Определите тип сказуемого. Дунечка оторопело посмотрела на мою руку, приказала работать и пошла на своё место. Это был человек маленького роста, с пухлым лицом и маленькими глазами. Сейчас, наверное, будем отправлять раненых.

5. Анализ предложения. Морфологический анализ выделенного слова. У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга.

 

САМОСТІЙНА РОБОТА

(повний аналіз речень, морфологічний аналіз виділених слів)

· Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

 

· Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить её, как чёрное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой её не было видно.

 

· Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамёршие люди.

 

· Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его.

 

· А если бы ему и не было скучно, он всё равно будил бы всех, оттого что его начинал душить кашель.

 

· Тротуары, на которых подмёрзли лужицы, были так скользки, что редкие прохожие осторожно пробирались серединой улицы.

 

· Мама убеждена, что это я повесил этого сукиного сына, и стала предсказывать, что меня тоже повесят.

 

· Драматург ставит своих героев в такие обстоятельства, что сама жизнь выносит приговор, осуждает на одиночество и духовную изоляцию тех, кто живёт только для себя.

 

· Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь.

 

· У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга.

 

· Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно.

 

· Как ни хороша музыка, какие бы перлы хореографии ни входили в этот балет, всё же его последний акт - грандиозный классический дивертисмент.

 

· И когда исчезает надежда и меркнет свет, музыка возвращается и овладевает душой с новой ошеломляющей силой.

 

· Хочется пожелать, чтобы молодые режиссёры обогащали себя знаниями в области изобразительного искусства, а молодые театральные художники стремились знакомиться с основами режиссуры.

 

· Поэты говорят, что вынести они могут многое, но что им надобно пропеть своё горе.

 

· Он как будто чувствовал, что ему надо влюбиться в одну из сестёр; только не мог разобрать, в какую именно.

 

· Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.

 

· Когда я оторвался от газеты, девочка подошла ко мне и попросила ножик, для того чтобы обровнять стебли букета.

 

· И лишь тогда он своему сознанию разрешил оборваться, когда окликнули их и когда он понял, что на встречу идут свои.

 

· А когда мне выпала удача и я увидел творца радостного ослепительного мира, передо мной оказался старый человек, которого страшная болезнь пыталась придавить и который продолжал работать – мудро… весело.

 

· Он говорил, как ему было скучно в бараке, как захотелось домой и как он убежал ночью, а незнакомец всё слушал да кивал головой, точно хваля его за что-то.

 

· Когда вечер кончился, Кити рассказала матери о разговоре с Левиным, и, несмотря на всю жалость, которую она испытывала к Левину, её радовала мысль, что ей сделано предложение.

 

· Он шепчет ей незначащие речи, пленительные для живых слова, и смотрит он, как розовеют плечи, как на плечо склонилась голова.

 

· И опять цеплялся Перфилий за колья, раскачивая их, и опять ходуном ходил баркас, и, когда он поднимался, задирая нос, заваливаясь набок, голова и руки Перфилия скрывались за бортом.

 

· Как ни был в раздражении Пушкин горяч, всё же такой разговор сына с отцом произошёл в первый раз; это было крушеньем всего уклада семьи, где повышали голос всегда одни только старшие.

 

· И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

 

· Маркел понял с полуслова: брат хотел сказать, что стрелявший пришёл не за кожаным мешком, а за собакой и что собаку надо отбить во что бы то не стало.

 

· Идут века, шумит война, встаёт мятеж, горят деревни, а ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней.

 

· Было видно: собака сорвалась, но ремень, завязанный у неё на шее, сбросил её назад в лодку.

 

· Справа и слева от него обрывалась круча, а он скакал с камня на камень, и у него не кружилась голова, он не испытывал никакого страха.

 

· Воздух холодит, ласточки носятся над самой водой, пронзительно визжат, под берегом всплёскивает рыба, и при каждом всплеске Егор делает такое лицо, будто давно знает именно эту рыбу.

 

· Он не мог бы сказать, что именно так тронуло его; ему было жалко её, и он почувствовал, что не может помочь ей, и вместе с тем знал, что он есть виною её несчастья, что он сделал что-то нехорошее.

 

3. МОДУЛЬНИЙ КОНТРОЛЬ

(Морфологія. Синтаксис)

До модульного контролю необхідно:

- відвідати лекції;

- на практичних заняттях виконати всі завдання до тем 1-8, передбачені робочою програмою дисципліни;

- виконати самостійну роботу;

Складниками оцінки за модуль (100 балів) є:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.149 с.)