Потребительская культура. Культура ролевых групп в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительская культура. Культура ролевых групп в экономике.



Изучение проблемы потребительского поведения весьма важно сегодня не только с точки зрения потребности бизнеса, но и с точки зрения самого потребителя, который должен знать свои права, уметь рационально планировать свой бюджет, принимать грамотные решения о покупках, понимать мотивы своего поведения. В условиях рынка модель потребительского поведения иная, чем в командной экономике. Вместо дефицита и очередей, уравнительного распределения появилась проблема выбора товаров и услуг. Актуальность проблемы поведения потребителей и потребительской культуры можно объяснить также с точки зрения государства. Понимание потребителя, его нужд, интересов необходимо для формирования и проведения эффективной потребительской и социальной политики. В условиях командной экономики в России не существовало государственной потребительской политики, соответственно, органов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. Особо следует подчеркнуть актуальность исследования потребительской культуры как регулятора поведения потребителей в рамках экономической социологии. Проблема потребительской культуры как регулятора поведения потребителей недостаточно исследована в обществоведческой литературе. Интеллектуальные истоки ее следует искать в трудах Аристотеля, Эпикура, Платона, с именами которых связаны три типа потребительской культуры: благоразумный, гедонистический, аскетический. Несмотря на активное использование в последнее десятилетие термина «потребительская культура», его смысл и значение понимаются по-разному. Чаще всего потребительская культура рассматривается в правовом и экономическом аспектах. Это можно объяснить демократическими преобразованиями в России, принятием в 1992 году Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимостью его популяризации и осознания россиянами своих прав как потребителей, а также важностью проблемы их адаптации к рыночным условиям. На это в первую очередь было нацелено потребительское образование в 90-е годы. Так, В. Д. Симоненко и Т. А. Степченко определяют потребительскую культуру как «совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей» Иногда потребительскую культуру (культуру потребителей) сводят к культуре потребления. В советские времена проблема культуры потребления была освещена в работах Л.Я. Барановой и А.И. Левина, Т.П. Кармазиной, Ю.Р. Ходош, Ф.А. Крутикова, Н.В. Волкова, В. Барта, Я. Берова. В широком смысле слова под культурой потребления понималась совокупность достижений общества в области организации потребления населения, обеспечения его разумных пределов. В узком смысле слова культура потребления рассматрива-* лась как нравственное отношение общества н отдельных членов к потреблению, умение его рационализировать, экономно и бережно относиться к потребительским товарам. С одной стороны, культура потребления при социализме анализировалась с точки зрения общественных целей. Однако теоретических работ, посвященных образованию и культуре потребителей, сегодня в России нет, а эмпирические исследования, проводимые в рамках маркетинга, реже - институтами по защите прав потребителей, нуждаются в обобщении. Нет сегодня обобщающих исследований, выявляющих национальную специфику поведения потребителя-россиянина. Не до конца в отечественной науке разработана проблема измерения социально-экономических переменных, характеризующих поведение и мотивацию потребителей, потребительскую культуру. Неправомерным является сегодня отождествление потребительской культуры с культурой потребления. Все это создает трудности для разработки национальной концепции потребительского образования и государственной потребительской политики, требует научного анализа рассматриваемой проблемы в рамках экономической социологии, позволяющей создать более реалистичные модели по сравнению с чисто экономическими на базе использования более разнообразных методов исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.003 с.)