Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Проектирование дорог в районах распространения вечномёрзлых грунтов. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
51. Многолетне мерзлые грунты, определение и характеристика. Вечно мерзлыми и многолетне мерзлыми грунтами называют грунты содержащие замерзшую воду, имеющие температуру ниже 0 градусов и находящиеся в этом состоянии длительное время. Мерзлые грунты имеют в своем составе лед, который цементирует минеральные частицы, а ак же заполняет пустоты, поры и трещины. Слои грунта замерзшие зимой и не оттаивающие в течение 1-3 лет называют переледками. Мерзлые грунты состоят из минеральных частиц воды, льда, воздуха. велечина, форма и состав этих составляющих криогенную текстуру. Различают до 15 видов криогенных текстур. Для дорожного стр-ва применяют три основных текстуры: 1.Массивная - характерезуется наличием в основном порового льда и льда цемента. 2.Сплошная- чередование включений ледяных прослоек и линз с минеральными слоями. 3.Сетчатая - формируется ледяными включениями располагающимися в виде сетки с ячейками. Вечно мерзлые грунты классифицируются: 1. По физическому состоянию подразделяются на: а) Низкотемпературные(твердомерзлые) - прочно спаяны льдом, практически не сжимаемы, с температурой ниже границы замерзания грунтов, в таком состоянии находятся длительное время. б) Высокотемпературные(пластичномерзлые) - хар-ся большим содержанием замерзшей воды. обладают вязкими свойствами, сжимаются под весом от сооружений. в) Сыпуче-мерзлые грунты - крупнообломочные и песчаные грунты несцементированные льдом вследствие их малой влажности. 2. По территориальному распределению: а) районы сплошного распространения вечной мерзлоты - обширные пространства где ММГ наблюдаются повсеместно б) районы в пределах которых обширные пространства с ММГ разделяются таликами. Талики - талые породы ограниченные в своем распространении мерзлыми породами. в) острова и районы островов ММГ расположенные вдали от общего массива ВМГ (вечномерзлых грунтов) 3. по продолжительности существования а) кратковременно мерзлые грунты и породы - существует в течении несколькизх часов или суток, мощность - несколько см б) сезонно-мерзлые грунты или породы - существуют в течении зимы - мощность до одного метра. в) ММГ - существуют в течении нескольких десятков лет, мощность несколько десятков метров.
г) ВМГ - или породы - мощность может достигать 1.5км а существовать сотни лет. Могут быть случаи когда верхний слой грунта при зимнем замерзании сливаются с многолетнемерзлой толщей, т.о. образуется сливающаяся мерзлота. Горные породы имеющие отриц. температуру и влажность меньшую чем количество незамерзшей воды при этом не содержащие лед - называются морозными. К ММГ могут относится дисперсные грунты сцементированные льдом (песчаные, обломочные, глинистые, торфяные) а так же магматические, метаморфические, осадочные горные породы.
52. Особенности дорожного строительства в зоне распространения вечной мерзлоты. Строительство и эксплуатация а/д имеют ряд особенностей связанных с суровыми природно-климатическими условиями, а также особенностями социально-экономического развития территории и удаленостью: (назвать 5) 1. Наличие огромных территорий, занятых озёрами, болотами и переувлажнёнными участками местности 2. Повсеместное отсутствие качественных дорожно-строительных материалов (таких как песчано-гравийных смесей, щебень и так далее) 3. Широкое распространение глинистых пылеватых грунтов мало пригодных для дорожного строительства 4. Очень короткий тёплый период года, в которые можно выполнять дорожно-строительные работы (2,5 - 4 месяца) 5. Длинный холодный период года (7 - 9 месяцев), суровые длиннные зимы с температурой до -60 (невозможность строительных работ) 6. Наличие жильных и погребенных льдов, вытаивание которых приводит к трещинам, буграм пучения и термокарстовым явлениям. 7. Распространение мерзлотных геоморфологических образований, таких как бугры пучения, наледи, морозобойные трещины и термокарстовые явления 8. Значительное удалённость от экономически развитых районов, а также низкая плотность дорожной сети, в следствии чего стоимость строительства по меньшей мере увеличивается в 3 раза. Сложность доставки строительных материалов к месту производства работ 9. Высокая стоимость рабочей силы, примерно в 4 раза выше, чем в районах средней полосы 10. Наличие мохо-растительного покрова, нарушение которого при строительстве также может привести к негативным явлениям
Связь между территориями и населенными пунктами бывает возможно часто только зимой по зимним дорогам – автозимникам, а также по ледовым переправам. Транспортная доступность и социально-экономическое развитие таких территорий затрудняет доставку важных грузов и обеспечение населения.
53. Дорожно-климатическое районирование зоны вечной мерзлоты на территории РФ. Территорию РФ подразделяют на два основных условных региона: 1. Первый регион,(ОСНОВНОЙ) основная особенность сезонная промерзание грунтов. Такой регион занимает примерно 30-35 % территорий РФ. 2. Второй регион, в котором поверхностный слой грунтов протаивает летом на небольшую глубину, а остальную часть года находится в мёрзлом состоянии. То есть, под оттаявшим грунтом находятся мёрзлые грунты. Линия разделов региона является граница распространения ММГ. Исследование зоны вечной мерзлоты показало зональное изменение основных физико-географических природных факторов. На основе проведённых исследований за мерзлотным режимом первая ДКЗ была подразделена на 3 характерные подзоны, которые отличаются между собой зональными изменениями физико-географических факторов. В основы деления легли след. факторы: - вид грунта деятельного слоя и его влажность - характер распространения ММГ и их температура - мощность деятельного слоя - среднегодовая температура воздуха - рельеф местности и гидрология
54. Краткая характеристика подзон IДКЗ (зоны вечной мерзлоты). 1. Первая подзона первой дорожно-климатической зоны I1. это северная подзона низко температурных многолетних мёрзлых грунтов (НТММГ) сплошного распространения с высокой влажностью грунтов сезонно оттаивающего слоя (влажность грунтов выше предела текучести.). Мощность 200-900м и более, среднегодовая температура грунтов -5- -12, глубина сезонного оттаивания менее 1м. (Тундра, лесотундра.) 2. Вторая подзона первой дорожно-климатической зона I2 . Это центральная подзона НТММГ сплошного распространения мощностью от 50 до 400м, среднегодовая температура грунтов от -1 до -5. Глубина сезонного оттаивания до 3х метров. Грунты: скальные, щебенистые, гравийно-галечные и глинистые. С умеренной влажностью грунтов деятельного слоя. (Тундра, Сибирь, Прибалтика, Дальний Восток, Читинская область). 3. Третья подзона первой дорожно-климатической зоны I3. это южная подзона высокотемпературных многолетних мёрзлых грунтов (ВТММГ) сплошного и островного распространение с умеренной влажностью грунтов сезонно оттаивающего слоя. Мощность от 50 до 100м, температура грунта выше -1, глубина сезонного оттаивания до 4м и более. Характерные грунты: пылеватые, глинистые, песчаные, галечниковые. (Хабаровский край, Сахалин, часть Восточной Сибири, часть Дальнего Востока, часть Европейской части России)
55. Основные принципы проектирования и строительства дорог на ММГ. ЗП конструируют в зависимости от типа местности руководствуясь 3мя принципами. Высоту насыпи назначают на основании расчетов устойчивости, прочности и снегонезаносимости. Окончательно принимают наибольшую высоту насыпи удовлетворяющую всем требованиям. Исходя их опыта строительства и проектирование на ММГ в основном устраиваются насыпи из несцементированных обломочных грунтов. (выемки составляют 2-3%)
56. Особенности 1-ого принципа проектирования и строительства дорог на ММГ. Предусматривает сохранение мерзлоты в основании насыпи в течении всего периода эксплуатации а/д, используется при наиболее неблагоприятных условиях. Для сохранения мерзлоты в насыпи используют естественные и искусственные теплоизоляционный материал. При проектировании, а далее и при строительстве насыпь нужно доводить до такой высоты, чтобы не было оттаивания грунтов в её основании, то есть величина оттаивания в данном принципе проектирования Ноттаивания = 0. 1-верхняя граница ММГ после строительства дороги 2- верхняя граница ММГ до строительства дороги 3-новообразованая мерзлота под насыпью 4-мохорастительный покров
57. Особенности 2-ого принципа проектирования и строительства дорог на ММГ. Предусматривает частичное оттаивание грунта основания с учётом возникающих притом деформаций. Величину оттаивания определяют расчётом по допустимым деформациям покрытия: - осадка поверхности цементо-бетонного покрытия должна быть не более 2 сантиметров - осадка а/б покрытия в диапазоне 4-6 сантиметров - для переходного типа покрытий допустимая осадка не более 10 сантиметров - для низших типов покрытия до 15 сантиметров допускается В данном случае появляется возможность удешевления стоимости строительства за счёт использования местных глинистых грунтов, при этом высота насыпи не должна быть меньше определённой величины Нмин., иначе земляное полотно может разрушиться в результате термокарстовых процессов. Среднегодовая отрицательная температура в основании насыпи должна быть выше температуры замерзания грунта, но ниже 0 градусов. 1-верхняя граница ММГ после строительства дороги 2- верхняя граница ММГ до строительства дороги 3-новообразованая мерзлота
58. Особенности 3-ого принципа проектирования и строительства дорог на ММГ.
Предусматривает предварительное оттаивание ММГ основания (примерно за год до начала строительства) и осушение дорожной полосы до возведения насыпи. Условием обеспечения третьего принципа проектирования является сохранение положительной среднегодовой температуры грунта в основании насыпи. Рациональную высоту насыпи устанавливают по следующим критериям: 1. По наличию многолетней мерзлоты в основании насыпи на определённой глубине с определением температурного режима грунтов 2. По снегозаносимости дорожной конструкции (прописывается в СНиПе) 3. По условиям увлажнения местности (сухие, сырые и мокрые места) (прописывается в СНиПе) Основные правила устойчивости дорожной конструкций: 1. Проектирование земляного полотна в насыпях 2. Возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных или песчаных грунтов 3. Применение нетканных синтетических материалов в основании земляного полотна и в конструкции дорожной одежды 4. При необходимости замены переувлажнённых грунтов деятельного слоя крупнообломочными или песчаными грунтами 1-верхняя граница ММГ после строительства дороги 2- верхняя граница ММГ до строительства дороги 3-мохорастительный покров
59. Порядок проектирования а/д в районах распространения ММГ. Категорию А/Д общего пользования назначают по приведённой интенсивности движения согласно СНиП 2-05.02-85. План продольного профиля А/Д, опасные параметры поперечного профиля, требование к пересечениям и примыканиям, обустройство дороги – назначают по СНиПу. Продольный профиль проектируется с учётом возможных изменений водно-теплового режима грунтов, а также с учётом режима и высоты снегоотложения. А/Д проектируется в следующем порядке: - назначают принцип проектирования з.п. с учётом типа местности, с учётом мощности сезонно-оттаивающего слоя и с учётом температурного режима вечной мерзлоты - конструируют з.п. и дорожную одежду - для каждого конкретного участка трассы определяют высоту насыпи (глубину выемки). При этом учитывают устойчивость з.п. по инженерно-геологических условиям, а также условия увлажнённости местности и снегозаносимость - назначают и рассчитывают водоотводные и искусственные сооружения - разрабатывают варианты индивидуального проектирования для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями Основные положения при выборе плана трассы. Трассирование дороги осуществляют с учётом требований ландшафтного проектирования (31318 СНиП) Трассу следует прокладывать по наиболее сухим участкам, на крупнообломочных, скальных и гравелистых грунтах без песчаных прослоек По возможности располагать трассу вблизи расположения грунтов, пригодных для сооружения з.п. Следует обходить участки с неблагоприятными, мерзлотными грунтовыми условиями, а также участки с близким залеганием подземных льдов Рекомендуется прокладывать трассу по склонам южных экспозиций, следует избегать северных мокрых склонов
Трассу стремиться прокладывать с максимальным использованием снегонезаносимых форм рельефа (обходить пониженные места или огибать по кратчайшему направлению, проходить через лесные массивы, а также обходить жилые и производственные постройки с подветренной стороны) Трассу следует совмещать с направлением господствующих ветров или располагать под углом не более 20 градусов.
60. Особенности изысканий для строительства дорог на ММГ. Проектно-изыскательные работы подразделяют на три периода: - подготовительный. Осуществляют сбор и изучение исходных данных, работу с литературой, метеостанцией, а также анализ изученности предполагаемого района строительства будущей а/д. - полевой. Выполняют исследования данных геологий, гидрометеорологические данные, данные по ММГ. - камеральные. Систематизируются полученные данные за 2 периода, выпускается отчёт о проделанной работе с графическими материалами и пояснительной запиской. Проводят рекогносцировочные изыскания для уточнения отдельных сложных участков по намеченным вариантам трассы. Они заключаются в выполнении инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых исследований, в объёме достаточном для получения уточнённых данных. - сбор данных о топографической изученности местности. При таких исследованиях используют несколько видов аэрокосмической съёмки поверхности, а именно спектральная (эффективен при изучений состава влажности и типов грунтов); многозональная (с использованием нескольких аэрокамер); инфракрасная. - воздушное и наземное лазерное сканирование. Также используют для получения данных топографий местности. Наземные инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания выполняются сразу на большой территории, намечаемой для строительства линейного объекта. На место обследования отправляется комплекс экспедиций, период проведения работ необходимо обеспечить транспортным средством, связью, техникой и оборудованием. Работы проводят в короткий тёплый период года. Основной особенностью в зоне ММГ изысканий является выполнение мерзлотно-грунтовых исследований. При выполнении данных работ должны быть получены следующие данные: - распространение ММГ по площади вариантов трассы - определение глубины залегания ММГ - установление по глубине температуры талых грунтов и ММГ - определение мощности деятельных слоёв - установление влажности грунтов - лабораторные исследования теплофизических и физико-механических свойств грунтов - установление креогенной текстуры грунтов Для такого объёмного и сложного исследования поверхности используют радиолокацию с применением самоходных георадаров. Необходимо произвести бурение отбором образцов для лабораторных испытаний. Скважины бурят на глубину 15-25 метров. Параллельно с выполнение проектно-изыскательных работ выполняются опытно-экспериментальные обследования. Для этого устанавливают характерные типовые участки местности для проведения стационарных долговременных (более 5 лет) наблюдений. Наблюдают за температурой, влажностными режимами грунтов, осадками и пучением. Такие обследования проводят с целью проверки правильности применяемых конструкций, а также проверки новых решений при проектирований и строительстве А/Д в данных условиях. Организуют посты водно-мерзлотного контроля. На постах водно-мерзлотного контроля организуют наблюдения за температурой, режимом з.п., за прочностью и деформацией з.п. и за метеорологическими условиями. По измерительным вертикалям бурят скважины, в которых устанавливают термометры и специальные датчики необходимые для получения данных. Устанавливают на определённой глубине: чем ближе к поверхности, тем чаще и чем глубже, тем реже на расстоянии 0,5-1 метр. Затем скважины засыпают песком и фиксируют её положение плане. Данные об изменении температурного режима передаются на пост наблюдения и используются при выборе проектных решений. Для изучения осадки и пучения з.п. используют специальные марки. Марик закрепляют в покрытиии, затем нивелируют и в дальнейшем отслеживают изменения по высоте.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.045 с.) |