Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пунктуация при прямой речи и цитатах ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Перед прямой речью, начинающейся с абзаца, ставится тире: – Ты, Васька, знаешь, какая она большущая? – Кто? – Луна. (Алекс.) 2. Если авторские слова предшествуют прямой речи, то после них ставится двоеточие: Герасимов с веселой злостью выговаривал в такт своему пулемету: – Нет, немчура, шалишь, тут тебе не Париж! (Люб.) 3. Если авторские слова следуют за прямой речью, то после прямой речи ставится знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире: – Вы куда, на Ремизовскую? – спросил Саенко. (сим.) – По местам, товарищи командиры! – скомандовал Лопатин. (Люб.) – Мама… – позвал я. Женщина не слыхала. (Хал.) – Теперь рассказывайте мне по порядку, – услышал Артемьев начало фразы. (Сим.) 4. При разрыве прямой речи авторскими словами на две части возможны такие случаи: а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого пунктуационного знака или должна была быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире или скобка, то авторские слова выделяются с обеих сторон запятой и тире: – Оперативный дежурный ближе с этой стороны, – сказал старшина, – а политотдел – стой, надо обойти дом (Сим.); – Дайте затянуться, – прошептал Давыдов, – с утра не курил… (Люб.) и др.; б) если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире (вторая часть прямой речи при этом пишется с прописной буквы), например: – Полковая бьет, – по слуху определил Лопатин. – До гранат дело еще не дошло (Люб.); в) если на месте разрыва должно было бы стоять многоточие или знак вопросительный или восклицательный, то перед авторскими словами ставятся этот знак и тире, а после – точка и тире(вторая часть прямой речи при этом пишется с прописной буквы, авторские слова – со строчной), например: – Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? (Ч.); г) если в авторских словах есть два глагола со значением высказывания и один из них относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после авторских слов ставятся двоеточие и тире, (прямая речь при этом продолжается с прописной буквы), например: – Прекращайте работу, – сказал Оленин, посветил на часы озадаченно проговорил, вглядываясь в темноту: – Чего они медлят? (Андр.)
5. Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире. Запятая ставится, если она нужна по условиям контекста авторских слов: Я только посмотрел на нее, а она отвернулась, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю. (Т.) Тире ставится, если в авторских словах на месте вставки прямой речи не должно быть запятой или в конце прямой речи стоит многоточие. Вопросительный или восклицательный знак: Тулин хотел сказать: «Так значит, вам все известно?» – но тут же мысленно продолжил диалог (Гран.). Употребление кавычек
Если авторские слова вставлены в середину прямой речи, то кавычки не ставятся между прямой речью и авторскими словами, а только в начале и в конце прямой речи: «Оперативный дежурный ближе с одной стороны, – сказал старшина, – а политотдел – с той, надо обойти дом» (Сим.) и т.п.
Примечания:
Выделяется несколько синтаксических конструкций с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях зависят от того, в какой позиции прямая речь находится по отношению к словам автора.
1) слова автора перед прямой речью:
2) слова автора после прямой речи:
3) слова автора внутри прямой речи:
4) прямая речь внутри авторских слов:
Разновидностью прямой речи являются цитаты – дословные выдержки из текстов, из чьих-либо высказываний. Существует несколько способов оформления цитат. 1. Цитата оформляется как прямая речь. В этом случае знаки препинания расставляются так же, как в предложениях с прямой речью. Гоголь писал: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выраженья, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого». 2. Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками. М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». 3. Цитата может быть включена в предложение при помощи специальных вводных конструкциях типа по словам …, как писал …, как говорил … По словам И.С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском». Чужой речью являются и эпиграфы. Они оформляются без кавычек, а ссылка на автора дается без скобок. После фамилии автора ставится точка. Какой светильник разума угас! Н.Некрасов. Если стихотворный текст цитируется с точным соблюдением строк и строф подлинника, то кавычки не ставятся. Тебя приветствую я снова. Маститый старец – темный лес, Стоящий мрачно и сурово Под синим куполом небес. (В. Бенедиктов) Если стихотворный текст цитируется без соблюдения строк и строф, то ставятся знаки препинания, как при прямой речи. Бенедиктов обращается к лесной стихии, как к живому существу: «Тебя приветствую я снова. Маститый старец – темный лес, Стоящий мрачно и сурово Под синим куполом небес».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.011 с.) |