Изучение уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы



С целью выявления эффективности реализуемых педагогических условий формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы посредством проектной деятельности мы проводили диагностическое обследование детей двух старших возрастных групп МБДОУ № 50 ….. и МБДОУ д/с №16……: экспериментальной и контрольной соответственно.

Для работы мы использовали методику оценки сформированности субъективного отношения детей к природе, предложенную в пособии Зебзеевой В.А. [12, 165-167]. Данная методика разработана на основе методик, предложенных Дерябо С.Д., Ясвин В.А.

Цель диагностики - выявить уровень сформированности субъективного отношения к объектам живой природы. В ходе диагностики мы оценивали несколько показателей:

- широта отношения к объектам живой природы (ребенок проявляет интерес к одному или многим объектам?). Для оценки этого параметра мы предлагали детям отобрать картинки и назвать объекты живой природы, которые любишь и всегда жалеешь.

- устойчивость (устойчив ли интерес ребенка к объектам живой природы?). Мы фиксировали, сколько раз в течение дня ребенок общался с объектами живой природы (по собственной инициативе или по инициативе воспитателя).

- осознанность (может ли ребенок описать свои чувства по отношению к объектам живой природы?). Для оценки этого параметра мы предлагали детям рассказать, что они чувствуют, когда находятся в уголке природы и смотрят на цветы или животное.

- интенсивность в перцептивно-аффективной сфере. У детей спрашивали, считают ли они пятнистые, колючие растения или скользкие, с отсутствующей шерстью животных некрасивыми. Что бы они им рассказали, увидев их?

- интенсивность в когнитивной сфере. У детей спрашивалось, какие передачи, книги об объектах живой природы им известны?

- интенсивность в практической сфере. Детей спрашивали, что они будут делать, если им подарят цветок или животное? Для чего мы выращиваем комнатные растения и заводим домашних животных? На основе анализа ответов делали вывод о прагматическом или непрагматическом отношении ребенка к природе.

- интенсивность в сфере поступочного компонента. В ходе беседы спрашивали, что сделает ребенок, если увидит засохшую землю в цветочном горшке или пустую кормушку в клетке попугая?

- модальность. В процессе наблюдения за растением и животным мы пытались определить, как относится ребенок к ним – как к объекту или как к субъекту? Задавали детям вопросы о нем: что оно делает? Зачем? Что «думает»? что пытается нам сказать?

- доминантность. Мы отбирали девять картинок с изображением разных предметов на темы: «люди», «труд», «растения», «искусство», «животные», «здания», «отношения», «игрушки», «посуда». Предлагали выбрать из них три самые, на его взгляд, важные (по мере того как ребенок делал выбор картинкам присваивались номера 1, 2, 3, затем предлагалось выбрать три самые неважные – им присваивались номера 5,6,7, остальные карточки оставались под номером 4). Оценивали, на каком месте оказались растения, животные, люди? Чему отдает предпочтение ребенок?

Сформированное положительное отношение к объектам живой природы у дошкольников данная диагностика дает возможность проследить по следующим признакам:

- широта и устойчивость интереса к объектам живой природы, условиям жизни растений и животных;

- попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо» или «плохо»; желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- эмоциональная реакция на встречу с прекрасным (красивыми цветами, фотографиями животных и т.д.). Попытки передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

- соблюдение правил поведения в уголке природы, во время прогулок в сад и т.д.; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней растениям и животным.

Для удобства оценки уровня сформированности положительного отношения к объектам живой природы, мы выделили три уровня сформированности отношения:

Высокий уровень: широта и устойчивость интереса к объектам живой природы; желание участвовать в экологически ориентированной деятельности; проявление эмоций при виде растений и животных, отражение чувств в рисунках, играх; готовность оказать помощь нуждающимся растениям и животным.

Средний уровень: проявление интереса к объектам живой природы, эмоциональное восприятие растений и животных и отражение чувств в играх и рисунках.

Низкий уровень: отсутствие интереса к объектам живой природы и эмоциональной реакции при встрече с ними, отсутствие растений и животных в содержании рисунков и игр.

По результатам диагностики уровня сформированности положительного отношения к объектам живой природы в начале года, в экспериментальной группе из 25 человек были выявлены следующие результаты (см.Приложение 1, Диаграмма 1):

Высокий уровень – 4 человека (16%);

Средний уровень – 11 человек (44%);

Низкий уровень – 10 человек (40%).

Анализируя результаты, мы видим, что детей, готовых помочь растениям и животным в случае необходимости, имеющих желание участвовать в экологически ориентированной деятельности мало, всего 16%. В то же время достаточно большое количество детей не проявляют интереса к объектам живой природы, равнодушны при их наблюдении (40%).

В начале года, в контрольной группе из 24 человек были выявлены следующие результаты (см. Приложение 1, Диаграмма 2):

Высокий уровень – 3 человека (13%);

Средний уровень – 13 человек (54%);

Низкий уровень – 10 человек (42%).

Анализируя результаты, мы видим, что также как и в экспериментальной группе, детей, имеющих желание участвовать в экологически ориентированной деятельности мало, всего 13%. В то же время достаточно большое количество детей не проявляют интереса к объектам живой природы, равнодушны при их наблюдении (42%).

Такие результаты подвели нас к необходимости проведения специальной работы по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы посредством современной формы организации педагогического процесса – проектной деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.006 с.)