Этапы работы над публичной речью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы над публичной речью



1. Определить, кому адресован текст.

1. Демографическая характеристика
А) Пол Мужчины Женщины
  – явления всех сфер жизни (в том числе политика, наука); – абстрактное мышление (факты, статистика); – предпочитают умеренную эмоциональность изложения. – явления материального и бытового плана; – конкретно-образное мышление (наглядность, чужие мнения и оценки); – предпочитают высокую эмоциональность изложения.
Б) Возраст Школьники Молодежь Люди среднего возраста Люди старшего возраста
  Иллюстрации Психология* Прагматика   Мораль, нравственность
2. Интеллектуальный уровень
Высокий Средний Низкий
Интеллектуальная информация Прагматика и эмоции. Абстрактные рассуждения неэффективны, необходимы конкретные доводы. Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Прагматика. Апеллировать к практическому результату (вы будете иметь..., вы сможете..., у вас не будет... и т. д.). Максимум примеров, случаев из жизни. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно. Говорить медленно.
3. Установка на общение
Конструктивная (ценностные ориентиры говорящего и слушающего совпадают) Конфликтная аудитория Соглашательская (аудитория не компетентна в этом вопросе или не имеет своего мнения) Инфантильная (равнодушная)
Восходящая аргументация** Нисходящая** Нисходящая Нисходящая
             

 

* Приведем основные черты, характеризующие молодежную аудиторию: беззаботность; необремененность житейскими проблемами; неразвитость способности к логическому мышлению; эмоциональное восприятие преобладает над рациональностью; неприязнь к наставлениям, прямым назиданиям; критиканство (огульное охаивание без конкретных предложений); максимализм в суждениях и оценках и т.д.

** Нисходящая и восходящая. Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем – менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:

– позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

2. Сформулировать

– цель (убедить, информировать и т.д.),

– задачу (задача – конкретизация цели; например, убедить в том, что…).

– тезис (это «царствующая» мысль текста, которая формулируется путем ответа на вопрос задачи).

3. Разбить тезис на смысловые части (подтезисы).

4. Найти топосы – ценности, принимаемые как говорящим, так и аудиторией.

Ценности чрезвычайно разнообразны. Выделяются ценности социальные, ценности, связанные со способностью человека к созданию глобальных общественных идеалов, ценности, санкционируемые и культивируемые официально, с помощью находящейся в распоряжении государства разветвленной системы средств, ценности, которые функционируют лишь на уровне обыденного сознания и т. д. Предпринимая попытку классификации ценностей, В. И. Карасик предлагает ценности индивидуальные (персональные, авторские), микрогрупповые (социальные, ролевые, статусные и др.), этнические и общечеловеческие. Ценности определяются, во-первых, общественными институтами, во-вторых, устойчивыми представлениями о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса (т.е. потребностями).

Определяя ценности, можно обратиться к теории человеческих потребностей, которую предложил в 40-е гг. психолог Абрахам Маслоу. Он выделил 5 стадий потребностей и указал, что при выполнении (иногда частично) низшей стадии человек переходит к выполнению потребности высшего порядка.

Иерархия потребностей по А. Маслоу:

5 стадия Потребности в самовыражении (реализация заложенных способностей)
4 стадия Потребности в признании (например, власть, право принимать решения)
3 стадия Социальные потребности (в контактах) (принятие определенной группой, любовь)
2 стадия Потребности в безопасности
1 стадия Физиологические потребности (питание, квартира, одежда и др.)

5. Отобрать аргументы.

Виды аргументов

Логические аргументы – доводы, истинность которых проверена и доказана практикой.

Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживанию, отвержению и др.).

К логическим аргументам обычно относят:

– научные аксиомы;

– положения законов и официальных документов;

– законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

– заключения экспертов;

– ссылки на признанные авторитеты;

– цитаты из авторитетных источников;

– показания очевидцев;

– статистические данные (по известному, авторитетному источнику информации).

Значительную роль в публичной речи играют психологические аргументы, помогая оратору добиться желаемого результата:

– довод от обещания;

– довод от сочувствия;

– довод от угрозы;

– довод от обсуждения;

– довод от сомнения;

– довод от осуждения;

– довод от недоверия;

– довод к чувству собственного достоинства и др.

Психологические доводы могут быть использованы в качестве уловок, к которым относятся:

– аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);

– аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

– аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

– аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

– аргумент к верности (склоняют принять тезис апеллируя к верности, привязанности, почтению и т.п.).

6. Собрать информацию. При подготовке доклада в зависимости от темы и ситуации могут быть использованы различные источники информации: специальная литература, энциклопедии, словари, справочники и даже художественная литература.

7. Сформировать микротемы – кусочки текста, которые по структуре представляют собой подводку к аргументу, аргумент и обобщение сказанного.

8. Выбрать способ аргументации и стратегию расположения микротем (в зависимости от типа аудитории).

Способы аргументации

Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Аргументация восходящая– аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.

Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».

Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».

Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).

Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).

9. Композиционно оформить речь.

Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркивается актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Основные функции вступления:

1) контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);

2) проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, можно использовать цитату, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Также начать выступление можно образом, символом, аллегорией, комплиментом слушателям, интересной историей, случаем из жизни. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории.

Во вступлении нельзя извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, подводятся необходимые промежуточные выводы.

В главной части можно наблюдать основное правило композиции: логическую последовательность и стройность изложения материала. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

1) извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

2) обрывать речь без заключения и уходить;

3) заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

1) цитата,

2) призыв к действию,

3) крылатое выражение,

4) иллюстрация,

5) комплимент аудитории,

6) благодарность за внимание.

10. Проверьте отсутствие разного рода ошибок.

 

Раздел 2. практикум

Упражнение 1. Прочитайте тексты. Назовите специфичные стилевые черты каждого текста, особые стилевые признаки на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка. Определите функциональный стиль.

1. Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учебы – вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. «Пипец», как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые – в первую очередь так называемые звезды.

Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз – почти всегда.

Образование – да и воспитание – это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций – национальной деградации в целом.

В том, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» – лишь одно из многих тому подтверждений (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ).

2. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.

Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. Его применяют в том, случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.

Применение местного вида помогает уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.

3. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

· потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

4. Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.

К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем. Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты. Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы. Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.

5. А. Дай Бабеля почитать, дай?

Б. Возьми, вот. А ты знаешь, где он?

А. Не знаю.

Б. Ну и не найдешь значит, я сама найду.

А Ладно.

Б. Там бесподобно просто, ты знаешь, таким язычком написано, я ни разу ни у одного писателя не встречала такого языка: «У приказчиков сапоги скрипели, как ново… как рождественские поросята в мешке», можно такое сравнить! Да, "лицо стало зеленым, как зеленая трава". Представляешь! Знаешь, такие сочные вроде бы.

А. Вот-вот, у меня тоже, зеленым стало, когда она мне копьем в глаз. Веселая такая женщина. Да, знаешь, кайф такой, сижу в этой несчастной штуке, которая кабинетом называется, да, там лежит большая-большая банка, да еще вторая, да.

Б. С глазами.

А. Нет, не с глазами, если бы. В одной налита какая-то жидкость, написано «Яд» и написано «Копья чистые», вторая банка – «Копья использованные», хорошо. В яде их что ли значит содержат? Я не знаю. Наверное, спирт метиловый, может быть. Все одно и то же. Зависит только от степени очищения. Ой, господи боже мой, завтра туда же. Ба!

Б. Сделают тебе операцию на глазик – будешь ты косым.

А. Прямо по анекдоту «Здрасьте, девочки»?

Б. Да.

6. Из переписки:

А. Превед-)

Б. Прет

А. Как дела.

Б. норм.

А. Чво делаешь?

Б. ниче.

А. пшли гулять?

Б. Ок.-)

А. А ты чво?

Б. в комп рубаюсь, весело

А. Ой, ща предки прийдут

Б. Ха-))), лан бай

А. Пока.

Упражнение 2. Сделайте стилистический анализ текстов.

1. Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. Эти вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?

Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит – язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями - семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются породам слова других языков? Как употребляются эти слова?

Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.

2. Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30.

I. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

3. А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса па пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров – 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989г. и микропереписи в 1994г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?...

По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа....

4. А. Проголодался?

Б. А?

А. Проголодался?

Б. А?

А. Проголодался?

Б. Не-ет //

А. Какой-то ты голодоустойчивый человек!/

Б. (смеется).

А. Ну/ сейчас будем (обедать).

А. (приносит обед).

А. Обедаем?

Б. Угу/

5. М.Ю. Лермонтов

Тучи Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные.

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Упражнение 3. Прочитайте словарные статьи из Орфоэпического словаря под ред. Р.И. Аванесова. Определите тип языковой нормы.

афе′ра! неправ. афёра

бало′ванный! не рек. ба′лованный

дозвони′тся! не рек. дозво′нится (3 лицо, ед. число)

должносте′й и до′лжностей

доне′льзя! не рек. устар. до′нельзя

до′сочка и досо′чка

катало′г! не рек. ката′лог

кварта′л! не рек. ква′ртал

мастерски′ и доп. ма′стерски

матрас и матрац

ма′шущий и доп. маха′ющий

одновреме′нный и одновре′менный

обеспе′чение! не рек. обеспече′ние

пломбиро′ванный! неправ. пломби′рованный

побелённый! неправ. побе′ленный

Упражнение 4. Прочитайте словарные статьи из Орфоэпического словаря русского языка для школьников / Сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург, 2002. Определите тип нормы в каждом из слов.

ДОБ добы′ча, -и! неправ, до′быча. добы′чливый, -ая, -ое, кратк. ф. добы′члив, -лива. доведённый, -ая, -ое, кратк. ф. доведён, доведена′ ! неправ. дове′денный, дове′дена. довезённый, -ая, -ое, кратк. ф. довезён, довезена′ ! неправ. дове′зенный, дове′зена. довезти′,довезу′, довезёт, прош. довёз, довезла′, прич. действ, прош. довёзший, прич. страд, прош. довезённый, деепр. довезя′. до′веку, нареч. до′верху, нареч.! неправ, дове′рху. довести′, -веду′, -ведёшь, прош. довёл, -вела′, прич. действ, прош. дове′дший, прич. страд. прош. доведённый, деепр. до­ведя′. до′гма, -ы ДОЕ до′гмат, -а! не рек. догма′т. догово′р, -а, мн. догово′ры, догово′рови доп. до′говор, -а, мн. договора′, договоро′в. договорённость, -и! неправ. догово′ренность. догово′рный, -ая, -ое и доп. договорно′й, -а′я,-о′е. догры′зенный, -ая, -ое, кратк. ф. догры′зен, догры′зена! неправ. догры′з[а]нный. догры′зть, -грызу′, -грызёт, прош. догры′з, -гры′зла, прич. действ, прош. догры′зший, прич. страд, прош. догры′зенный. доделённый, -ая, -ое, кратк. ф доделён, доделена′! неправ доде′леный, доде′лена. додели′ть, доделю′, доде′лит и доп. устар. додели′т. дое′хать, дое′ду, дое′дет, пов. доезжа′й! неправ, дое′дь, дое′хай

Упражнение 5. Пользуясь орфоэпическим словарем, объедините слова с твёрдым согласным перед [Э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного.

Антенна, анестезия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, велотрек, вундеркинд, гейзер, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, депо, детектив, депрессия, идентичный, интеллект, кларнет, модель, партер, протез, протекция, рейд, сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, штепсель, экземпляр, экспресс.

Упражнение 6. Данные ниже слова сгруппируйте следующим образом: а) слова с Е: опека; б) слова с Ё: свёкла. Сверьте с орфоэпическим словарем.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, быте, гладкошерстный, гравер, гренадер, желчь, законнорожденный, затекший, маневр, мертвенный, многоженец, неподалеку, не ровен час, никчемный, одноименный, одновременный, озлобленный, опека, острие, отыменный, поблекший, повторен, повторенный, приведен, приведенный, решетчатый, сорокаведерный, шерстка, шофер, шелка.

Упражнение 7. В каких словах произносится [ЧН], в каких [ШН]? Где допускается вариантное произношение?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, сливочный, яичница, Ильинична, скворечник, подсвечник, будничный, непорядочный, к шапочному разбору, двоечник, отличник, булавочный, коричневый, перечница, полуночник, пряничный, сказочный, стрелочник, яблочный.

Упражнение 8. Проверим ваше умение правильно ставить ударение в словах. Читаем до первой ошибки.

1. Пожилой врач, эксперт в своей области, подал женщине знак рукой, и она располо­жилась в кресле.

– Что вас беспокоит? – задал он вопрос.

– Я работаю в кулинарии и люблю побаловать себя деликатесами: грушевым желе, сливовым вареньем, тортами с кедровыми орехами, кешью и арахисом. Все эти сладости приносят мне несказанное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта – стать танцовщицей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть легкий суп (например, щавелевый), овощи (вареную свеклу) и творог, нормировать свой вес, похудеть и одновременно стать красивее. Хороший результат должен был бы облегчить мою жизнь. Однако вчера вечером мое намерение потерпело фиаско. Я позвала моего мужа-коммивояжера, солгала ему, что собираюсь спать, подождала, пока его охватит дремота и он погрузится в сон, а после этого пробралась к кухонному столу, налила тарелку борща, отрезала ломоть хлеба, разорвала от нетерпения пакет сметаны, отпила половину.

– Я вас понимаю. Я постараюсь помочь вам. В этом квартале к нам прибыл известный врач из Великого Устюга, имеющий заслуженный авторитет. Он продал нашей клинике каталог, в котором представлены новейшие препараты для тех, кто желает сбалансировать свое питание и похудеть. К препаратам прилагаются все необходимые документы. Как вы видите, за их разработку отвечали ведущие ученые. Не один профессор приложил свои силы, чтобы сделать людей красивее! Это лучшие средства на данный момент.

– Да, но как его уведомить о том, что я желаю сделать заказ? Врач ведь не позвонит мне сам!

– Не волнуйтесь, если вы представите мне ваш документ (паспорт), я оформлю заявку, поставлю факсимиле, и уже через месяц вы произведете эпатаж! Не лезьте в петлю и помните: алкоголь запрещен.

– Спасибо.

 

2. Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свеклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот, наконец, все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

 

3. Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

 

4. Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать, и мысль об этом была очень приятной для него. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

Придумайте собственный текст. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому минимуму из Приложения 1.

Упражнение 9. Поставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарем.

1. Названый (брат), осведомить, острие, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, эксперт, языковая (колбаса), нет угля, быть в чести, переключение скоростей, начала работу, поднял голову, продали всю ткань, отняла игрушку, принятый в группу поддержки, отбыла в неизвестном направлении, нет фронта, много почестей, прожил долго, без году неделя, заняла деньги, прерванный рассказ, нет плода, отпил немного, двадцать степеней защиты, взяла кирку, потерять из виду, туфли тесны, недостатки изжиты.

2. Алфавит, анатом, блокирование, вероисповедание, гусеница, гренадер, давнишний, договоренность, закупорить, злоба, задолго, коклюш, кремень, кухонный, лубочный, мальчиковый, медикамент, меновая, оптовый, кедровый, торты, центнер, алкоголь, звонит, щавель, лассо, сакура, кожух, созыв, продал, приданое, плесневеть, баловать, кухонный, средства, генезис.

Упражнение 10. Найдите слова, в которых возможны колебания в норме. Выпишите в одну колонку (1) слова, в которых возможна вариативность в постановке ударения, а в другую (2) – слова, в которых расхождения в ударении будут являться акцентологической ошибкой. Ответьте на вопрос: какие черты характерны для ударения в русском языке?

Шасси, компас, сливовый, соболезнование, премировать, форзац, тщательнее, осужденный, щавель, инструмент, индустрия, заржаветь, забронировать, языковая, погруженный, колледж, мизерный, комбайнер, феномен, подал.

Упражнение 11. Составьте словосочетания или предложения со словами:

атлас – атлас, лавровый – лавровый, броня – броня, характерный – характерный, видение – видение, ирис – ирис, острота – острота, кирка – кирка, старина – старина, хаос – хаос, клубы – клубы, кредит – кредит, кругом – кругом.

Упражнение 12. Подберите к имени существительному определение-прилагательное.

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь, казино, кафе, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню, метро, мозоль, ножища, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье, рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.

Упражнение 13. Допишите окончания.

Шумн… многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены сидит юн… леди и лохмат… хиппи. На леди – свободн… кимоно, на хиппи – потёртые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Оба жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… чёрн… кофе и абрикос… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски и холодн… боржоми.

Упражнение 14. Определите род аббревиатур.

ТЭЦ, вуз, ОТК, ЧТЗ, МВЭС, МПС, ГТК, ФСЗ, ФМС, РКА.

Упражнение 15. Подберите с существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

Упражнение 16. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. В книге «Здравствуй, Валентина!» помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины (космонавта – космонавтки) Валентины Николаевой-Терешковой в Чехословакию. 2. (Редактор – редакторша) журнала Елена Мясникова сказала, что новый журнал, безусловно, найдет своего читателя. 3. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Л.И. Никитиной. 4. Девушка – (кондуктор – кондукторша) мило улыбается. 5. В недавно открытой женской парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Тамара Леонова. 6. Вот и (бригадир – бригадирша) курносая Маруся пожаловала к нам! 7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам среди женщин стала совсем еще юная студентка. 8. Входные билеты в кино проверяли две женщины – (билетеры – билетерши). 9. С ответным словом выступила (руководитель – руководительница) делегации.

Упражнение 17. Определите род имени существительного. Обоснуйте выбор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.119 с.)