Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины преступности несовершеннолетних.
Помимо общих причин девиантного поведения подростков, которые были рассмотрены выше, можно выделить специфические причины роста преступности несовершеннолетних, обусловленные социальной ситуацией в Украине: а) кризис общества породил духовную маргинальность молодого поколения, эклектику в мировоззрении, дезориентацию. К тому же после ухода комсомола образовался вакуум. Он заполнясь стихийно формирующейся “культурой ровесников” зачастую берущей в качестве ориентира примитивные образцы массовой культуры или ценности уголовной субкультуры. По данным одного из опросов несовершеннолетних преступников, и качестве идеала 9% указали героев кинофильмов, 46% - нет идеалов, 27% назвали антиобщественный идеал. Кризисную ситуацию в духовном мире молодых людей усугубляет бедность форм досуга, предоставляемых основной массе молодежи, и их коммерциализация при невысоких доходах основной части молодежи; б) снижение нравственного уровня общества в целом, удовлетворение материальных потребностей нередко становится главной или единственной целью. 70% преступлений несовершеннолетних связаны с присвоением чужой собственности: ими, например, совершается 30% квартирных краж; в) кризис общественного идеала негативно сказывается на воспитательных возможностях учебных заведений. Это обуславливает рост криминогенного значения неумения или нежелания педагогов формировать позитивные ориентиры у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма; г) снижение возможностей семейного воспитания вследствие того, что родители все больше времени тратят на поиски средств существования, продуктов и товаров по приемлемой цене. Экономия средств сказывается на расходах на книги, журналы, газеты; сюда же следует отнести и прямые отрицательные явления в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено непосредственное отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальный образ жизни). Типичным для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки. д) предшествующая многолетняя практика фактической безнаказанности и “моральных проповедей”, а также – неоправданно значительное ослабление в последние годы карательной практики со стороны административно-правовых органов, породили пренебрежительное отношение к закону. Уже в ходе следствия 50% несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности. Сюда необходимо приплюсовать освобождение от отбытия наказания и условные осуждения, которые выносятся судами. Получается, что реальному наказанию подвергается только 33% несовершеннолетних правонарушителей. По результатам одного из опросов, почти каждый второй подросток, совершивший преступление, отмечал, что, наблюдая примеры фактической безнаказанности в своем окружении, он полагал, что и ему ничего особенного не будет.
Для того чтобы достичь эффекта в воспитательной работе с несовершенно летними правонарушителями, необходимо понять и мотивацию действий подростка. Особенности мотивации правонарушающего поведения несовершеннолетних характеризуются: · значительной распространенностью импульсивных и ситуативных мотивов; · повышенным влиянием факторов, связанных с самоутверждением; · особой значимостью групповой интеграции в мотивации поведения, характерной нетерпимостью к любым ограничениям, кроме тех, которые имеют место внутри группы. Идеалом служит не автономия индивида, а автономия группы; · значимостью таких социально-психологических мотивов, как внушение и подражание · большим разнообразием побуждений, лежащих в основе мотивации конкретных видов преступного поведения. Для структуры потребностей несовершеннолетних правонарушителей характерны ослабление комплекса социально-полезных потребностей, искаженный или примитивный характер некоторых потребностей, распространенность потребности в самоутверждении, нередко имеющей извращенный характер (это проявляется в соединении корыстных и “спортивных” мотивов при совершении преступления, в получении удовольствия от причинения беспокойства другим, от самого факта отвержения различных табу), стремление к немедленной реализации потребностей, т.е. “недальновидный гедонизм”, отсутствие интереса к отдаленным целям, расчету времени, учению.
Применяя общую типологию личности преступников к данному, контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних, совершивших преступления в результате: 1. случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленность к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности (в данном случае возможно объединить лиц, совершивших ситуативные преступления различных степеней тяжести). Их доля в контингенте несовершеннолетних преступников составляет 25-30%; 2. попадания в соответствующую ситуацию, неустойчивости общей направленности личности (“шатающегося” характера) - также 25- 30%; 3. преобладающей отрицательной направленностью личности, не достигшей однако устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам (т.е. те, кто уже имеет развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т.п.) – 30-40%; 4. устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обусловливающей, по существу, все поведение подростка (рецидивисты, участники организованных преступных группировок и т.п.) - 10-15%. Данная типология позволяет определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания. По соотношению долей различных типов можно также увидеть, что устойчиво криминогенный тип составляет меньшинство. Подавляющее большинство несовершеннолетних преступников не порывает с доминирующей системой ценностей и норм. Возможным ответом на вопрос, почему подросток нарушает правовой запрет, признавая его необходимым, является концепция нейтрализации Г.Сайкса и Д.Матзы. Согласно этой концепции, несовершеннолетний правонарушитель совмещает несовместимое, т.е., придерживаясь общепринятой системы ценностей и норм, он снабжает ее требования такими оговорками, что совершенное им нарушение оказывается приемлемым, если не правильным. Из чего исходит теория нейтрализации? Социальные правила или нормы, призывающие к должному поведению, в большинстве своем не выражены в форме категорического императива. Нормативная система - не жесткий свод правил, выполнение которых обязательно при любых обстоятельствах. Подобного рода гибкость присуща в определенной степени и уголовному закону. Это проявляется в нормах, устраняющих ответственность по такого рода основаниям, как недостижение возраста, невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое принуждение. Преступное поведение несовершеннолетних основано на бессознательном расширении сферы действия этих смягчающих обстоятельств. Оправдание своего поступка, его рационализация снимают для правонарушителя вопрос собственной вины. Подобные оправдания авторы концепции и называют методом нейтрализации. Она включает 5 основных мотивов: отрицание ответственности, отрицание вреда, отрицание наличия жертвы, осуждение осуждающих, обращение к более важным обстоятельствам. Фактически метод нейтрализации является одной из форм психологической защиты, поиска разумных доводов для оправдания собственного поведения, его необходимости или даже полезности:
1) отрицание ответственности. Несовершеннолетний правонарушитель видит причину своего поступка во внешних обстоятельствах: материальные затруднения, неблагоприятное стечение обстоятельств, решающее влияние друзей и т.п. Рассматривая себя как объект внешнего воздействия или жертву обстоятельств, подросток снимает вопрос об ответственности, за последствия своих действий; 2) отрицание вреда. В данном случае вандализм, хулиганство трактуется как озорство, тем более что общество иногда согласно с делинквентом в отношении “шалостей”: угон автомобиля - как временное заимствование, драка - как дуэль или выяснение отношений и т.д. В данном случае также не отрицаются общепринятые нормы, но они модифицируются под ситуацию; 3) отрицание наличия жертвы. Даже если несовершеннолетний признает себя ответственным за неправильные действия и готов допустить, что они принесли кому-то вред, то он обычно пытается доказать, что его поступок представляет собой что-то вроде справедливого возмездия или наказания. Правонарушитель ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея. Подросток считает, что имеет право быть несправедливым к несправедливым или нечестным в его понимании людям. Кража у "жулика" или бизнесмена - как акт восстановления социальной несправедливости, избиение панков, хиппи, металлистов, представителей других групп: потому, что они “много себе позволяют”, и т.д.; 4) осуждение осуждающих, т.е. перемещение центра внимания со своего поступка на позиции других людей. (А судьи кто?) “Милиция – продажна”, “учителя имеют любимчиков”, “родители несправедливы” и т.д. Так, по данным одного из опросов, 54,6% считают, что работников следствия и суда нельзя считать хорошими людьми, они несправедливо рассмотрели все обстоятельства дела, а 55,6% уверены, что большинство людей не совершают преступления только из-за страха наказания или потому, что не было подходящей ситуации; 5) обращение к более важным обстоятельствам. В данном случае налицо попытка решения конфликта социальных проблем, когда требования общества приносятся в жертву интересам малой группы, требования закона - в жертву требованиям дружбы. Несовершеннолетний правонарушитель рассматривает себя как человека, стоящего перед нравственной дилеммой, которая, к сожалению, может быть разрешена, только нарушением закона. Каждый четвертый из них утверждает, что нормы закона могут противоречить, моральным требованиям. Ответы подростков показывают, что многие подвергают моральному сомнению некоторые юридические нормы, у них не сформировано уважение к праву как к одной из главных социальных ценностей. Достаточно наглядно это проявилось в ответах на вопрос: смог бы подросток совершить кражу, чтобы выручить друга или по его просьбе – 33% ответили утвердительно, а 38,5% колебались. Широкое использование различных форм самооправдания показывает неспособность к трезвой самооценке, объективному восприятию своего характера и поведения. Это обуславливает и негативное отношение осужденных к наказанию. Почти 60% не признает его справедливым, 62% считают, что не нуждается в исправительных мерах. Такие установки препятствуют эффективному воздействию на несовершеннолетних средств перевоспитания, стимулируют условие ценностей и норм уголовной субкультуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.31 (0.009 с.) |