Туристическое районирование мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристическое районирование мира.



В своей деятельности UNWTO использует следующее деление мира на туристические регионы: Африка, Америка, Азия и Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток. Все регионы, кроме Ближнего Востока, делятся на меньшие таксономические единицы - субрегионы, которые объединяют соответствующие государства. Международный туризм развит в мире крайне неравномерно, что объясняется, в первую очередь, разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. В общем виде территориальная неравномерность отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно данным UNWTO, на развитые страны сейчас приходится более 50% всех туристических прибытий, но развивающиеся страны, стремительно увеличивают свою долю на мировом туристическом рынке.

Развитие туризма характеризуется постоянным географическим расширением и разнообразием направлений путешествий. В 1950 году 15 крупнейших по объемам обслуживания маршрутов - до 97% туристов - проходили в пределах Западной Европы и Северной Америки. В конце XX в. здесь сосредоточено около 80% туристических потоков. В 1990-х гг. доля Азиатско-Тихоокеанского региона превысила 10%, так как темпы прироста туристических потоков здесь оказались наиболее высокими. Сейчас на три этих макрорегиона приходится 88,8% всех мировых туристических прибытий (в том числе на Европу - 52,2%, на Америку - 16%, АТР - 20,6%) и 91,8% всех денежных поступлений от международного туризма.

Статистика UNWTO позволяет оценить современное положение туристических макрорегионов в мировом туризме, проследить динамику изменений, при характеристике которой ограничимся тремя последними десятилетиями.

Для всех туристических макрорегионов мира характерна положительная тенденция к увеличению туристических потоков. Но темпы прироста прибытий (и доходов от туризма) в макрорегионах не были одинаковыми, поэтому их удельный вес в общемировой структуре менялся.

Большинство международных туристов в мире путешествует в пределах Европы или приезжает в Европу. На все европейские маршруты приходится более половины общемирового объема международных туристических прибытий.

Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь самых разнообразных рекреационных (природных и культурно-исторических) ресурсов, а с другой стороны - действием благоприятных для развития туризма социально-экономических и инфраструктурных факторов (высокий средний уровень жизни, урбанизированность, развитая транспортная сеть). Очень важный для Европы и фактор географического положения, особенно близкого соседства большинстве стран. В 2009 году число международных туристов в Европе составило 460 100 000 человек. Доходы от международного туризма составляют 898 долларов за одно туристическое прибытие.

Одна из важнейших географических особенностей этого региона - преобладание в нем внутрирегионального обмена туристическими потоками. 90% европейских туристов - это жители самих европейских стран, и отличаются высокими затратами на международный туризм с расчета на одно прибытие (500 - 1000 долл. и более). Немцы составляют 19% от общего числа путешествующих, британцы - 10%, французы - 7%, датчане - 6%.

К концу 50-х годов в Европе наиболее мощные туристические потоки направлялись преимущественно в направлении с севера на юг. Причем, чем севернее расположено государство, тем большее количество ее населения выезжала за границу, главным образом в страны бассейна Средиземного моря и Альпийских стран. Начиная с середины 60-х годов туристические потоки в Европе немного сдвинулись в восточном и юго-восточном направлениях, но основная географическая направленность туристических потоков - меридиональная остается характерна и до сих пор, как результат привычки к летнему пляжному отдыху.

С внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется в Северной Америке (в частности в США), хотя в последнее время он немного уменьшился.

Статистика UNWTO позволяет также выявить роль, которую играют в европейском туризме отдельные субрегионы.

С начала ХХ века по количеству туристических прибытий и по поступлениях от туризма первое место занимает Южная, Средиземноморская Европа. От Южной только немного отстает Западная Европа. На два этих субрегиона в целом приходится практически 70% всех прибытий туристов в Европу. Третье место занимает субрегион Центральная и Восточная Европа, доля которой в прибытии достигает 20%, но в поступлениях от туризма в два раза меньше (в основном из-за низкой стоимости отдыха в этом субрегионе). Субрегион Северной Европы привлекает наименьшее количество туристов, но по доходам от туризма он опережает страны Центральной и Восточной Европы.

В общем, следует отметить, что доля Европы в мировом туризме постепенно уменьшается, что обусловлено следующими факторами:

старением туристического продукта южноевропейских стран;

высокими ценами на туристические продукты в северноевропейских странах;

социально-экономическими проблемами в восточноевропейских странах;

ростом популярности стран Юго-Восточной Азии.

 

Азиатско-Тихоокеанского региона - это туристический макрорегион мира, который имеет самые высокие темпы развития. Численность международных туристов с 1970. увеличилась здесь более чем в 30 раз, а доходы от этой отрасли – в 140 раз. Такой скачок АТР в сфере мирового туристического бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитического положения. Ведущими странами - туристическими центрами в этом регионе являются Китай, Гонконг, Корея, Тайвань и Сингапур.

Массовое посещение туристами этого региона началось в 80-х гг. XX века, а уже в конце XX он подвинул Американский регион на третье место и сейчас занимает более 20% туристического рынка мира. Средние темпы прироста туристических прибытий здесь также быстрые. Уменьшение туристических потоков наблюдалось только в 1997 - 1998 гг. В связи с азиатским финансовым кризисом и неожиданной вспышкой атипичной пневмонии из-за чего, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский регион потерял как минимум 3 млн. туристов.

АТР привлекает туристов своей уникальной природой, а новые индустриальные страны - бизнес-турами. Развлекательный туризм развит в Японии, Южной Корее и на о. Тайвань, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают шоппинг-туризм. Одной из важных туристических стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном берегу страны и организовывать культурно-познавательные поездки в северные регионы.

Хорошо развит туризм в Австралии и Новой Зеландии, в Меланезии и Микронезии. Отдых на островах Тихого океана выигрывает от относительной близости австралийского рынка и имеет хороший имидж в Европе.

В этом макрорегионе также преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5). Въездные туристические потоки формируются из Европы и Америки, и сравнительно слабо из других регионов. Почти 33% всех туристов, прибывающих в АТР направляются в КНР, из них на территории Сянгана, Макао и Тайваня приходится 50%. Среди внешних туристических рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия. В регионе АТР средний доход от одного туристического прибытия превышает среднемировой уровень на 970 долл. и составляет 1120 долл. Хотя во многих странах, таких, как Лаос или Пакистан, доходы от туристов небольшие - до 400 долл. Состояние туризма в АТР во многом определяется ситуацией в КНР. По количеству прибытий (50870000. в 2009г.) и туристским доходам (39680000000. долл. США) он вошел в первую пятерку стран - мировых туристических лидеров. По прогнозам, составленными UNWTO до 2020 г.по количеству прибытий КНР будет лидировать не только в АТР, но и в мире (196 млн. прибытий).

Из отдельных субрегионов ведущее место принадлежит Северо-Восточной Азии - в первую очередь благодаря Японии, КНР, Республике Корее и Тайваню. На втором месте - Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия, Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще сравнительно незначительна.

За последние годы страны Северо-Восточной Азии показывают высокую динамику прироста туристического спроса. Сегодня на их долю приходится 11,1% международных туристических прибытий. В последнее время в регионе усиливаются тенденции регионализации, наблюдается ускорение интеграционных процессов, развитие новых форм сотрудничества в туристической сфере.

Сдерживающее влияние на развитие туризма в ряде стран Северо-Восточной Азии сегодня осуществляют неравномерное развитие экономик и, соответственно, туристической инфраструктуры, низкий уровень рекламы туристических возможностей.

Несмотря на огромное число жителей, страны Южной Азии не являются поставщиками туристов поскольку среди населения преобладают бедные люди с очень скромными доходами. Низкий уровень социально-экономического развития определяет соответствующее качество туристической инфраструктуры и сервиса.

Несмотря на то, что регион Австралии и Океании находится далеко от основных стран - поставщиков туристов и в стороне от ведущих транзитных линий, туризм здесь развивается довольно быстрыми темпами. Основной целью, посещение иностранными туристами Австралии и Океании является отдых.

За последние годы поступления от международного туризма в Азии и Тихоокеанском регионе росли быстрее, чем число туристов, прибывающих в регион. Это происходило потому, что многие страны в регионе переориентировались на состоятельных туристов.

Вопреки успехам развития туристической индустрии и большим поступлениям в страны АТР вклад туризма в экономику региона меньше, чем в других регионах мира. Он насчитывает только 5% поступлений от экспорта в отличие от среднемирового - 8,3%, так как страны этого региона, особенно новые индустриальные страны, предпочитают экспорт товаров, а не услуг.

 

Американский макрорегион сейчас является третьим по масштабам развития международного туризма. Различные туристические ресурсы этой части мира обусловливают развитие многих видов туризма. Некоторое снижение его доли туристических прибытий и доходов объясняется не тем, что он стал терять свою привлекательность, а тем, что темпы развития туристического бизнеса, в первую очередь в АТР, оказались значительно выше.

В Америке, как и в Европе, преобладает внутрирегиональный туризм (почти 3/4 всех прибытий), а главными центрами привлечения туристов были и остаются три страны Северной Америки - США, Мексика и Канада, при сильном доминировании США.

Не более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира, главным образом из Европы и Азии (прежде всего - из Великобритании и Японии). Эти туристы преимущественно направляются в США, Канаду и в страны Карибского бассейна.

Более 65% международных прибытий в регион приходится на страны Северной Америки, представляют собой огромный внутренний туристический рынок и высокоразвитой инфраструктурой, гостиничной сетью и транспортной индустрией. Карибские острова, принимают почти 20 млн.туристов в год, с 2005г. уступили второе место по прибытию Южной Америке.

Центральная Америка является одним из двух туристических регионов, которая бурно развивается, наряду с Китаем. Регион становится любимым местом отдыха и очень востребован туроператорами со всего мира.

Страны региона делают ставку на развитие комбинированного туризма и предлагают различные маршруты для экологического, приключенческого, пляжного туризма, а также для занятия такими видами спорта, как рыбалка, серфинга, гольф и др.

Доходы от международного туризма в регионе достигают 10-20% от общего экспорта товаров и услуг. Такой высокий уровень является следствием конкурентоспособности региона и специализацией некоторых государств на предоставлении туристических услуг. Например, на Британских Виргинских островах, на Антигуа и Барбуда эта доля превышает 80%, на Гренаде и Ангильи - 60, на Кубе, Барбадосе, Ямайке, Мартинике, Гваделупе колеблется в пределах от 40 до 50%.

Ведущим направлением специализации Карибского субрегиона являются морские круизы, рассчитанные прежде всего на американских туристов. Сегодня в этом бассейне концентрируется 3/4 всех морских круизов мира.

Несмотря на отрицательные показатели двух последних лет, в Карибском субрегионе и Южной Америке произошел стремительный подъем международного туризма, который был вызван улучшением экономической ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что способствовало в первую очередь увеличению внутрирегиональных путешествий. Страны Южной Америки не обладают хорошо развитой туристической инфраструктурой, поэтому занимают третье место в регионе по поступлениям от международного туризма после Северной Америки и Карибского субрегиона.

Доходы от туризма Центрально-Американских стран, согласно данным Секретариата по туристической интеграции Латинской Америки (SITCA), в результате глобального экономического кризиса в 2009 году снизились на 20%, а количество туристических прибытий уменьшилось на 19%.

Африка. Несмотря на то, что темпы роста международного туризма в этом регионе в последнее время заметно повысились, Африка все еще остается в числе аутсайдеров. Число иностранных туристов, посещающих Африку, и денежные поступления от них относительно невелики и составляют около 5% общемировых. Туристические потоки между африканскими странами, а тем более в другие регионы мира, все еще остаются очень слабыми. Крупнейшим рынком для стран региона являются сами африканские страны, дающие до 50% всех туристов. Другим крупным поставщиком туристов выступает Европа, особенно страны бывшие метрополии африканских колоний - Франция, Германия, Великобритания. Более половины общего количества гостей в регионе принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельськие острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы.

Некоторые из них, например, Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию. На юге Африки популярным туристским центром является ЮАР, возглавляющий первенство среди стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет развитую транспортную и гостиничную инфраструктуру, а также становится модной страной в международном туризме. В этом регионе средние доходы от одного туристического прибытия составляют 630 долл., Что на 35% ниже середнемирового уровня. По этому показателю лидируют Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, где средние доходы от одного туриста превышают 1500 долл. Однако есть и такие страны, где поступления от туристов крайне малы, например, в Свазиленде - лишь 25 долл. Развитие международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского продукта вызванные его индивидуализацией. Однако в последние годы регион активно внедряет недорогой массовый, преимущественно пляжный туризм, особенно на севере континента на побережье Средиземного моря.

Страны Северной Африки (Марокко, Тунис) - места, в целом, недорогого и массового туризма. Туристская индустрия стран Африки южнее Сахары - сектор мировой экономики, интенсивно развивается

Если объем международного туризма в мире в 2009 снизился на 4,2%, то Африка - это единственный регион, где наблюдается прирост числа туристических прибытий. Темпы прироста числа международных туристов в странах региона (10% и выше) - абсолютный мировой рекорд, достигнутый любым континентом за последние десять лет. Одна из основных причин такого положения дел - чрезвычайно высокая доходность африканских направлений для западных туристических фирм. Отставание Африки в развитии Международного туризма объясняется сильной социально-экономической отсталостью большинства африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристической инфраструктуры, политической нестабильностью, угрозой различного рода заболеваний.

Несмотря на то, что Ближний Восток в последние годы продолжает оставаться одной из горячих точек планеты, с 1990 г.. количество туристических прибытий в регион увеличилось в 5,5 раз (с 9,6 млн. до 52900000.), причем темпы прироста являются самыми высокими в мире. Однако считается, что регион не реализует своих потенциальных возможностей в сфере туризма. Терроризм, вызванный религиозным или политическим конфликтом, террористические акты, направленные против самих туристов и, в частности, против достопримечательностей, которые они посещают, ежегодно удерживают миллионы людей от поездки на Ближний Восток. На Ближнем Востоке развитие получили как межрегиональный, так и внутрирегиональный туризм. Главными принимающими странами стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт. Египет отражает тенденции, характерные для стран, длительное время уделяют большое внимание развитию и совершенствованию индустрии. В ОАЭ иностранный туризм относительно молодой, здесь нет высокоаттрактивных культурно-исторических памятников и разнообразие природно-климатических условий. Однако, как другие нефтяные монархии Залива, Эмираты имеют огромные финансовые ресурсы для формирования высококлассной туристической инфраструктуры для предоставления широкого спектра туристических услуг.

Сирия относится к той группе государств региона, где есть хорошие предпосылки для развития отрасли, но только в последние годы их интенсивному привлечению в хозяйственный оборот уделяется должное внимание. Самый большой туристический центр региона - Египет предлагает познавательный туристический продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, потому что там расположены главные мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма на Ближнем Востоке. В целом регион в 2009 году получил 41,2 миллиарда долларов от международного туризма, что составляет примерно 780 долларов за одно прибытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.015 с.)