Развитие системного подхода в изучении познавательных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие системного подхода в изучении познавательных процессов



Утверждение принципов системного подхода в отечественной психологии связано с особенностями развития двух главных областей отечественной научной мысли: философско-социологической и естественнонаучной.

Российской просветительской мысли было свойственно стремление к объединению в своих изысканиях чувственной и разумной сферы жизнедеятельности человека в гармоничное единство (А.Н. Радищев, И.П. Пнин, А.П. Куницин, А.Ф. Бестужев и др.). Русские ученые уделяли особое внимание проблеме целостного духовного развития человека, воспитания высших нравственных качеств (любви к ближнему, доброты, совестливости, привычки и воли действовать сообразно православному идеалу).

Можно подчеркнуть, что на сегодняшний день, идеи развития духовности, как основы воспитания и саморазвития личности перестали быть только философскими категориями и превратились в совокупность проблем, которые на современном этапе развития научного знания являются предметом эмпирического исследования

Идеи системного подхода к исследованию человека сформировались также под влиянием открытий, достигнутых в пограничной с психологией области естественных наук, становления естественнонаучной парадигмы.

Успехи в развитии естествознания порождали стремление к применению в психологии объективных методов для познания сложной природы внутреннего мира человека в его различных взаимосвязях с окружающей действительностью.

Труды Корсакова, Н.Н. Ланге создали основу для изучения психического как целостного образования, обнаружив неопровержимые факты взаимодействия различных психических, психофизиологических и социально-психологических явлений. Представления о системной природе психических явлений выступают в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении, по мнению Б.Ф. Ломова.

Весь путь развития психологического знания, с момента выделения психологии как самостоятельной науки иллюстрирует движение научной мысли от однолинейного, жестко детерминированного представления о психических явлениях к нелинейному, неаддитивному, интегральному изучению ее форм проявления и механизмов развития. Анализируя этапы становления системного подхода, А.Г. Асмолов указывает на то, что отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).

«Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и онтологически неразделимы» (В.А. Барабанщиков).

История психологической науки, как указывает В.А. Барабанщиков, во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной, точке зрения на природу психики и поведения. Наиболее последовательно она была реализована эмпирической психологией сознания и классическим бихевиоризмом, которые постулировали существование исходных элементов (ощущений, реакций), объединяемых внешними связями (ассоциациями). Следствием такого подхода стало распространение редукционизма (физиологического, логического, социологического, информационного), опасность утери специфики предмета психологии и кризис методологических основ психологической науки. Собственно преодоление этого кризиса и связано с освоением системного взгляда на предмет психологического познания. Начиная с гештальтпсихологии, критерии научности все больше ассоциируются не столько с аналитическим, сколько с синтетическим, целостным подходом, вписывающим психическое в систему жизненных связей и отношений человека с миром, с одной стороны, и подчеркивающим самостоятельность целого относительно образующих его компонентов - с другой (В.А. Барабанщиков).

Существенные шаги в раскрытии системной природы психики в отечественной науке сделаны Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым, Л.С.

При анализе внешнего поведения индивида результат можно описать как определенное соотношение организма и внешней среды, прекращающее действие, направленное на его достижение, и делающее возможной реализацию следующего поведенческого акта.

На основании результатов уже самых ранних своих экспериментов П.К. Анохин пришел к выводу о том, что для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании, как непосредственных отправлений того или иного субстрата, а организацию целостных соотношений организма со средой. Суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты не взаимодействуют, а взаимосодействуют, т. е. координируют свою активность для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, П.К. Анохин дал следующее определение функциональной системы: системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Таким образом, теория функциональных систем, во-первых, включила в концептуальный аппарат системного подхода изоморфный системообразующий фактор и, во-вторых, кардинально изменила понимание детерминации поведения.

Идеи Н.А. Бернштейна, а именно принцип «сенсорных коррекций» при осуществлении двигательной активности, «схема рефлекторного кольца», теория уровней построения движений, определение механизма формирования навыка, обоснование принципа активности, позволили иначе трактовать детерминирующие основания не только движений, но и в целом активности личности. Его идеи позволили постулировать «определяющую роль внутренней программы в актах жизнедеятельности организма», «отсутствие жесткой запрограммированности действия человека от влияния внешнего стимула».

Работы П.К Анохина, Н.А Бернштейна внесли существенный вклад в разработку представлений о качественной специфичности процессов интеграции, стали основой открытия нового вида процессов в целостном организме - системных процессов, организующих частные физиологические процессы, но несводимых к последним. Открытие системных процессов позволило, в отличие от рассмотрения в качестве основы поведения материально-энергетических отношений между локальным воздействием и реакцией, трактовать поведение как обмен организованностью (информацией) между организмом и средой, осуществляемый в рамках этих информационных процессов.

В настоящее время именно системный подход позволяет объединить психологические и естественнонаучные стратегии исследования в рамках единой методологии, избавить психологию от эклектики при использовании материала нейронаук и описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей (в том числе электро-, нейрофизиологических и т.п.) (И.В. Боев).

Не менее важной причиной обращения к принципу системности являются исключительно высокие темпы дифференциации психологического знания и связанная с этим попытка методологического и теоретического синтеза разноплановых исследований на пути объединения знаний о природе таких систем, как индивидуальность.

На современном этапе развития системного подхода в психологии, наряду с изучением организации (структур, уровней) и функционирования целостных образований, на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношение стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии.

С естественнонаучной. Использование принципов системного подхода в психологии уже на первых этапах ее развития позволило поставить проблему исследования системообразующих факторов при анализе психики, рассматривать сложные психические явления как систему (комплекс компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов), на основе введения понятия информационных процессов по новому рассматривать психофизиологическую проблему, создать условия для изучения генезиса сложноорганизованных психических явлений.

 

6й вопрос
развитие системного подхода в изучении личности

Системный подход к изучению личности.

Посвоему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма. Общая теория систем пришла из биологии. Объект системного анализа: развивающиеся системы. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство.

Общие характеристики системы:

• целостность – несводимость к сумме частей и невыводимость из какой-либо части системы• структурность – связи и отношения упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение системы• взаимосвязь системы со средой – “закрытый” (не изменяющий среду и систему) или “открытый” характер• иерархичность – каждый элемент системы может быть подсистемой или включать в себя систему• множественность описания

Психологи каждый по-своему обращались к этим параметрам, и с 20х гг большинство исследователей личности пришли к тому, что личность можно понять только при изучении человека как целостности (Левин, Мюррей, Маслоу, Олпорт). Необходимость рассматривать человека не только как систему, но и как элемент других систем: полисистемное знание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.009 с.)