Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в анатомии человекаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия человека - фундаментальная дисциплина медицины
В медицинском вузе анатомия - первая наука, которая приоткрывает занавес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных медицинских знаний. Вместе с физиологией анатомия составляет основу медицинского образования, так как знание форм и строения тела живого человека является непременным условием понимания жизненных отправлений здорового и больного человеческого организма и ясного представления о причинах болезней, а, следовательно, и их профилактики и лечения. Без овладения анатомическими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обойтись ни одна врачебная специальность. Так, знаменитый российский врач и ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач - не анатом не только бесполезен, но и вреден". Что же изучает анатомия человека? Какое содержание вкладывается в этот термин? Название анатомия происходит от древнегреческого anatemnein - рассекаю, расчленяю.
Такое определение многие века вполне соответствовало содержанию предмета, а также методу исследования, которым это содержание выявлялось. Первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа, поэтому старая описательная анатомия искала ответ на вопрос как устроен организм. Она ограничивалась лишь описанием формы и строения мертвого тела. Бурный рост естествознания в XIX, и особенно в XX веке значительно расширил содержание анатомии как науки, она с успехом стала использовать для своего развития достижения других наук. Это расширение и углубление содержания предмета произошло не просто от повышения любознательности ученых, а в полном соответствии с положением теории познания окружающей действительности и о ведущем значении практики для развития науки. Потребности медицины поставили перед анатомами задачи изучения строения живого тела в связи с функцией органов, с учетом возраста и изменяющихся условий внешней среды (например, длительное пребывание при повышенном атмосферном давлении или в невесомости при космических полетах). В настоящее время анатомия человека представляет науку, изучающую форму и строение человеческого организма, его органов и систем во взаимосвязи с функциональными возможностями, закономерностями в развитии и взаимодействия с окружающей средой. Современная анатомия стремится выяснить не только как устроен организм, но и почему он так устроен. Естественно, чтобы понять строение столь совершенного существа, каким является человек, необходимо сравнивать одинаковые анатомические признаки человека и животных – от наиболее простых и до приматов. Исследованиями такого рода занимается самостоятельная наука — сравнительная анатомия, которая позволяет понять историю происхождения человеческого организма как отдельного рода. В развитии человека различают исторический и индивидуальный аспекты. В историческом аспекте выделяют две составляющих, участвующих в выяснении закономерностей в строении человека: 1. Филогенез (от phylon - род, genesis - развитие) - развитие рода в процессе эволюции животных. Сравнительные данные филогенеза животных помогают понять закономерности отдельных этапов в развитии нормальных и аномальных структур человеческого вида. 2. Антропогенез (anthropos - человек) рассматривает историю становления человеческого рода. Здесь становление анатомических форм и структур сравнивается, в основном, с наиболее близкими видами в биологической иерархии - человекообразными обезьянами и ископаемыми предками человека. Наконец, процесс индивидуального развития человека от первых месяцев внутриутробного периода (эмбриогенез, embrion - зародыш) до старения, которое исследуется геронтологией (от heron, herontos - старик) составляет понятие онтогенез (onthos - особь). Особенности развития анатомических структур человека после рождения являются предметом возрастной анатомии. Рассмотрение вопросов онто- и филогенеза в курсе анатомии человека позволяет понять происхождение пороков и аномалий развития органов.
Виды анатомии человека Данные анатомии применяются во многих областях знаний и практической деятельности человека. В зависимости от целей применения анатомии и соответственно задачам обучения анатомия как наука подразделяется на несколько видов: 1. Систематическая анатомия. Из-за обширности материала по строению тела человека в целом и сложности его изучения, организм искусственно разделяется на части - системы органов, и изучение предмета производится последовательно по системам. Такой подход наиболее приемлем для начинающих изучать анатомию, так как сложное здесь раскладывается на более простые части. 2. Топографическая анатомия (от topos- место) изучает строение тела человека по областям. Особое внимание уделяет пространственному соотношению анатомических структур. Имеет непосредственное прикладное значение для хирургии (хирургическая анатомия). Элементы топографической анатомии обязательно освещаются и при изложении систематической анатомии. 3. Пластическая анатомия изучает внешние формы тела человека, которые определяются развитием костного скелета, выступающих костных бугров и гребней, контурами и тонусом мышц, распределением подкожной клетчатки, кожными складками. Внутреннее строение изучается только с точки зрения его влияния на внешние формы. Она имеет большое значение в изобразительном искусстве - живописи, графике, скульптуре, в театральном искусстве. Однако пластическая анатомия представляет интерес и для врача, так как наблюдая изменения внешних форм человека, врач может судить о состоянии его здоровья. 4. Сравнительная анатомия служит для изучения исторического развития человеческого организма. Сравнивается строение тела человека со строением тела животных, стоящих на различных ступенях эволюции, чтобы понять происхождение, развитие и становление особенностей строения органов человека. Сравнительная анатомия устанавливает сходство строения отдельных органов у человека и животных, а также отличия, которые отделяют человека от животных. 5. Анатомическая антропология - наука о человеке, изучает строение тела человека, в основном, на организменном и популяционном уровнях. Исследует историческое развитие человека и его становление как биологического вида (антропогенез), для чего широко используется изучение ископаемых остатков ранее живших на Земле предков человека и близких к нему видов. Антропология изучает расовые, этнические, половые, возрастные особенности человека, устанавливает границы изменчивости анатомических признаков и определяющие изменчивость факторы.
Основная задача антропологии - исследование форм и факторов анатомической изменчивости человека. Для этого необходимо знать границы анатомической нормы. Понятие нормы в разные периоды развития анатомии изменялось. В древнем мире и средние века применялось понятие «идеальная» норма, т.е. в разных странах красота анатомических форм тела понималась по разному, например, древнегреческая и римская скульптура, итальянская, испанская и фламандская живопись. В XIX веке в начальный период развития антропологии как науки использовалось понятие «средняя анатомическая норма», которая определялась вычислением среднеарифметической величины от суммы размеров частей тела у нескольких исследуемых индивидуумов. В XX веке школой анатомов В.Н. Шевкуненко разработано понятие нормы как диапазона индивидуальной анатомической изменчивости, в пределах которого не нарушается функция органа. Изменчивость за пределами этого диапазона обычно сопровождается нарушением функции органа и тогда такая анатомическая изменчивость называется «врожденным пороком развития». Крайние варианты анатомической изменчивости можно относить к «аномалиям развития» (малые пороки), которые могут привести к нарушению функции органа при дополнительном воздействии факторов внешней среды. К аномалиям развития следует относить такие варианты строения анатомических структур, которые могут привести к осложнениям при операциях, например, увеличение числа почечных артерий, отхождение запирательной артерии от нижней подчревной и т.д. Аномалиями развития можно также считать мелкие отклонения в развитии отдельных органов, которые в комплексе составляют определенный наследственный синдром (болезнь Дауна, синдромы Эдвардса, Марфана и др.), сопровождающиеся выраженной патологией многих жизненноважных органов. Медицинская антропология - раздел антропологии, изучающий связь особенностей строения организма со здоровьем человека и его заболеваемостью. В целом это понятие шире, чем анатомическая антропология, так как медицинская антропология изучает весь набор фенотипических признаков. На основе этих данных определяются границы нормы (паспорт здоровья). Хотя связь заболеваний с особенностями строения тела была известна давно еще с времен античности (психологические типы по Гиппократу, габитус по Галену), в настоящее время в связи с индивидуализацией профилактики и лечения болезней развивается учение о конституции человека на основе новых данных, полученных в смежных с анатомией отраслей знаний (конституциология). Общая конституция человека - комплекс его анатомических, биохимических, серологических, психотипологических и других особенностей. Эти проявления конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, и в этом плане анатомическая конституция человека зависит от структуры и скорости метаболических процессов в организме (антигенный состав, компоненты и скорость биохимических реакций, активность гормонов и др.). В свою очередь общая конституция может быть разделена на частные (анатомическая, биохимическая, серологическая, психотипологическая и др.). В анатомической конституции могут быть выделены системные конституции (костная, мышечная, артериальная, венозная, лимфатическая, нервная) и локальные (конституция головы, сегментов туловища и конечностей, сердца, печени и др.). Важнейшим понятием анатомической конституции является соматотип. Соматотип определяется оценкой пропорций тела (соотношение поперечных и продольных размеров) или анализом компонентного состава (степень развития костей, мышц и жировой клетчатки). Для этого используются неметрические (визуальные) и количественные (измерение параметров тела человека) методы соматотипирования. Наиболее объективными являются количественные методы, при которых оценеваются пропорции тела и учитывается степень развития скелета, мышц и жировой клетчатки. По этим характеристикам обычно выделяют астеников (преобладание продольных размеров, слабое развитие скелета, мышечной систем и жироотложения), нормостеников (пропорциональное телосложение и соотношение основных компонентов сомы), гиперстеников (преобладание поперечных размеров над продольными, массивный скелет, повышенное жироотложение) и переходные между нимисоматотипы. Лица с разными соматотипами значительно отличаются по некоторым анатомическим характеристикам, по функции отдельных органов и систем, а также по подверженности к тем или другим заболеваниям.
В анатомических проявлениях конституции человека, по-видимому, следует выделять два аспекта: фенотипические различия (соматотипы) как варианты нормы в процессе реализации нормального генотипа, и аномальные типы конституции при патологии наследственного материала, при которых устойчивые сочетания анатомических особенностей могут быть систематизированы в отдельный морфотип - следствие мутации (например, синдромы Патау, Эдвардса, Дауна). Границы между этими состояниями могут быть весьма условны. Существует еще вид анатомии - патологическая анатомия, которая изучает изменения органов человека при их болезнях или другими словами при патологии. Поэтому в отличие от патологической анатомии систематическая анатомия называется еще нормальной анатомией.
Основные этапы онтогенеза
Во внутриутробном (пренатальном) развитии выделяют два периода: эмбриональный и фетальный. В эмбриональном периоде (первые 2 месяца беременности) происходит начальное развитие зародыша (эмбриона). Оно состоит из 5 фаз: 1. Оплодотворение - образование зиготы (первые часы развития); 2. Дробление - зигота делится на клетки (бластомеры), из которых образуются эмбриобласт и трофобласт (1-2 недели). 3. Гаструляция - образование гаструлы, то есть превращение двухслойного зародыша в трехслойный (наружный слой - эктодерма, внутренний - энтодерма, средний - мезодерма). Кроме того, в этот период возникает осевой комплекс зачатков, состоящий из хорды, нервной пластинки (нервной трубки) и мезодермы (3-я неделя). 4. Обособление тела зародыша от внезародышевых частей - в этот период происходит преобразование зародышевых листков, особенно среднего зародышевого листка, который первоначально представлен метамерно расположенными справа и слева от хорды сомитами, связанными при помощи сегментных ножек (нефротомов) с вентральными несегментированными отделами мезодермы (спланхнотомами). Каждый сомит дифференцируется на 3 участка: дорсолатеральный (дерматом), медиовентральный (склеротом) и промежуточный (миотом). Спланхнотомы (боковые пластинки) подразделяются на два листка: пристеночный (париетальный) и внутренностный (висцеральный) (4-5 неделя). 5. Развитие органов (органогенез) и тканей (гистогенез) (5-8 неделя). В фетальный периоде (3-9 месяц) - идет дальнейшее развитие и рост органов. Внеутробный (постнатальный) этап развития длится от момента рождения до смерти и подразделяется на периоды: новорожденности (до 1 месяца), грудной (до 1 года), нейтрального детства (до 7 лет), отрочества или бисексуального детства (до 11-12 лет, здесь и дальше первая цифра приводится для женского пола, вторая - для мужского), подростковый (до 15-16 лет), юношеский (до 20-21 года), первый зрелый возраст до 35 и второй - до 55-60 лет, пожилой возраст до 75 лет, старческий - до 90 лет и после 90 пет - долгожители. Во все эти периоды организм человека постоянно изменяется и имеет определенные анатомические особенности, которые являются предметом исследования возрастной анатомии.
История развития анатомии
Еще в первобытнообщинном обществе люди знали о строении и функции основных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскальные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении человеческого организма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.). Первые вскрытия трупов человека с исследовательскими целями произвели врачи Александрии Герофил и Эразистрат (4-й век до н.э.). Они описали оболочки и желудочки головного мозга, венозные синусы и сплетения, предстательную железу, двенадцатиперстную железу, оболочки глаза, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца и вен, крупные артерии и вены, ввели термины «артерия», «паренхима». Обобщил все эти исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в его время христианская религия запрещала вскрывать трупы и Гален мог изучать анатомию только на животных, поэтому в его многотомном «Каноне врачебной науки» было немало ошибок. В 13-14 веках в Западной Европе открываются университеты и расширяется медицинское образование. Начало нового, научного, этапа в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. Л. да Винчи (15-16 век) - гениальный итальянский ученый и художник является основоположником пластической анатомии, изучившего органы человека, влияющие на внешнюю форму тела. Андрей Везалий - основоположник современной научной анатомии, разработав и использовав высокую технику препарирования трупов, в 29 лет издал свой главный труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, иллюстрированных художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 19 столетия. 16-й век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие различные органы тела человека. Анатомы 16 века создали прочный фундамент описательной анатомии. В 19 -м веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия - строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные, подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии - анатомическая антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало развиваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изучать не только как устроен организм, но и почему он так устроен.
Общие данные
Скелет, skeleton, (от греч. skeletos - высушенный, высохший ) состоит из более 200 костей, выполняющих механические (опорная, защитная и локомоторная) и биологические функции (участие в минеральном обмене веществ и кроветворении). Скелет условно подразделяют на осевой (позвоночный столб и череп) и добавочный (кости верхних и нижних конечностей). Кости представлены костной тканью, которая относится к соединительной и состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами, определяющими физико-химические свойства костной ткани (твердость и упругость). Костная ткань содержит около 33% органических веществ (коллаген, гликопротеиды и др.) и 67% неорганических веществ (соли, цитраты, кристаллы гидрооксиапатита, более 30 микроэлементов). Выделяют два типа клеток костной ткани: остеобласты - молодые костные клетки, которые постепенно дифференцируются в остеоциты, нарабатывая вокруг себя костный матрикс, пропитанный солями кальция и остеоциты - зрелые многоотростчатые клетки, расположенные в костных лакунах, замурованные в костном матриксе. Отростки их контактируют между собой. Остеоциты не делятся. Кроме того, в костной ткани располагаются и остеокласты - крупные многоядерные клетки, разрушающие кость и хрящ.
Кость как орган Кость, os, ossis как орган снаружи, кроме сочленовых поверхностей, покрыта надкостницей (periosteum), представляющей собой тонкую и прочную соединительнотканную пластинку, богатую кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. Она прочно сращена с костью при помощи прободающих волокон, проникающих вглубь кости. Наружный слой надкостницы - волокнистый, внутренний - остеогенный (костеобразующий), прилежащий к кости, за счет которого происходит развитие, рост в толщину и регенерация костей после повреждения. Различают два типа костной ткани - ретикулофиброзную (грубоволокнистую) и пластинчатую. Первая характерна для покровных костей черепа. В ней одновременно с образованием остеоцитов образуется межклеточное вещество и коллагеновые волокна, а между ними основное вещество уплотняется и формирует костные балки (перекладины). Вторая, пластинчатая ткань образуется из первой при врастании к кость сосудов и представлена костными пластинками толщиной от 4 до 15мкм, которые состоят из остеоцитов и межклеточного тонковолокнистого костного вещества. В зависимости от расположения костных пластинок различают компактное (плотное), substantia compacta и губчатое (substantia spongiosa) костное вещество (трабекулярная кость). В компактном веществе костные пластинки расположены в определенном порядке. Образуя сложные образования - остеоны - структурные единицы кости - остеон состоит из 5 - 20 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В ценре остеона - центральный канал (Гаверсов). Между остеонами располагаются вставочные, промежуточные (интерстициальные) пластинки, кнаружи от них находятся наружные окружающие (генеральные) пластинки, кнутри - внутринние окружающие (генеральные) пластинки. Губчатое костное вещество состоит из весьма тонких костных пластинок и перекладин, перекрещивающихся между собой и образующих ячейки, заполненные костным мозгом. Перекладины губчатого вещества расположены в определенном порядке. Их направление соответствует действию на кость сил сжатия и растяжения. Трубчатое и арочное строение кости обуславливает наибольшую прочность при меньшей массе и минимальной затрате костного материала (П. A. Лесгафт), что объясняет взаимообусловленность и взаимосвязь формы и выполняемой костью функции. Этот факт положен в основу международной классификации костей (табл.1) Таблица 1 Международная классификация костей
Наиболее приемлемой считается классификация костей М. Г. Привеса с учетом: формы (строения), функции и развития (табл. 2). В трубчатой кости различают среднюю часть кости в виде трубки с костномозговой полостью (компактное вещество), называемое телом (диафизом) кости, которое в проксимальном и дистальном направлениях переходит в губчатое вещество называемое проксимальным и дистальными метафизами. Кон-
Таблица 2 Классификация костей по М. Г. Привесу
цевые отделы кости, имеющие суставные поверхности называются эпифизами (проксимальным и дистальным). Истинный эпифиз построен из губчатого ве- щества и имеет энхондральный очаг (ядро) окостенения - ложный эпифиз его не имеет. Между метафизом и эпифизом до половозрелого возраста располагается зона роста кости в длину - эпифизарный (метаэпифизарный) хрящ, соответствующий эпифизарной линии на рентгенограммах и срезах кости. Расположенные на метафизах выступы, в виде отростков, бугров, называются апофизами, и, в отличие от эпифизов, суставной поверхности не имеют. Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. К ним относятся также кости развивающиеся в толще сухожилий, - сесамовидные (например, гороховидная, надколенник). Плоские кости состоят из двух пластинок компактного вещества, между которыми находится слой губчатого вещества. Плоские кости черепа развиваются на основе соединительной ткани (покровные кости) и губчатое вещество между внутренней и наружной компактными пластинками называется двойным, diploe. Плоские кости поясов развиваются на основе хрящевой ткани. Смешанные кости -это кости, части которых сливаются при развитии из частей, имеющих разные функцию, строение и развитие. Во внутриутробном периоде у новорожденных во всех полостях костей располагается красный костный мозг, выполняющий кроветворную и защитную функции. У взрослого человека красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества губчатых, плоских костей и в метафизах, эпифизах и апофизах трубчатых костей.
Краткий очерк развития скелета У низших хордовых животных (ланцетник) впервые появляется спинная струна - хорда - зачаток внутреннего скелета, которая сохраняется в течение всей жизни организма. Вокруг хорды из мезодермы формируется перепончатый скелет. Впоследствии в процессе эволюции соединительно-тканный перепончатый скелет замещается хрящевым (хрящевые рыбы, у которых хрящевые позвонки окружают хорду), а начиная с костистых рыб и далее, включая млекопитающих, костным скелетом. Соответственно этому в онтогенезе большинство костей человека последовательно сменяют друг друга три стадии: перепончатая, хрящевая и костная - вторичные кости. Минуют хрящевую стадию покровные кости - первичные кости (кости свода черепа, лица, часть ключицы). У человека также закладывается хорда, однако она редуцируется еще во внутриутробном периоде. Сохраняются лишь фрагменты хорды - студенистое ядро межпозвонковых дисков. Костная ткань появляется на 6-8-й неделе внутриутробной жизни человека. При развитии покровных костей в том участке соединительной ткани, где возникнет будущая кость, появляется одна или несколько точек окостенения (эндесмальное окостенение), образованных балками молодых костных клеток - остеобластов, которые интенсивно размножаются, в результате чего костные балки разрастаются в разные стороны. В петлях костной сети расположены кровеносные сосуды. В своем развитии кости конечностей проходят стадии: перепончатую или соединительно-тканную, хрящевую, костную. Во внутреннем слое, покрывающей хрящ надхрящницы, примерно на середине диафиза, появляются остеобласты, образующие цилиндрическую костную манжетку (перихондральное окостенение). Постепенно надхрящница превращается в надкостницу, образующую новые остеобласты. Таким образом строится костная пластинка на поверхности хряща. Костные клетки располагаются преимущественно вокруг кровеносных сосудов. Рост кости в толщину за счет надкостницы называется периостальным способом образования костной ткани (периосталъное окостенение). Вместе с тем происходит и эндохондралъное окостенение. При этом костная ткань образуется внутри хряща. Из надкостницы в хрящ врастают кровеносные сосуды и соединительная ткань, хрящ начинает разрушаться. Часть клеток соединительной ткани превращается в остеобласты, которые разрастаются в виде тяжей, формирующих в глубине хряща губчатое костное вещество. Диафизы окостеневают еще во внутриутробном периоде (первичные точки окостенения). В течение его последнего месяца и после рождения в хрящевых эпифизах появляются 1-3 вторичных точки окостенения, которые увеличиваются в размерах, хрящ изнутри разрушается, а на его месте, как это было описано выше, эндохондрально образуется костная ткань. Позже происходит и периостальное окостенение эпифизов, а хрящ сохраняется в виде тонкой пластинки лишь в области будущей суставной поверхности кости - суставной хрящ, и хрящевой прослойки между эпифизом и метафизом диафиза - эпифизарный хрящ, за счет которого трубчатая кость растет в длину до 16-24 лет, когда эпифизарный хрящ полностью заменяется костной тканью: эпифиз срастается с метафизом диафиза. Губчатые кости окостеневают аналогично эпифизам. В них наряду с основными (первичными, вторичными) возникают добавочные точки окостенения, которые постепенно сливаются с основными. В толще диафиза трубчатых костей эндохондрально образовавшаяся костная ткань рассасывается, в результате чего возникает костно-мозговая полость. В нее прорастают клетки эмбриональной соединительной ткани, из них развивается красный костный мозг. В течение индивидуальной жизни человека костная система претерпевает значительные возрастные изменения. Так, у новорожденного имеется большое количество хрящевой ткани. В течение первого года жизни кости растут медленно, от 1 до 7 лет рост ускоряется. После 11 лет вновь начинается активный рост, формируются отростки, костно-мозговые полости приобретают окончательную форму. По мере старения наблюдается разрежение кости и уменьшение числа костных пластинок, обызвествление хрящей, деформация суставных головок.
Скелет туловища
Позвоночный столб Позвоночный столб (позвоночник), columna vertebrаlis, состоит из отдельных костных сегментов - позвонков, vertebrae, накладывающихся последовательно один на другой. Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и головы. Кости грудной клетки
К ним относятся грудина и ребра. Ребра, соединяясь сзади с грудными позвонками, а спереди с непарной костью - грудиной, образуют грудную клетку, compages thoracis. Грудина, sternum Функция: опорная, защитная и двигательная. Развитие: вторичная кость. Классификация: длинная губчатая. По форме напоминает кинжал и состоит из трех частей: верхняя – рукоятка грудины, manubrium sterni, средняя – тело грудины, corpus sterni, и нижняя -мечевидный отросток, processus xiphoideus. На верхнем краю рукоятки располагается яремная вырезка, incisura jugularis; по краям - ключичная вырезка, incisura clavicularis, в которой происходит сочленение с грудинным концом ключицы. Нижний край рукоятки и верхний край тела образуют между собой выдающийся кпереди угол грудины, angulus sterni. На краю тела грудины имеются реберные вырезки, incisurae costales, в которых происходит сочленение с хрящами ребер, начиная со II. Ребро, costa Функция: опорная, защитная и двигательная. Развитие: вторичная кость. Классификация: длинная губчатая. Ребер на каждой стороне 12. Своими задними концами они соединяются с телами грудных позвонков. Передними концами 7 верхних ребер соединяются непосредственно с грудиной. Это истинные ребра, costae verae. Три следующих ребра (VIII, IX и X), присоединяющиеся своими хрящами не к грудине, а к хрящу предыдущего ребра, называются ложными ребрами, costae spuriae. Ребра XI и XII передними концами лежат свободно - колеблющиеся ребра, costae fluctuantes.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.069 с.) |