Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизненный цикл развития предприятия
Предприятие как микроэкономическая система в своем развитии также проходит определенные этапы жизненного цикла. Цикличность формирования кризиса предприятия не всегда совпадает с фазой общеэкономического цикла. Безусловно, жизненный цикл предприятия находится в определенной связи и зависимости с фазами экономического цикла страны, в то же время он формируется с другой периодичностью, определяемой конкретными особенностями предприятия. Жизненный цикл предприятия можно представить параболической кривой, которая делится на пять отрезков (стадий). (рисунок) Рисунок 1.1. Жизненный цикл предприятия
Первой стадии – организации и становления соответствует предприятие – экспрелент. Стадия характеризуется большими расходами предприятия, которые не окупаются результатами деятельности, т.е. предприятие работает себе в убыток. На этой стадии предприятие, как правило, не ведет производственной деятельности, однако несет определенные довольно значительные расходы, связанные с регистрацией и организацией нового предприятия, приобретением основных и оборотных средств, наймом рабочей силы. Позднее на этой же стадии начинается производственная деятельность, не приносящая пока еще прибыли. На этой стадии деятельность предприятия относится к рискованной, т.к. существует опасность кризиса: обновления, ускорения, поиска. Основной задачей менеджмента предприятия, в т.ч. и антикризисного, является правильное распределение ресурсов для перехода в следующую стадию, которая начинается с достижения безубыточности производства. Второй стадии – роста соответствует предприятие патиент. Предприятие, которое характеризуется мобильностью и гибкостью к использованию новаций, а также небольшим управленческим аппаратом начинает получать прибыль, размер которой растет увеличивающимися темпами. На этой стадии происходит наращивание производственного потенциала, увеличивается объем производства, а, следовательно, и объем реализации продукции. В конце стадии предприятие подходит к пику своей активности. На этой стадии также возможно развитие кризиса, вызванного внешними или субъективными внутренними причинами Третьей стадии – устойчивости или зрелости соответствует предприятие виолент. Предприятие характеризуется высоким уровнем освоения технологии и массовым выпуском продукции, высоким качеством кадрового состава и социальной обеспеченностью персонала, финансовой устойчивостью и агрессивной стратегией, оно достигает вершины успеха и максимального размера доходов, величина которых стабилизируется, прекращается расширение производства, увеличения производства и реализации продукции. Предприятие постепенно утрачивает былой динамизм, наращивая повышенную устойчивость за счет больших своих масштабов и диверсификации. Предприятия – виоленты в наибольшей степени подвержены угрозе кризиса из-за обострения конкурентной борьбы, организационной сложности крупного предприятия и инновационной успокоенности менеджмента. Финансовое оздоровление связано с уменьшением его размеров, избавлением от убыточных производств и снижением издержек. Главная задача менеджмента – максимально увеличить продолжительность этой стадии.
Четвертой стадии – спада соответствует предприятие – коммутант. Параметры жизнедеятельности предприятия заметно ухудшаются – наблюдается резкое снижение объема получаемой прибыли и спад деловой активности предприятия, его развитие практически прекращается. Стадия наступает вследствие агрессивной политики фирм-конкурентов, а также усиливающегося старения материальных и кадровых ресурсов предприятия. Ухудшаются все финансовые показатели, нарушается оптимальная структура баланса. Пятой стадии – умирания соответствует предприятие –латалент. Предприятие второй раз достигает точки безубыточности производства, в дальнейшем его производственно-хозяйственная деятельность становится нерентабельной. Как правило, значительные изменения такого предприятия путем диверсификации, полной или частичной заменой технологических процессов, а также сменой менеджмента не гарантирует улучшения его положения, поэтому стадия, как правило, заканчивается банкротством и ликвидацией предприятия как юридического лица. Английский экономист Джон Кейнс отметил характерную черту жизненного цикла предприятия – смену повышающей тенденции понижающей, что свидетельствует о наличии области циклического кризиса, охватывающей стадии спада и умирания. Однако помимо циклического кризиса к ликвидации предприятия могут привести возникающие межэтапные и внутриэтапные кризисы. Однако если наступление кризиса на стадии спада можно объяснить объективными законами развития общества и его отдельных систем, то наступление кризиса на первых трех стадиях вызывается, как правило, или грубыми ошибками высшего менеджмента, или серьезными резкими изменениями во внешней среде.
Менеджмент предприятия должен стремиться к жизненному циклу, в котором стадия устойчивости имеет максимальную продолжительность, а стадии спада и умирания не наступают вообще. (рисунок) Рисунок 1.2. Идеальный жизненный цикл предприятия
Однако это идеальный цикл жизнедеятельности предприятия, который невозможен в реальной жизни. При условии грамотной и квалифицированной стратегии управления возможен так называемый «гребешковый» цикл, при котором при первых же, весьма незначительных признаках вероятности наступления кризисной ситуации осуществляется поиск и развитие новых конкурентных преимуществ, позволяющих поддерживать предприятие на стадии устойчивости (зрелости). (рисунок) Рисунок 1.3. Гребешковый жизненный цикл предприятия
К таким конкурентным преимуществам может относиться: - своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых товаров и услуг; - изменение ценовой политики; - изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта; - применение стратегии предпродажного и послепродажного обслуживания; - поиск новых сегментов рынка и т.п. В зависимости от уровня и квалификации постановки антикризисного управления на предприятии возможны три варианта развития жизненного цикла. Первый вариант – работа по предотвращению кризиса начинается еще на стадии роста или зрелости, т.е. еще до того, как появятся первые признаки кризиса. В этом случае жизненный цикл развивается по «гребешковому» типу. Второй вариант – после наступления стадии спада менеджмент фиксирует приближение кризиса и предпринимает меры по его предотвращению или устранению. Причем, чем раньше эти меры приводятся в действие, тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного платежеспособного состояния и тем меньше вероятность банкротства предприятия. Третий вариант – если на предприятии слаб финансовый менеджмент, не проработана тактика и стратегия управления, руководство не замечает тревожных признаков и не принимает соответствующих мер по их преодолению, то предприятие вступает в стадию умирания, заканчивающуюся, как правило, банкротством и ликвидацией предприятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.007 с.) |