Автороведческое исследование документов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автороведческое исследование документов.



 

Литература

1. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 280-294.

2. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М.: Юристъ, 2005. С. 305-326.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. –– 2-е изд., испр. и доп. –– М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 83-91.

4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. –– М.: ЛексЭст, 2003. С. 151-162.

1. Одним из наиболее распространенных объектов криминали-стического исследования являются документы. Документы в широком смысле — это различные материальные объекты, на или в которых от-ражены сведения, значимые для установления обстоятельств соверше-ния и сокрытия преступления.

 

Под документом понимается зафиксированная на материальном но-сителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифициро-вать. Согласно ГОСТу Р51/41-98, носитель документированной информа-ции –– это материальный объект, используемый для закрепления и хране-ния речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. В число таких объектов входят рукописные, 127 машинописные, кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, документы, со-держащие информацию, выраженную посредством рисунка, документы на машинном носителе, созданные с использованием способов записи, обеспечивающих компьютерную обработку информации.

Классифицируя документы в широком смысле этого слова, можно выделить: 1) письменные документы, к которым относятся рукописные и машинописные тексты, цифровое, нотное, шифрованное письмо; 2) гра-фические документы, включающие в себя рисунки, схемы, планы, черте-жи; 3) компьютерные документы, к которым можно отнести различные машинограммы, распечатки, табуляграммы, лазерные диски CD-ROM, дискеты, флэшкарты, содержащие значимую для дела информацию в электронном (машинном) или бумажном варианте; 4) фото-, кино-, фоно-, видеодокументы, запечатлевшие образную и/или звуковую информацию о подготовке, совершении или сокрытии следов преступления.

В следственной практике были неоднократные случаи использования фотодокументов. Так, в ходе расследования групповой драки, один из участников которой был убит ударом ножа, выяснилось, что ее основные моменты сфотографировал гражданин Г., стоявший на балконе четверто-го этажа. Драка произошла во дворе многоквартирного дома днем, когда основная часть жильцов была на работе. К приезду милиции ее участники разбежались. Серия фотографий, отпечатанная с фотопленки, изъятой у Г., позволила не только установить всех активных участников драки, но и конкретизировать роль каждого из них, а главное, выяснить, кто убийца. Благодаря фотоснимкам были выявлены и очевидцы: водитель такси и двое его пассажиров, уезжавших в это время на вокзал.

Попутно отметим, что в связи с расширяющимся применением сис-тем теленаблюдения и охранных систем, включающих в фото- и видео-камеры, запечатлевающие преступника во время проникновения на объект (например, в хранилище банка) или во время совершения пре-ступления (кража товаров в супермаркете, вооруженное ограбление пункта обмена валюты и т.п.), значимость таких документов возрастает. Растет и значение компьютерных документов, однако чаще других в материалах уголовных дел фигурируют письменные документы, осо-бенно при расследовании общеуголовных, должностных, налоговых преступлений. Этим документам мы и уделим основное внимание.

Документы — письменные доказательства содержат информацию о юридически значимых фактах, зафиксированных в их смысловом, сущ-ностном содержании, в то время как документы — вещественные дока-зательства содержат следы криминального воздействия на их содержа-ние либо сами они являются предметом преступного посягательства.

Документы бывают подлинными и подложными (поддельными). Подделка документов может быть частичной и полной. В первом случае 128 в подлинный документ вносятся изменения, соответствующие преступ-ному замыслу фальсификатора, а во втором изготавливается полностью поддельный документ, реквизиты и содержание которого вообще не со-ответствуют действительности (см. схему 5). Схема 5

Документ может характеризоваться тем, что содержащаяся в нем информация имеет специфические материальные признаки, например, следы подчистки, дописки, травления, смывания, либо признаки, харак-теризующие навыки исполнения рукописи (машинописи). В таких слу-чаях документ является еще и вещественным доказательством по делу, и тогда на него распространяются правила обращения с доказательст-вами, установленные ст. 81 и 84 УПК РФ (ст. 71, 73 ГПК РФ).

2. Криминалисты различают следующие виды исследования до-кументов: 1) почерковедение — исследование почерка исполнителя

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ По процессуальному значению • вещественные доказательства • письменные доказательства По способу фиксации • письменные • графические • фото-, видео-, фоно-, кино-документы По способу и последовательности изготовления • оригиналы • копии По форме документа • по установленной форме • в произвольной форме По содержанию реквизитов Подлинные • действительные • недействительные Подложные • интеллектуальный подлог • материальный подлог 129

рукописного документа; 2) автороведение — отождествление автора текста документа; 3) технико-криминалистическое исследование доку-ментов. Криминалистическое исследование почерка преследует цель установить исполнителя документа либо его индивидуальные свойства и состояние (пол, возраст, выработанность письменных навыков, про-фессия, состояние стресса, опьянения, наркотического возбуждения и др.). При этом принимается во внимание и содержательная сторона текста, характеризующая письменную речь исполнителя документа. Последняя имеет внешнюю (двигательную) и внутреннюю (содержа-тельную) стороны, а потому является общим объектом как для почерко-ведческих, так и для автороведческих исследований.

Вместе с тем почерковедение уделяет основное внимание навыкам письма, проявляющимся в движениях пишущей руки, с целью установить непосредственного исполнителя данного рукописного документа. Крими-налистическое автороведение опирается на анализ содержания рукописи (грамматика, лексика, стиль изложения) и может дополнять почерковед-ческое исследование. В качестве самостоятельного оно проводится в тех достаточно распространенных случаях, когда автор и исполнитель руко-писного текста — разные люди (в частности, документ написан одним человеком под диктовку другого субъекта). Здесь текст обдумывает и формулирует одно лицо, а передает на бумаге — другое.

Криминалистическое автороведение применяется при анализе тек-стов документов, исполненных на печатающих устройствах, поскольку признаки почерка в таких случаях, естественно, не проявляются. Тогда возможно решение другой задачи — идентификация печатающего уст-ройства по частным признакам букв, цифр и других символов, отобра-зившимся в тексте документа. Задачей криминалистического авторове-дения является отождествление автора рукописного или машинописно-го (печатного) текста. Так, криминалисты участвовали в разрешении литературоведческого спора: является автором романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов или другой человек, некто Крюков?

Задача технико-криминалистического исследования документов —установление существенных для расследуемого уголовного дела спосо-бов и обстоятельств изготовления документа, а также восстановление его первоначального вида и содержания (восстановление сожженых, прочтение выгоревших, залитых красителями текстов и др.). 3. Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификацион-ных и диагностических задач. Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков. Исследования психофизиологов, медиков 130

и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуаль-ности почерка, присущей письму каждого человека.

Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека.

Исследованиями специалистов установлено, что для написания за-думанного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой рабо-той «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способ-ности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстрой-ство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют.

Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одно-го слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, осо-бенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов пост-центральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции.

Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового ана-лиза состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты заты-лочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее.

Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти не-обходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отде-ле премоторной зоны его коры.

Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или сло-ва, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени 131 и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт пись-ма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать ре-зультаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с по-ражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бур-денко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам...». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы.

Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привыч-ного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточне-ние звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, нако-нец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автома-тически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в стро-ки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга.

В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обу-чения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного пред-ставления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь.

Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что пись-менная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические законо-мерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи.

Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей.

В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьиру-ют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выясне-ния его характерных особенностей (см. табл. 2). 132 Таблица 2 133

4. Подготавливая материалы к почерковедческой экспертизе, назначая ее и оценивая заключения почерковедов, необходимо помнить следующие важные положения. Почерк — это манера написания, опре-деленная система движений при исполнении рукописи. Его характери-зуют общие (степень выработанности, сложность, связность, размер, разгон, наклон, общая форма и направление движений, нажим) и част-ные (форма, направление, сложность движений, способ их начала и окончания при выполнении букв и их элементов) признаки.

Индивидуальных признаков почерка нет, поскольку тот или иной признак может встречаться в рукописях разных лиц. Неповторима толь-ко определенная совокупность общих и частных признаков почерка.

Для производства почерковедческой экспертизы необходимы сво-бодные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интере-сующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукопи-си, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпус-ка, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные по-дозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содер-жать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку сле-дователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ.

Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка.

Основной задачей, решаемой экспертом-почерковедом, является идентификация конкретного исполнителя рукописных знаков. В ряде случаев определяется количеством исполнителей рукописных записей (подписей). Решаются также и диагностические задачи: выяснение ус-ловий исполнения рукописи (в движущемся транспорте, стоя, лежа), душевного и психофизического состояния писавшего, способа умыш-ленного искажения привычного почерка, подражания почерку другого человека, установление возраста, пола, профессии исполнителя и др. Разработаны методики, позволяющие по почерку определять некоторые черты характера, уровень интеллектуального развития и др. (Об этом см., например: Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графоло-гии. — М.: Юрлитинформ, 2006.) 134 Почерковедческое исследование включает: 1) подготовкау к произ-водству экспертизы; 2) раздельное исследование интересующей следст-вие рукописи и образцов; 3) сравнительное исследование названных объектов; 4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирова-ние вывода.

Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность пред-ставленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения руко-писи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На последние обстоятельства указывают такие признаки, как замедленность движений, ухудшение их координации при письме по сравнению с обычной скорописью, которой исполнены свободные образцы.

На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализиру-ет присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учи-тывает признаки письменной речи, которые мы рассмотрим, знакомясь с методикой автороведчиской экспертизы.

В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде определенного изменения признака. Задача экспер-та — установить особенность письменного навыка путем анализа ва-риативности признаков и условий их проявления. Установив по спор-ной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогич-ными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя.

Результаты раздельного и сравнительного исследований эксперт для наглядности фиксирует в так называемой разработке почерка. С одной стороны стандартного бумажного листа графически приводятся основ-ные варианты каждого признака, создающего представление о каждом из письменных навыках исполнителя. С другой стороны листа приво-дятся соответствующие варианты письма подозреваемого лица. Разра-ботки существенно облегчают и визуализируют анализ вариантов при-знаков и установление особенностей письменного навыка.

Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и раз-личия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме дру-гих лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать осно-вой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представ-ляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариа-ции или следствие умышленного изменения почерка. 135 Оценивая вывод эксперта-почерковеда, следователь должен вник-нуть в примененную методику исследования, тщательно сопоставить приведенные в разработке почерка особенности письменного навыка, а также ответы эксперта с материалами расследуемого дела. В дальней-шем экспертное заключение поможет ему изобличить виновного или прекратить дело в отношении невиновного лица.

На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы:

1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим или другим человеком;

2) одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в раз-ных документах либо части текста в одном документе;

3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных документах тексты, цифровые или буквенные записи;

4) не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим челове-ком;

5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрас-тной группе относится это лицо;

6) не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или необычном состоянии.

5. Аналогичный подход должен быть и к заключению судебно-автороведческой экспертизы документов, проводимой чаще всего для установления автора анонимного текста. Поскольку здесь анализирует-ся не внешняя — почерковая, а внутренняя — содержательная сторона документа, то объектами исследования могут выступать не только ру-кописные, но и машинописные, компьютерные, полиграфические и иные тексты. Криминалистическое автороведение вобрало достижения ряда наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, теории коммуникации, логики, психолингвистики, социологии и др.

В письменной речи проявляется сущность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Она характеризуется стилем изложения, лексикой языка, общим уровнем грамотности и некоторыми другими особенностями изложения мыслей в письменной форме. Стиль — это манера изложения и композиционное построение рукопи-си. Он может быть бытовым, канцелярским, научным, литературным и др. Лексика — словарный состав документа. Он может быть бедным, тавтологичным (повторение одних и тех же слов и оборотов), имеющим вкрапления литературных сравнений и образов, а также богатым лите-ратурно-художественными элементами изобразительных языковых средств (в криминалистической практике встречается довольно редко). 136 Лексика анонимного документа может содержать профессиона-лизмы — слова, характерные для терминологии лиц определенных профессий (юристы, медики, спортсмены и т.д.); архаизмы — слова, которые вышли из активного употребления, устаревшие (уста, лани-ты, чело и т.п.); диалектизмы — слова характерные для разговорной речи лиц, проживающих в определенных регионах страны (вица, пи-мы, держак, любо); жаргонизмы — слова, характерные для бытового жаргонного языка проституток, воров, наркоманов, карточных шуле-ров, попрошаек, мошенников и других преступных и асоциальных категорий, а также для профессионального жаргона моряков, строите-лей, рыбаков, шахтеров и др.

Важное криминалистическое значение имеет и такая особенность письменной речи, как модификация, представляющая собой внесение внутренних закономерностей построения родного языка в неродной (эта особенность проявляется и в устной речи, в частности, как акцент).

Следственной практике известен случай, когда в кармане куртки убитой было обнаружено письмо, написанное на русском языке, но с явлением модификации. Автор письма клялся адресату в любви и звал приехать в тот город, в окрестностях которого и был обнаружен труп. Эксперт-авторовед установил, что родным языком писавшего является табасаранский — язык небольшой народности, живущей в Дагестане. Именно это помогло установить, а затем изобличить убийцу.

Как очевидно из приведенного примера, криминалистическое ав-тороведение сориентировано либо на отождествление автора одного или нескольких анонимных документов, либо установление его при-надлежности к определенной группе лиц (в зависимости от его про-фессии, образовательного уровня, национальности, навыков опреде-ленного стиля письменной речи и др.). Базируется оно на результатах изучения закономерностей речевого поведения людей, определяющих индивидуальность, устойчивость и вариационность письменной речи, которая содержит комплекс неоднородных языковых и интеллекту-альных навыков.

Языковые навыки включают орфографические, пунктуационные, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Первые два навыка выполняют в письменной речи вспомогательную роль, поскольку неразрывно связаны с письмом и сами по себе не суще-ствуют. Интеллектуальные (мыслительные) навыки определяют способ познания окружающей действительности, обусловленный индивиду-альным опытом и особенностями психики конкретного человека. Язы-ковые и интеллектуальные навыки проявляются при построении выска-зываний, которые либо соответствуют определенным речемыслитель-ным нормам, либо отклоняются от них. Хотя соблюдение таких норм 137 является обязательным для всех носителей данного языка, в речевой практике имеет место ряд устойчивых отклонений, вызванных усло-виями, в которых они формировались у данного человека, влиянием телевидения и радио, других языков, диалектов и иных факторов.

В детстве и отрочестве формируется обиходный стиль речи; полу-чая среднее образование, человек овладевает нормами литературного языка, публицистическим стилем речи. При обучении в вузе его язык совершенствуется, публицистический стиль может дополниться науч-ным, обогатиться литературными, ораторскими приемами; кроме того, словарный запас значительно расширяется за счет специальной терми-нологии.

По завершении учебы речемыслительные навыки человека, как правило, приобретают относительную устойчивость, стереотипность. При этом своеобразие условий формирования каждой личности созда-ет индивидуальные речемыслительные навыки. Они проявляются в том, что каждый: человек владеет не всей совокупностью существующих и постепенно изменяющихся норм, а только их частью, из которой в сво-ей речевой практике использует привычный набор достаточно стерео-типных фраз, сообразуясь с жизненной ситуацией. Поэтому языковые и интеллектуальные навыки каждого грамотного человека, проявляющие-ся в письменной речи, индивидуальны и неповторимы, что и позволяет отождествить автора текста, интересующего следствие, путем судебно-автороведческой экспертизы.

Признаки письменной речи дифференцируются на общие и част-ные. Общим признаком языкового навыка считается его структурная зрелость, степень развития. Различают высокую, среднюю и низкую степень развития грамматических, лексико-фразеологических и сти-листических навыков письменной речи, а для степени развития орфо-графических и пунктуационных навыков предусмотрена еще и нуле-вая степень их развития. Критерием отнесения данных признаков письменной речи к той или иной степени служит их соответствие литературным нормам.

Частные признаки развития языковых навыков отображают различ-ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в устойчивых нарушениях культуры речи, в привычных языковых сред-ствах и стереотипных сочетаниях таких средств, используемых челове-ком в типичных ситуациях письменного общения. Следует подчерк-нуть, что при разработке системы признаков письменной речи установ-лены количественные критерии их выделения, а также взаимные корреляционные зависимости (см. схему 6). 138 Схема 6

Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования авто-ра, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, ко-торые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения.

Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подгото-вительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение ито-гов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомив-шись с постановлением следователя и приложенными к нему материа-лами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль пись-менной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистиче-ских и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе срав-нительного исследования выявляются совпадения и различия общих ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ 1. Степень развития грамма-тических навыков (орфографи-ческие, пунктуационные, син-таксические ошибки — общий уровень грамотности). 2. Степень развития лексиче-ских навыков (словарный запас). 3. Степень развития стилисти-ческих навыков (различные стили изложения, архитектоника). 4. Уровень владения письмен-ной речью (зависит от степени раз-вития грамматических, лексичес-ких, стилистических навыков). 1. Грамматические: • орфографические • пунктуационные • синтаксические. 2. Авторская лексика. 3. Использование символов, сокращений, аббревиатур, исправлений, вставок, правок. 4. Акцентирование определенных слов, словосочетаний, предложений. 139 и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стерео-типных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п.

Одним из первых в истории отечественной криминалистики авторо-ведческим исследованием была экспертиза, проведенная в 1886 г. по уголовному делу, возбужденному по факту отравления помещика Пети-на стрихнином. Исследовались тексты анонимных писем, полученных уездным предводителем дворянства, написанных студентом Анисимо-вым, проживавшем в семье Петина на правах домашнего учителя, а также «краткая биография» погибшего, составленная Анисимовым. Хотя почерк всех трех документов заметно различался, языковые сред-ства очень четко совпадали.

Так, во всех текстах Петин именовался «отвратительным подонком мошенничества», все они содержали такие излюбленные Анисимовым стереотипные выражения, как «змеиный шипучий яд», «послужить к чему-либо» и «сказать несколько слов». Все предложения начинались с союза «и»: «и когда за чаем», «и причина его болезни»; вместо предлога «из» автор употреблял «с»: «с его рассказа стало ясно», «мне известно с телеграммы». Все три текста пронизывала общая мысль, что Петин давно заслужил смерти «своим чертовски развратным поведением», а потому виновного не следует искать, он чист перед Богом и людьми. Заключение экспертов стало одним из веских доказательств виновности студента Анисимова в умышленном отравлении Петина, с женой кото-рого он был в интимных отношениях.

На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы: 1) является ли подозреваемый автором спор-ного документа; 2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование; 3) каков образовательный уровень автора представленного документа; 4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно; 5) носителем како-го наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа; 6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением призна-ков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение).

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте документ как объект криминалистического ис-следования, дайте классификацию документов.

2. В чем состоит криминалистическое исследование документов, ка-ковы его виды и решаемые при этом задачи? 140 3. В чем состоят научные основы судебного почерковедения?

4. Какие задачи решает почерковедческая экспертиза, как она про-водится?

5. Каковы задачи и методика проведения автороведческой экспертизы?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.045 с.)