Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автороведческое исследование документов.
Литература 1. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 280-294. 2. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М.: Юристъ, 2005. С. 305-326. 3. Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. –– 2-е изд., испр. и доп. –– М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 83-91. 4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. –– М.: ЛексЭст, 2003. С. 151-162. 1. Одним из наиболее распространенных объектов криминали-стического исследования являются документы. Документы в широком смысле — это различные материальные объекты, на или в которых от-ражены сведения, значимые для установления обстоятельств соверше-ния и сокрытия преступления.
Под документом понимается зафиксированная на материальном но-сителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифициро-вать. Согласно ГОСТу Р51/41-98, носитель документированной информа-ции –– это материальный объект, используемый для закрепления и хране-ния речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. В число таких объектов входят рукописные, 127 машинописные, кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, документы, со-держащие информацию, выраженную посредством рисунка, документы на машинном носителе, созданные с использованием способов записи, обеспечивающих компьютерную обработку информации. Классифицируя документы в широком смысле этого слова, можно выделить: 1) письменные документы, к которым относятся рукописные и машинописные тексты, цифровое, нотное, шифрованное письмо; 2) гра-фические документы, включающие в себя рисунки, схемы, планы, черте-жи; 3) компьютерные документы, к которым можно отнести различные машинограммы, распечатки, табуляграммы, лазерные диски CD-ROM, дискеты, флэшкарты, содержащие значимую для дела информацию в электронном (машинном) или бумажном варианте; 4) фото-, кино-, фоно-, видеодокументы, запечатлевшие образную и/или звуковую информацию о подготовке, совершении или сокрытии следов преступления. В следственной практике были неоднократные случаи использования фотодокументов. Так, в ходе расследования групповой драки, один из участников которой был убит ударом ножа, выяснилось, что ее основные моменты сфотографировал гражданин Г., стоявший на балконе четверто-го этажа. Драка произошла во дворе многоквартирного дома днем, когда основная часть жильцов была на работе. К приезду милиции ее участники разбежались. Серия фотографий, отпечатанная с фотопленки, изъятой у Г., позволила не только установить всех активных участников драки, но и конкретизировать роль каждого из них, а главное, выяснить, кто убийца. Благодаря фотоснимкам были выявлены и очевидцы: водитель такси и двое его пассажиров, уезжавших в это время на вокзал.
Попутно отметим, что в связи с расширяющимся применением сис-тем теленаблюдения и охранных систем, включающих в фото- и видео-камеры, запечатлевающие преступника во время проникновения на объект (например, в хранилище банка) или во время совершения пре-ступления (кража товаров в супермаркете, вооруженное ограбление пункта обмена валюты и т.п.), значимость таких документов возрастает. Растет и значение компьютерных документов, однако чаще других в материалах уголовных дел фигурируют письменные документы, осо-бенно при расследовании общеуголовных, должностных, налоговых преступлений. Этим документам мы и уделим основное внимание. Документы — письменные доказательства содержат информацию о юридически значимых фактах, зафиксированных в их смысловом, сущ-ностном содержании, в то время как документы — вещественные дока-зательства содержат следы криминального воздействия на их содержа-ние либо сами они являются предметом преступного посягательства. Документы бывают подлинными и подложными (поддельными). Подделка документов может быть частичной и полной. В первом случае 128 в подлинный документ вносятся изменения, соответствующие преступ-ному замыслу фальсификатора, а во втором изготавливается полностью поддельный документ, реквизиты и содержание которого вообще не со-ответствуют действительности (см. схему 5). Схема 5 Документ может характеризоваться тем, что содержащаяся в нем информация имеет специфические материальные признаки, например, следы подчистки, дописки, травления, смывания, либо признаки, харак-теризующие навыки исполнения рукописи (машинописи). В таких слу-чаях документ является еще и вещественным доказательством по делу, и тогда на него распространяются правила обращения с доказательст-вами, установленные ст. 81 и 84 УПК РФ (ст. 71, 73 ГПК РФ).
2. Криминалисты различают следующие виды исследования до-кументов: 1) почерковедение — исследование почерка исполнителя ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ По процессуальному значению • вещественные доказательства • письменные доказательства По способу фиксации • письменные • графические • фото-, видео-, фоно-, кино-документы По способу и последовательности изготовления • оригиналы • копии По форме документа • по установленной форме • в произвольной форме По содержанию реквизитов Подлинные • действительные • недействительные Подложные • интеллектуальный подлог • материальный подлог 129 рукописного документа; 2) автороведение — отождествление автора текста документа; 3) технико-криминалистическое исследование доку-ментов. Криминалистическое исследование почерка преследует цель установить исполнителя документа либо его индивидуальные свойства и состояние (пол, возраст, выработанность письменных навыков, про-фессия, состояние стресса, опьянения, наркотического возбуждения и др.). При этом принимается во внимание и содержательная сторона текста, характеризующая письменную речь исполнителя документа. Последняя имеет внешнюю (двигательную) и внутреннюю (содержа-тельную) стороны, а потому является общим объектом как для почерко-ведческих, так и для автороведческих исследований. Вместе с тем почерковедение уделяет основное внимание навыкам письма, проявляющимся в движениях пишущей руки, с целью установить непосредственного исполнителя данного рукописного документа. Крими-налистическое автороведение опирается на анализ содержания рукописи (грамматика, лексика, стиль изложения) и может дополнять почерковед-ческое исследование. В качестве самостоятельного оно проводится в тех достаточно распространенных случаях, когда автор и исполнитель руко-писного текста — разные люди (в частности, документ написан одним человеком под диктовку другого субъекта). Здесь текст обдумывает и формулирует одно лицо, а передает на бумаге — другое. Криминалистическое автороведение применяется при анализе тек-стов документов, исполненных на печатающих устройствах, поскольку признаки почерка в таких случаях, естественно, не проявляются. Тогда возможно решение другой задачи — идентификация печатающего уст-ройства по частным признакам букв, цифр и других символов, отобра-зившимся в тексте документа. Задачей криминалистического авторове-дения является отождествление автора рукописного или машинописно-го (печатного) текста. Так, криминалисты участвовали в разрешении литературоведческого спора: является автором романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов или другой человек, некто Крюков? Задача технико-криминалистического исследования документов —установление существенных для расследуемого уголовного дела спосо-бов и обстоятельств изготовления документа, а также восстановление его первоначального вида и содержания (восстановление сожженых, прочтение выгоревших, залитых красителями текстов и др.). 3. Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификацион-ных и диагностических задач. Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков. Исследования психофизиологов, медиков 130
и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуаль-ности почерка, присущей письму каждого человека. Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека. Исследованиями специалистов установлено, что для написания за-думанного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой рабо-той «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способ-ности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстрой-ство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют. Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одно-го слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, осо-бенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов пост-центральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции. Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового ана-лиза состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты заты-лочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее.
Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти не-обходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отде-ле премоторной зоны его коры. Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или сло-ва, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени 131 и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт пись-ма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать ре-зультаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с по-ражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бур-денко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам...». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы. Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привыч-ного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточне-ние звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, нако-нец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автома-тически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в стро-ки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга. В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обу-чения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного пред-ставления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь. Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что пись-менная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические законо-мерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи. Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей. В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьиру-ют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выясне-ния его характерных особенностей (см. табл. 2). 132 Таблица 2 133
4. Подготавливая материалы к почерковедческой экспертизе, назначая ее и оценивая заключения почерковедов, необходимо помнить следующие важные положения. Почерк — это манера написания, опре-деленная система движений при исполнении рукописи. Его характери-зуют общие (степень выработанности, сложность, связность, размер, разгон, наклон, общая форма и направление движений, нажим) и част-ные (форма, направление, сложность движений, способ их начала и окончания при выполнении букв и их элементов) признаки. Индивидуальных признаков почерка нет, поскольку тот или иной признак может встречаться в рукописях разных лиц. Неповторима толь-ко определенная совокупность общих и частных признаков почерка. Для производства почерковедческой экспертизы необходимы сво-бодные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интере-сующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукопи-си, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпус-ка, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные по-дозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содер-жать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку сле-дователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ. Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка. Основной задачей, решаемой экспертом-почерковедом, является идентификация конкретного исполнителя рукописных знаков. В ряде случаев определяется количеством исполнителей рукописных записей (подписей). Решаются также и диагностические задачи: выяснение ус-ловий исполнения рукописи (в движущемся транспорте, стоя, лежа), душевного и психофизического состояния писавшего, способа умыш-ленного искажения привычного почерка, подражания почерку другого человека, установление возраста, пола, профессии исполнителя и др. Разработаны методики, позволяющие по почерку определять некоторые черты характера, уровень интеллектуального развития и др. (Об этом см., например: Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графоло-гии. — М.: Юрлитинформ, 2006.) 134 Почерковедческое исследование включает: 1) подготовкау к произ-водству экспертизы; 2) раздельное исследование интересующей следст-вие рукописи и образцов; 3) сравнительное исследование названных объектов; 4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирова-ние вывода. Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность пред-ставленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения руко-писи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На последние обстоятельства указывают такие признаки, как замедленность движений, ухудшение их координации при письме по сравнению с обычной скорописью, которой исполнены свободные образцы. На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализиру-ет присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учи-тывает признаки письменной речи, которые мы рассмотрим, знакомясь с методикой автороведчиской экспертизы. В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде определенного изменения признака. Задача экспер-та — установить особенность письменного навыка путем анализа ва-риативности признаков и условий их проявления. Установив по спор-ной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогич-ными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя. Результаты раздельного и сравнительного исследований эксперт для наглядности фиксирует в так называемой разработке почерка. С одной стороны стандартного бумажного листа графически приводятся основ-ные варианты каждого признака, создающего представление о каждом из письменных навыках исполнителя. С другой стороны листа приво-дятся соответствующие варианты письма подозреваемого лица. Разра-ботки существенно облегчают и визуализируют анализ вариантов при-знаков и установление особенностей письменного навыка. Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и раз-личия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме дру-гих лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать осно-вой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представ-ляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариа-ции или следствие умышленного изменения почерка. 135 Оценивая вывод эксперта-почерковеда, следователь должен вник-нуть в примененную методику исследования, тщательно сопоставить приведенные в разработке почерка особенности письменного навыка, а также ответы эксперта с материалами расследуемого дела. В дальней-шем экспертное заключение поможет ему изобличить виновного или прекратить дело в отношении невиновного лица. На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы: 1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим или другим человеком; 2) одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в раз-ных документах либо части текста в одном документе; 3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных документах тексты, цифровые или буквенные записи; 4) не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим челове-ком; 5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрас-тной группе относится это лицо; 6) не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или необычном состоянии. 5. Аналогичный подход должен быть и к заключению судебно-автороведческой экспертизы документов, проводимой чаще всего для установления автора анонимного текста. Поскольку здесь анализирует-ся не внешняя — почерковая, а внутренняя — содержательная сторона документа, то объектами исследования могут выступать не только ру-кописные, но и машинописные, компьютерные, полиграфические и иные тексты. Криминалистическое автороведение вобрало достижения ряда наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, теории коммуникации, логики, психолингвистики, социологии и др. В письменной речи проявляется сущность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Она характеризуется стилем изложения, лексикой языка, общим уровнем грамотности и некоторыми другими особенностями изложения мыслей в письменной форме. Стиль — это манера изложения и композиционное построение рукопи-си. Он может быть бытовым, канцелярским, научным, литературным и др. Лексика — словарный состав документа. Он может быть бедным, тавтологичным (повторение одних и тех же слов и оборотов), имеющим вкрапления литературных сравнений и образов, а также богатым лите-ратурно-художественными элементами изобразительных языковых средств (в криминалистической практике встречается довольно редко). 136 Лексика анонимного документа может содержать профессиона-лизмы — слова, характерные для терминологии лиц определенных профессий (юристы, медики, спортсмены и т.д.); архаизмы — слова, которые вышли из активного употребления, устаревшие (уста, лани-ты, чело и т.п.); диалектизмы — слова характерные для разговорной речи лиц, проживающих в определенных регионах страны (вица, пи-мы, держак, любо); жаргонизмы — слова, характерные для бытового жаргонного языка проституток, воров, наркоманов, карточных шуле-ров, попрошаек, мошенников и других преступных и асоциальных категорий, а также для профессионального жаргона моряков, строите-лей, рыбаков, шахтеров и др. Важное криминалистическое значение имеет и такая особенность письменной речи, как модификация, представляющая собой внесение внутренних закономерностей построения родного языка в неродной (эта особенность проявляется и в устной речи, в частности, как акцент). Следственной практике известен случай, когда в кармане куртки убитой было обнаружено письмо, написанное на русском языке, но с явлением модификации. Автор письма клялся адресату в любви и звал приехать в тот город, в окрестностях которого и был обнаружен труп. Эксперт-авторовед установил, что родным языком писавшего является табасаранский — язык небольшой народности, живущей в Дагестане. Именно это помогло установить, а затем изобличить убийцу. Как очевидно из приведенного примера, криминалистическое ав-тороведение сориентировано либо на отождествление автора одного или нескольких анонимных документов, либо установление его при-надлежности к определенной группе лиц (в зависимости от его про-фессии, образовательного уровня, национальности, навыков опреде-ленного стиля письменной речи и др.). Базируется оно на результатах изучения закономерностей речевого поведения людей, определяющих индивидуальность, устойчивость и вариационность письменной речи, которая содержит комплекс неоднородных языковых и интеллекту-альных навыков. Языковые навыки включают орфографические, пунктуационные, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Первые два навыка выполняют в письменной речи вспомогательную роль, поскольку неразрывно связаны с письмом и сами по себе не суще-ствуют. Интеллектуальные (мыслительные) навыки определяют способ познания окружающей действительности, обусловленный индивиду-альным опытом и особенностями психики конкретного человека. Язы-ковые и интеллектуальные навыки проявляются при построении выска-зываний, которые либо соответствуют определенным речемыслитель-ным нормам, либо отклоняются от них. Хотя соблюдение таких норм 137 является обязательным для всех носителей данного языка, в речевой практике имеет место ряд устойчивых отклонений, вызванных усло-виями, в которых они формировались у данного человека, влиянием телевидения и радио, других языков, диалектов и иных факторов. В детстве и отрочестве формируется обиходный стиль речи; полу-чая среднее образование, человек овладевает нормами литературного языка, публицистическим стилем речи. При обучении в вузе его язык совершенствуется, публицистический стиль может дополниться науч-ным, обогатиться литературными, ораторскими приемами; кроме того, словарный запас значительно расширяется за счет специальной терми-нологии. По завершении учебы речемыслительные навыки человека, как правило, приобретают относительную устойчивость, стереотипность. При этом своеобразие условий формирования каждой личности созда-ет индивидуальные речемыслительные навыки. Они проявляются в том, что каждый: человек владеет не всей совокупностью существующих и постепенно изменяющихся норм, а только их частью, из которой в сво-ей речевой практике использует привычный набор достаточно стерео-типных фраз, сообразуясь с жизненной ситуацией. Поэтому языковые и интеллектуальные навыки каждого грамотного человека, проявляющие-ся в письменной речи, индивидуальны и неповторимы, что и позволяет отождествить автора текста, интересующего следствие, путем судебно-автороведческой экспертизы. Признаки письменной речи дифференцируются на общие и част-ные. Общим признаком языкового навыка считается его структурная зрелость, степень развития. Различают высокую, среднюю и низкую степень развития грамматических, лексико-фразеологических и сти-листических навыков письменной речи, а для степени развития орфо-графических и пунктуационных навыков предусмотрена еще и нуле-вая степень их развития. Критерием отнесения данных признаков письменной речи к той или иной степени служит их соответствие литературным нормам. Частные признаки развития языковых навыков отображают различ-ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в устойчивых нарушениях культуры речи, в привычных языковых сред-ствах и стереотипных сочетаниях таких средств, используемых челове-ком в типичных ситуациях письменного общения. Следует подчерк-нуть, что при разработке системы признаков письменной речи установ-лены количественные критерии их выделения, а также взаимные корреляционные зависимости (см. схему 6). 138 Схема 6 Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования авто-ра, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, ко-торые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения. Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подгото-вительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение ито-гов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомив-шись с постановлением следователя и приложенными к нему материа-лами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль пись-менной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистиче-ских и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе срав-нительного исследования выявляются совпадения и различия общих ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ 1. Степень развития грамма-тических навыков (орфографи-ческие, пунктуационные, син-таксические ошибки — общий уровень грамотности). 2. Степень развития лексиче-ских навыков (словарный запас). 3. Степень развития стилисти-ческих навыков (различные стили изложения, архитектоника). 4. Уровень владения письмен-ной речью (зависит от степени раз-вития грамматических, лексичес-ких, стилистических навыков). 1. Грамматические: • орфографические • пунктуационные • синтаксические. 2. Авторская лексика. 3. Использование символов, сокращений, аббревиатур, исправлений, вставок, правок. 4. Акцентирование определенных слов, словосочетаний, предложений. 139 и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стерео-типных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п. Одним из первых в истории отечественной криминалистики авторо-ведческим исследованием была экспертиза, проведенная в 1886 г. по уголовному делу, возбужденному по факту отравления помещика Пети-на стрихнином. Исследовались тексты анонимных писем, полученных уездным предводителем дворянства, написанных студентом Анисимо-вым, проживавшем в семье Петина на правах домашнего учителя, а также «краткая биография» погибшего, составленная Анисимовым. Хотя почерк всех трех документов заметно различался, языковые сред-ства очень четко совпадали. Так, во всех текстах Петин именовался «отвратительным подонком мошенничества», все они содержали такие излюбленные Анисимовым стереотипные выражения, как «змеиный шипучий яд», «послужить к чему-либо» и «сказать несколько слов». Все предложения начинались с союза «и»: «и когда за чаем», «и причина его болезни»; вместо предлога «из» автор употреблял «с»: «с его рассказа стало ясно», «мне известно с телеграммы». Все три текста пронизывала общая мысль, что Петин давно заслужил смерти «своим чертовски развратным поведением», а потому виновного не следует искать, он чист перед Богом и людьми. Заключение экспертов стало одним из веских доказательств виновности студента Анисимова в умышленном отравлении Петина, с женой кото-рого он был в интимных отношениях. На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы: 1) является ли подозреваемый автором спор-ного документа; 2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование; 3) каков образовательный уровень автора представленного документа; 4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно; 5) носителем како-го наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа; 6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением призна-ков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение). Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте документ как объект криминалистического ис-следования, дайте классификацию документов. 2. В чем состоит криминалистическое исследование документов, ка-ковы его виды и решаемые при этом задачи? 140 3. В чем состоят научные основы судебного почерковедения? 4. Какие задачи решает почерковедческая экспертиза, как она про-водится? 5. Каковы задачи и методика проведения автороведческой экспертизы?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.045 с.) |