Научно-методические основы советской системы физического вос- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методические основы советской системы физического вос-



Питания.

В первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки

научно-педагогических кадров, от которых во многом зависело создание науч-

но-методических основ физического воспитания. В 1919-1920 гг. приступают к

работе два высших учебных заведения – Институт физического образования

им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры

в Москве. В этих вузах в начале 1920-х гг. ведутся научные исследования в об-

ласти физического воспитания и спорта. Заслуга в разработке медико-

биологических, психологических и педагогических проблем физической куль-

туры и спорта принадлежит ученику и последователю П.Ф. Лесгафта – В.В. Го-

риневскому, а также Л.А. Орбели, А.Н. Крестовникову, П.А. Рудику, Н.А.

Бернштейну, М.Ф. Иваницкому и др. Однако специалисты с высшим физкуль-

турным образованием для общеобразовательных школ, т.е. учителя физической

культуры, вплоть до 1946 г. в СССР не готовились, а институтов физической

культуры до Великой Отечественной войны было лишь шесть.

В плане развития научно-методических основ советской системы физиче-

ского воспитания в 1923 г. было создано издательство «Физкультура и спорт».

В этом же году им был выпущен первый сборник научных статей по физиче-

ской культуре. С 1925 г. начинает выпускаться ежемесячный научно-

теоретический журнал «Теория и практика физической культуры», вначале из-

даваемый Наркомздравом по согласованию с ВСФК, а затем ставший органом

Комитета по физической культуре и спорту.

Таким образом, был основан центральный орган печати, который до сих

пор публикует новейшие экспериментальные исследования ведущих отечест-

венных и зарубежных ученых и практиков физической культуры и спорта.

В 1933 г. открывается Центральный научно-исследовательский институт

физической культуры (ЦНИИФК) – головное научное учреждение по разработ-

ке проблем физической культуры и спорта в нашей стране.

Научные труды отечественных ученых по проблемам теории и практики

физической культуры за все предыдущие годы получили бесспорное междуна-

родное признание на многих всемирных научных конгрессах, конференциях и

симпозиумах. Широко известны работы В.М. Дьячкова, Н.Г. Озолина, А.Д. Но-

викова, Л.П. Матвеева, В.М. Зациорского, В.П. Филина (теория и методика фи-

зического воспитания и спортивной тренировки), П.А. Рудика, А.Ц. Пуни (пси-

холого-педагогическое направление), Н.И. Пономарева, В.В. Столбова, В.И.

Столярова (историко-социологическое направление), Н.А. Бернштейна, Д.Д.

Донского, И.П. Ратова (биомеханика), А.Н. Крестовникова, С.П. Летунова,

М.Ф. Иваницкого, П.Я. Гальперина, В.С. Фарфеля, В.Л. Карпмана (медико-

биологическое направление) и многих других.

Во второй половине 1930-х гг. официальная педагогика, в том числе и

спортивная, становится в нашей стране частью идеологии тоталитарного режи-

ма. Она обладала рядом отчетливо выраженных характеристик, которые отли-

чали ее от педагогики предшествующего периода. Методологической основой

педагогики провозглашалась философия марксизма-ленинизма. Вместо множе-

ства концепций типа биогенетической, социогенетической, рефлексологиче-

ской, культурно-исторической была выдвинута одна, единая в своих методоло-

гических основаниях – советская педагогическая теория. Провозглашалась и

научность официальной педагогики, но такой, которая соответствовала бы гос-

подствующей идеологии. Основными педагогическими понятиями становятся

воспитание, образование и обучение.

Современное физическое воспитание и спорт как педагогический процесс

немыслимы без знаний и учета физиологических, психических, социальных,

генетических факторов, составляющих их естественно-научную основу. Воз-

растно-половой подход стал одним из основополагающих принципов физиче-

ского воспитания школьников. Мысль психолога Л.С. Выготского о том, что

«обучение должно идти впереди естественного развития», легла в основу со-

временного учения о благоприятных (сенситивных) периодах целенаправлен-

ного развития двигательных возможностей человека. Это учение нашло свое

экспериментальное подтверждение в физическом воспитании, детском и юно-

шеском спорте.

Физиологическое обоснование формирования двигательных навыков в фи-

зическом воспитании и спорте в свете положений теории условных рефлексов

было предложено сотрудником И.П. Павлова А.Н. Крестовниковым. В 1951 г.

им были опубликованы «Очерки по физиологии физических упражнений», где

говорится, что овладение каким-либо двигательным действием проходит через

три стадии: иррадиации, концентрации, стабилизации. Эти три состояния цен-

тральной нервной системы и легли затем в основу обоснования структуры про-

цесса обучения движениям в практике физического воспитания и спорта.

Концепция А.Н. Крестовникова в конце 1940-х гг. нашла отражение не

только в теории физического воспитания, но и в физиологии и психологии. Она

сохраняла свое значение в качестве элемента методологической основы теории

обучения двигательным действиям вплоть до 1970-х гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.007 с.)