Обязательные документы в пояснительной записке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательные документы в пояснительной записке



Пояснительная записка документирует все стадии создания жизненного цикла (ЖЦ) информационной системы. ЖЦ –формируется из определенных этапов (фаз, стадий) проекта и процессов (вех, операции). При составлении пояснительной записки необходимо опираться на действующие стандарты и руководящий документ (РД50-34-90). Стандарт выбирается в зависимости от выбранного инструментального средства проектирования (CASE-средства) и технологии.

ЖЦ по ГОСТ 34.601-90 и ISO/IEC 12207

Для разработки объемных ИС применяют ГОСТ 34.601-90 или комплекс международных стандартов ISO/IEC 12207. Требования к содержанию документов приведены в ГОСТ 34.601-90 и в методических указаниях РД50-34-90. Им соответствует комплекс международных стандартов ISO/IEC 12207.

Приведем пример существующих групп документов.

1.Формирование требований к системе   1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания системы 1.2. Формирование требований пользователя к системе 1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку системы (тактико-технического задания)  
2.Разработка концепции системы     2.1. Изучение объекта 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ 2.3. Разработка вариантов концепции системы, удовлетворяющих требованиям пользователя 2.4. Оформление отчета о выполненной работе  
3.Техническое задание на системы 3.1. Разработка и утверждение технического задания на системы
4.Эскизный проект 4.1. Разработка предварительных решений по системе и ее частям 4.2. Разработка документации на системы и ее части
5.Технический проект 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям 5.2. Разработка документации на системы и ее части 5.3. Разработка документации на поставку изделий и/или технических требований на их разработку 5.4. Разработка заданий на проектирование интерфейса системы
6.Рабочая документация 6.1. Разработка рабочей документации на системы и ее части 6.2. Разработка или адаптация программ
7.Ввод в действие 7.1. Подготовка объекта автоматизации в вводу системы в действие 7.2. Подготовка персонала 7.3. Комплектация системы поставляемыми изделиями 7.4. Проведение приемочных испытаний
8.Сопровождение АС 8.1. Выполнение работ по гарантийным обязательствам 8.2. Послегарантийное обслуживание

Основываясь на этом перечне и руководствуясь стандартами, Вы отражаете те стадии и этапы, которые наиболее ярко описывают разработанную в курсовом проекте систему.

Для сокращения сроков разработки ИС используются методологии, технологии и инструментальные средства проектирования.

ЖЦ по RAD технологии

Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является широкое распространение методологии быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под эти термином понимают процесс разработки, содержащий 3 элемента:

- Небольшую команду программистов (2-10 человек);

- Короткий производственный график (2-6 месяцев);

- Повторяющийся цикл, при котором разработчики, номере того, как приложению начинает обретать форму, запрашивают и реализуют требования заказчика.

ЖЦ по методологии RAD состоит из 4-х этапов:

- Этап анализа и планирования требований;

- Этап проектирования;

- Этап построения

- Этап внедрения

На этапе анализа и планирования требований определяются функции системы, описывают информационные потребности. Результат: список функций и информационная модель ИС.

На этапе проектирования разрабатывается прототип приложения. Более подробно рассматривают процессы системы. Корректируется функциональная модель. Для каждого элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности и неоднозначности. Определяются требования разграничения доступа к данным. Происходит определение набора необходимой информации.

На этапе построения выполняется самая быстрая разработка приложения. Определяются требования не функционального характера. Пользователи оценивают результаты и вносят коррективы. Требования системы осуществляется в процессе разработки.

На этапе внедрения производится обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей.

В качестве итога перечислим основные принципы методологии RAD:

· Разработка приложений итерациями;

· Необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;

· Вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;

· Применение инструментальных средств, обеспечивающих целостность разработки;

· Применения средств управления конфигурацией для внесения изменений в проект и сопровождения системы.

· Использование прототипа

· Тестирование и развитие проекта, осуществляемое вместе с разработкой;

· Четкое планирование и контроль за выполнения работ

ЖЦ по RUP-технологии

Одним из возможных подходов к разработке ПО является рациональный унифицированный процесс (Rational Unified Process) разработки информационных систем. Он приводит к RUP-технологии, в которой активно используется универсальный язык моделирования (Unified Modeling Language). Язык прошел процесс стандартизации в рамках консорциума OMG (Object Management Group) и сейчас является международным стандартом.

Методология RUP структурирована в двух направлениях:

Ø Время (разделение жизненного цикла системы на этапы).

Ø Компоненты процесса (набор средств для решения определенных задач).

Разработка состоит из следующих временных этапов:

Ø Задумка – определение общей задачи системы.

Ø Проработка – планирование необходимых работ и ресурсов.

Ø Создание – построение системы.

Ø Переходный период- поставка системы пользователю.

Заметим, что методология RUP в этой части хорошо согласуется с описанием процесса разработки системы, приведенном в комплексе ГОСТ34.

С точки зрения компонентов процесс разработки делится на следующие компоненты процесса:

Ø Построение бизнес - модели.

Ø Определение требований к системе.

Ø Анализ и проектирование.

Ø Реализация и внедрение.

На стадиях задумки и проработки используется язык UML для построения бизнес - модели, определения требований, анализа и проектирования системы. При этом документирование результатов хорошо автоматизировано с помощью пакета Rational Rose.

Общие положения

 

Общие положения близки по своему содержанию с Общим описанием системы, т.е. с техническим заданием на создание проекта. Общее описание системы строится на основе предпроектного обследования, результатом которого будет уточненная постановка задачи для установления задач автоматизации обработки данных пользователей ИС.

При проведении предпроектного обследования должны быть изучены основные документы, находящиеся в пользовании фирмы

1. Классификация исходных материалов в виде таблицы.

2.

Признак классификации материалов Название материала Тип материала Использование Примечание
1.Для всего объекта автоматизации 1.Интервью с руководителями. 2.Структура производства 1.Тексты 2.Схемы 3. Таблицы Создание подсистем, определение категории пользователей Основа для создания модели описания системы, определение субъектов  
2.Для характеристик задач 1.Интервью с исполнителями 2.Технологические и маршрутные карты 3.Сопровождающие документы 1.Тексты 2.Стандартные шаблоны 3.Диаграммы Перечень отчетов, выходных форм и запросов Для диаграмм использования: Субъекты, Аспекты, Ассоциации
3.Для информационных потоков Используемые документы инвентаризации, хронометраж операций Бланки документов, записи Составление таблиц и входных форм Для разработки логической схемы и определения классов.
4. Другой признак        

 

В этой части пояснительной записки обязательно кратко рассказать, как велось предпроектное исследование и документы по нему включить в приложение. Формирование глоссария тоже начинается с этого раздела. Результаты предпроектного оьбследования формулируются в техническом задании согласно РД50-34-90 и ГОСТ 34.602-89.

Техническое задание имеет типовую структуру и является приложением к Договору, составляется в начале проектирования и уточняется после выполнения прототипа проекта и просмотра его заказчиком. К пояснительной записке нет таких жестких требований как к техническому заданию. Перед техническим заданием разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Мы допускаем, что наш проект экономически выгоден. Обязательные разделы для Общих положений пояснительной записки:

· Полное наименование системы

· Наименование предприятия-разработчика и предприятия заказчика

· Назначение системы:

- Вид автоматизируемой деятельности

- Перечень объектов автоматизации

· Цели создания системы:

- Технические

- Технологические

- Производственно-экономические

- И другие цели, которые будут достигнуты в результате внедрения системы.

· Характеристика объекта автоматизации

- Сведения об объекте автоматизации

- Характеристика окружающей среды

· Требования к системе:

- В целом

1. к функциям, выполняемых системой

2. к видам обеспечения к системе в целом

- К функциям

3. перечень функций и задач подлежащих автоматизации

4. распределение их по очередям создания

5. временной регламент реализации каждой функции, задачи

6. форма представления выходной информации

7. характеристика необходимой точности и времени выполнения

8. достоверность выдачи информации

- Требования к видам обеспечения:

9. Программному

10. Техническому

11. и т.д.

· Перечень нормативных документов, передовых методов и изобретений, на основе которых создается система

· Очередность создания системы и перспективы дальнейшего развития

 

Примеры приводимые в методических указания не связаны между собой единой задачей, они определяют обязательные элементы пояснительной записки, при разработки которых необходимо уделить особое внимание.

 

Пример 1. Предпроектное обследование.

Компьютерная фирма обеспечивает своих клиентов современной компьютерной техникой и комплектующими. Необходимо разработать базу данных для учета приема и выполнения заказов на сборку и продажу компьютерной техники, комплектующих, клиентам фирмы сотрудниками (продавец-менеджер, исполнитель-сборщик) фирмы.

База данных должна хранить и пополняться следующими данными:

- Сведения о компьютерах

- Видах комплектующих

- Сведения о клиентах

- Сведения о заказах

- Сведения об исполнителях

- Сведения о выполнении заказов

Решение задачи должно осуществляться в двух направлениях: прием и выполнения заказов.

Менеджер по продажам ведет учет комплектующих и клиентов Фирмы, принимает заказы на сборку компьютеров.

Клиент изучает каталог, если его устраивают цены, заключает договор, делает заказ на компьютер, указывая его характеристики и укомплектовывает совместно со специалистом. Менеджер по продажам регистрирует заказ и передает его исполнителю (сборщик) работ. Ежемесячно готовит отчет по продажам и состоянию заказов.

Исполнитель получает заказ, выполняет его, указывая для каждого комплектующего серийный номер, выписывает гарантийный и дату выполнения заказа. Готовит ежемесячный отчет о выполненных работах

Менеджер по продажам сдает заказ клиенту и выписывает накладную и счет.

Коммерческий директор: просматривает отчеты менеджера по продажам и исполнителей, составляет табель выполненных работ по исполнителям и готовит сводные отчеты для принятия решений для ведения дел в Фирме.

Документы компьютерной фирмы: каталог фирмы; заявка; счет; чек; товарная накладная; Гарантийный талон.

 

 

Пример 2: Образец заполнения технического задания

Техническое задание на разработку и проектирование ИС «АЛКОР»

1. Полное наименование системы

ü База данных «Учет исполнителей заказов компьютеров»

2. Наименование предприятия заказчика

ü Заказчик ООО»АЛКОР»

3. Назначение системы:

ü Разрабатываемая база данных предназначена для учета исполнителей заказов компьютеров в компьютерной фирме ООО «АЛКОР». База данных должна обеспечить возможность корректировки информации – пополнение новой информацией и удаление устаревшей информации.

4. Описание предметной области:

Компьютерная фирма предоставляет услуги:

ü Консультации по подбору компьютеров

ü Сбор заказа клиента

ü Заполнение всех необходимых документов

5. Категории пользователей:

ü Пользователи стратегического и тактического уровней:

ü Коммерческий директор.

ü Пользователи оперативного уровня:

ü Менеджер по продажам,

ü Сборщики

6. Сопровождающие систему:

ü Обслуживающий персонал

ü администратор базы данных

ü программист.

7. Требования к системе:

ü Система должна состоять из двух подсистем: система приема заказов, система выполнения заказов.

ü Удобная форма представления и достоверность расчетной информации.

ü Быстрый ввод и поиск данных, расчет и наглядный анализ результатов.

ü Удобный интерфейс пользователя.

ü Создание общего приложения с распределением задач по пользователям.

8. Требования к функциям системы

ü Автоматизации должны подлежать следующие функции: добавление нового заказа клиента на сборку компьютера и всей необходимой информацией о комплектующих этого заказа.

ü Автоматизированный вывод гарантийного талона на заказ клиента.

ü Автоматизированный вывод информации по списку компьютеров.

ü Формой представления выводной информации должны быть запросы и таблицы с необходимой информацией по данному запросу.

ü Информация, получаемая в результате запросов должна быть достоверной

ü Время на получение необходимой информации – минимальное

9. Формы для ведения базы данных по учету:

ü Клиентов

ü Компьютеров

ü Комплектующих

ü Заказов

ü Исполнителей

ü Выполнения заказов

10. Отчеты, регламентирующие деятельность фирмы

ü Выполнения заказов

ü По оформлению заказов (накладная, чек, гарантийный талон)

ü Итоговые отчеты.

11. Требования к программному обеспечению

Требования к системному программному обеспечению:

Должны выполняться требования к операционным системам общего назначения. К таким системам относятся, например, операционная система Windows 2000 и выше.

12. Требования к прикладному программному обеспечению.

12.Программное обеспечение должно управлять данными, сохранять их целостность, защищать от сбоев и несанкционированного доступа; иметь возможность к наращиванию данных, приложений и функций. Этим требованиям удовлетворяют MS Access.

13. Метод разработки на основе которой создается система Объектно-ориентированный, технология RUP

14. Очередность создания: подсистема1, подсистема2, разработка базы данных, заполнение базы данных данными, создание отчетов, создание форм для ввода данных, создание форм для поиска данных и других, оформление общего приложения, создание клиентских приложений.

Пример 3: Постановка задачи

Для постановки задачи проведено предварительное исследование предметной области и выработаны требования к разрабатываемой базе данных.

Задача на разработку базы данных:

Подсистема1. Хранить данные, включающие сведения о компьютерах, комплектующих, видах комплектующих, клиенте.

Подсистема 2. Хранить данные об исполнителях, выполнение заказах, осуществлять связь с данными подсистемы1.

Задача на создание приложения.

Создать приложение обеспечивающее удобный интерфейс (формы для входа в систему, ввод данных и поиск информации), разделение задач по пользователям (менеджер, исполнитель, коммерческий директор) и выпуск документов (заявка; счет; чек; товарная накладная; гарантийный талон.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.082 с.)