Безошибочность Церкви после апостолов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безошибочность Церкви после апостолов



 

«Богопроведницы и Духоноснии Апостоли» были преисполнены даров Духа Святого, совмещали в себе все степени церковной власти (кроме той, которая дана была особо Петру); они были безошибочны в передаче и толковании Богооткровения. С кончины св. Иоанна Богослова нет более на земле личной безошибочности, но безошибочность Церкви не могла исчезнуть; не исчезла и вера в нее. Об этой вере сохранились свидетельства еще от I и II-го века; они не многочисленны, но малочисленность – явление общее для свидетельств начальной церковной истории.[11]

Из слов Иисуса Христа, что Он будет с апостолами во вся дни до скончания века (Мф 28,20) следует, что учительская власть дана Спасителем также и их преемникам.

Так верует и Греко-российская церковь. Но за последнюю сотню лет в ней утвердилось особое толкование понятия соборности, которое отводит чуть ли не главную роль в решении об истинности того или иного верования так называемому «церковному народу» (См. ниже, гл. X, § 1). Католическая церковь неизменно строго различает между церковью учащей и учащеюся, между пастырями и пасомыми.

Повеление учить дано было апостолам и их преемникам и никому иному (Мф, 28,16-19; Мк 16,14-15). Учительство возложено на тех, кому поручено пасти, т. е. на епископов (Деян 20,28), а конечно не на пасомых. Оно возложено на весь сонм апостолов, в котором верховный Петр имел особое предназначение – утверждать братьев в истинной вере и следовательно быть условием их единения; потому православные учители в Церкви: преемник Петра – Папа и преемники прочих апостолов – епископы, когда они находятся в единении с Папой.[12]

Посмотрим теперь, какими органами Церковь осуществляет свою безошибочность с тех пор, как свв. апостолы покинули временный мир. На этот вопрос мы ответим, следуя катехизису Католической церкви.[13]

Церковь проявляет свою безошибочную учительскую власть:

1. – чрез Вселенские Соборы;
2. – чрез единогласное соглашение епископов, находящихся во всем мире и состоящих в единении с Папой;
3. – чрез свою обычную проповедь, когда она учит по известному вопросу в полном согласии;
4. – чрез Папу, говорящего ex cathedra.

По п. 1-ому взгляд Греко-российской церкви совпадает с католическим учением. Однако Католическая церковь добавляет: а) что Вселенский Собор лишь тот, где председательствует Папа (сам или чрез легатов) или при отсутствии этого условия – тот, который признан Папою вселенским. Как мы видели, история соборов подтверждает это положение; б) что только те догматические постановления Вселенского Собора имеют законную силу, которые утверждены Папой. Это положение тоже подтверждается историей.

По п. 2-му. Съехались ли епископы на собор или рассеяны по всему миру, они, в единении с Папой, одинаково составляют учительский сонм Церкви. Для верующих подчинение их общему мнению одинаково обязательно в обоих случаях.

Таким путем был, напр., принят во всей Вселенской церкви символ веры, неточно называемый символом св. Афанасия, излагающий учение о Св. Троице и о воплощении Сына подробнее, чем символ никейско-константинопольский. Постановления 2-го Оранского собора (529г.) о благодати были составлены только 14-ю епископами; но принятые епископами других стран и утвержденные Папой, они получили силу равную постановлениям Вселенских Соборов. Тем же путем были осуждены многие ереси первых веков.

По п. 3-му (о проповеди) расхождения между Католической и Греко-российской церковью нет.

Совокупность епископов остается учительским сонмом, дает ли он определение веры или излагает учение. Содействие Св. Духа обещано совокупности епископов вообще, следовательно, безошибочность остается в обоих случаях. Например, если все епископы сами или даже чрез священников согласно учили по какому-либо догматическому вопросу до его соборного определения, то учение их будет безошибочным, – оно окажется в согласии с будущим вероопределением.

Известен афоризм св. Викентия Лиринского (в сочинении 343-го года): «то, чему верили всюду, всегда, все, то воистину и в точности кафолично». Такое единство верования, предшествующее вероопределению, может быть основано лишь на единстве проповеди Церкви. Преп. Викентий продолжает: «... соборными постановлениями (Церковь) утвердила для потомства издревле ею полученное от отцов одним преданием и заключая многое в кратких словах для более удобного уразумения древнего, определяла его новым и более соответствующим именем. Церковь ничего другого (против новшеств еретиков) не сделала».[14]

Из сказанного видно, что для Католической церкви безошибочность всех трех органов обусловлена их единением с Папой.

По 4-му пункту (о Папе, как органе безошибочности) Католическая церковь и церковь Греко-российская находятся в непримиримом противоречии. Это главный вопрос, разделяющий наши вероисповедания. К нему надлежит присмотреться внимательнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.005 с.)