Мемуарная и художественная проза о тяжелых годах репрессий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мемуарная и художественная проза о тяжелых годах репрессий.



Литература – очевидец истории.

Марина Цветаева.

1. Что отмечается 30 октября по календарю России?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Репрессия (латин.) – подавление, карательная мера, наказание.

 

2. Что включает в себя понятие «политической репрессии»? (См. статью №1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» РФ от 18 октября 1991г.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как вы думаете, можно ли считать репрессией навязанный I Съездом писателей 1934 года метод художественной литературы – «социалистический реализм»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Назовите имена политических деятелей прошлого, с которыми ассоциируется слово «репрессия».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Перечислите фамилии писателей, не побоявшихся писать правду о репрессиях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Напишите очерк по биографии Варлама Шаламова.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Колымские рассказы».

7. Каким вам представляется мир в этих рассказах?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Кто они – безвинные жертвы тоталитарного режима?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Выпишите из текста описание лагерных мучеников.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Кого называют интеллигентом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Какие рассказы вам наиболее запомнились и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Кто из героев произвел на вас сильное впечатление и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Запишите, какие ассоциации возникают у вас со словом «небытие»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Прочитайте стихотворение «Воскрешение лиственницы» Андрей Облог.

 


Запах лиственницы – это дух победы,

Лиственница – это дерево бессмертия.

Нежные зеленые побеги –

Горестная память лихолетья.

 

В комнате погибшего поэта,

В банке с обезжизненной водою

Жесткая, изломанная ветка,

Воскресая, пахнет Колымою

 

Двадцать лет. Откуда эта сила?

Двадцать лет – по сути, без возврата.

Скольких сыновей твоих, Россия,

Полегло на Колыме проклятой...

 

В городах, поселках и станциязх

Безымянных Колымы – помяньте.

Шелестят тяжелые страницы...

«Люди мира, на минуту встаньте!»


 

Как связано это стихотворение с творчеством В.Шаламова?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Актуальна ли эта тема сегодня? Нужна ли эта ПАМЯТЬ? Напишите об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Литература русского зарубежья.

 

1. Напишите сообщение о поэтах и писателях, которые оказались за рубежом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Владимир Владимирович Набоков.

 

2. Составьте краткий биографический очерк.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Дайте характеристику композиции рассказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Найдите в тексте образы круга, образы, напоминающие круг.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Как изображает Набоков образы прошлого?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Каково, по вашему мнению, соотношение образов Тани и Иннокентия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Какое значение несет образ круга? Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Определите роль лексики, грамматических и синтаксических конструкций в подглавке «По утрам он шел в лес...»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. В чем особенность развития действия в финале рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Подумайте, как происходит «замыкание» круга в последней части рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Роман В.В.Набокова

«Приглашение на казнь»

 

1. Почему автор выбрал такое обычное имя для главного героя Цинциннат?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. В чьем восприятии дается мир романа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Какова история жизни главного героя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Что за преступление совершил Цинциннат?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Как окружающие относятся к Цинциннату? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, в чем заключается центральный конфликт романа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Выпишите детали, которые подчеркивают абсурдность изображаемого мира.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Как вы думаете, есть ли взаимность в любви героев?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. В чем проявляется мотив «потерянного» рая в романе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Как разрешается конфликт в романе? Какие литературные ассоциации (реминисценции) возникают в связи с таким разрешением конфликта?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Подумайте и определите жанр романа «Приглашение на казнь».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. В.Ерофеев писал о романе Набокова «Приглашение на казнь»:

«Мир пошлости в этом романе оформился в тоталитарное измерение, приобрел орудия изощренных пыток, репрессивный аппарат... Пошлость играет с героем как с игрушкой, крутит, вертит им и уничтожает».

Как вы понимаете мысль Ерофеева? Что понимается под словом «пошлость»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Пользуясь словарем, выпишите значение слова

Пошлость –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Подумайте и запишите, какие литературные реминисценции вы увидели на страницах романа «Приглашение на казнь»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Объясните смысл эпиграфа к роману: «Как сумасшедший мнит себя Богом, так мы считаем себя смертным».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. В чем своеобразие композиции романа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Творческая работа. Напишите сочинение по роману «Приглашение на казнь». Самостоятельно выберите жанр и тему сочинения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.039 с.)