Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ассоциации детей от шести до десяти лет. – Пермь, 1995. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Задание. Прочитайте отрывок из работы Н.И. Бересневой, Л.А. Дубровской, И.Г. Овчинниковой и ответьте на вопросы: 1) На какие особенности ассоциативного процесса обращает внимание А.Н. Леонтьев при анализе ассоциативной цепочки? 2) Каковы особенности ассоциирования больных шизофренией? 3) Каковы особенности ассоциирования людей, находящихся в измененных состояниях сознания?
Методика ассоциативного ряда известна еще со времен Юнга как одно из средств психоанализа. Ряд ассоциаций представляет собой цепочку, звеньями которой являются не только слова, но и целые высказывания и тексты. Структурный анализ ассоциативного ряда предложен А.Н. Леонтьевым (Леонтьев, 1983). Автор попытался выявить составляющие ассоциативного ряда и определить отношения между ними. Анализ показал, что цепь ассоциаций неоднородна: она состоит из нескольких групп RR. Каждая такая группа объединена общей темой и высокой скоростью следования одной R за другой. Переход от одной группы RR к другой возникает при замедлении темпа реагирования. Темп замедляется вследствие «исчерпанности» некоторой стандартной ассоциативной цепи, связанной с этой темой, и свидетельствует о затруднении ассоциирования. При этом ассоциации становятся глубже, интимнее - появляются «скачущие» R с большим числом опущенных звеньев в цепи. В результате оказывается, что взаимосвязи между группами основаны на некоторой аффективной для испытуемого ситуации. Исчерпанный стандарт «снимает» блокировку глубоких слоев сознания, а через пропущенные звенья и выраженные скачущие RR можно восстановить аффективную ситуацию. Анализ структуры ассоциативного ряда показал, что с глубинными уровнями сознания связаны прежде всего тематические ассоциации как ключевые слова некоторой ситуации (например, структура ситуации «носитель действия - объект действия» отражена в тематической ассоциативной паре РЕБЕНОК – газета). Скачкообразность и одновременно непрерывность, континуальность цепи ассоциаций показывают исследования ассоциирования шизофреников (KoudaS, 1966). Из-за невозможности удержать в сознании одну линию, ассоциативный ряд шизофреника превращается в цепь случайно взаимосвязанных слов. Особенность шизофрении как расстройства психики проявляется в разрушении стандарта ситуаций, нарушается вероятностный прогноз (Вероятностный прогноз в речевой деятельности, 1980). Нарушение вероятностного прогноза проявляется в том, что для больного шизофренией непредсказуемы частотные взаимосвязи слов или объектов реального мира. Вместо наиболее вероятного (с точки зрения нормы) исхода шизофреник выбирает, возможно, более точный и логичный, но достаточно периферийный. Операции со значением слова неадекватны, поскольку искажено семантическое пространство слова-S. Ассоциации шизофреника внешне ориентированы на взаимосвязи реальных объектов, но из-за искажения реальных взаимосвязей они отражают не типичные ситуации, а некоторые по случайной причине «здесь и сейчас» актуальные для больного.
Представляются важными и результаты изучения диссолюции речевой способности при измененных состояниях сознания, в ходе которого используются ассоциативные эксперименты (Спивак, 1986; Василевич, 1989). Распад (диссолюция) речевой способности может быть вызван как патологией, так и временным состоянием (алкогольное или наркотическое опьянение). Исследования показывают, что с распадом речевой способности быстро возрастает количество синтагматических RR по сравнению с парадигматическими и увеличивается число ответов «узкоденотативными» знаками. Под узкоденотативными знаками понимаются как лексические единицы, обладающие в данных условиях для испытуемого конкретным и высокоэмоциональным значением, так и лексика, обладающая нечетким кругом денотатов и актуализируемая по-своему в каждой конкретной ситуации: эвр, тука и т.п. Автор исследования считает, что рост синтагматических ответов и последующая замена их «узкоденотативными» знаками иллюстрирует большую устойчивость глубинных связей при сравнительно быстрой утрате способности к связной спонтанной речи и смысловым преобразованиям нормальных высказываний и развернутых текстов. Исследование механизма ассоциирования в патологии показывает значимость ассоциативных структур как одной из основных форм отражения взаимосвязей объектов реального мира.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.) |