Международный опыт по разработке мер безопасности туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный опыт по разработке мер безопасности туризма



Гаагская Межпарламентская конференция по туризму 1989 г. в своей декларации констатировала: "Безопасность, защита ту­ристов и уважение их достоинства являются непременным усло­вием развития туризма, поэтому необходимо:

а) чтобы меры по упрощению туристских путешествий сопро­вождались мерами по обеспечению безопасности и защиты тури­стов и туристских объектов;
б) чтобы в этих целях была сформирована эффективная по­литика, направленная на обеспечение безопасности и защиты ту­ристов;
в) точно определить туристские товары, объекты и оборудо­вание, которые из-за того, что они используются туристами, тре­буют особого внимания;
г) готовить соответствующую информацию и документацию, обеспечить к ней доступ в случае угрозы туристским объектам и туристским достопримечательностям;
д) выполнять в соответствии с процедурами и законодатель­ством каждой отдельной страны, юридические положения в об­ласти защиты туристов, включая в частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в судах в слу­чае действий, наносящих вред им лично или их имуществу, и осо­бенно при таком наиболее опасном акте, как терроризм;
е) чтобы государства сотрудничали в рамках ВТО при подго­товке программ рекомендуемых мер, по регулированию вопро­сов безопасности и защиты туристов".

В Декларации также записано, что безопасность туристов и защита туризма в стране в целом или отдельном туристском ре­гионе связаны с большим количеством правил и постановлений, которые должны выполняться не только туристской админист­рацией, но и другими министерствами и ведомствами, в чью компетенцию входит поддержание общественного порядка, фи­нансовая деятельность, сфера здравоохранения, охрана окру­жающей среды, проблемы занятости и т.д. и прежде всего част­ным сектором.

Как было отдельно отмечено, неприменение законов и поста­новлений, а также их фрагментарный характер создают серьез­ные проблемы, для решения которых требуется энергичный под­ход к вопросу безопасности в туризме на глобальной и система­тической основе со стороны всех тех, кто занимается вопросами туризма.

Конференция рекомендовала обратить особое внимание на защиту туристов от террористических актов и в целом от преступ­ных действий, а также на их права как потребителей, охрану здо­ровья, сохранение и защиту окружающей среды.

В рекомендациях Гаагской конференции присутствуют следу­ющие пункты:

- Законодательство в области безопасности и защиты тури­стов, туристских достопримечательностей и объектов должно раз­рабатываться и применяться в увязке со всеми другими законода­тельными мерами, направленными на устранение насилия и пре­ступности, с одной стороны, а также на защиту и сохранение окружающей среды, особенно в районе туристских достоприме­чательностей - с другой;
- в каждом государстве должен быть назначен специализи­рованный центральный орган, которому поручались бы вопро­сы продвижения и претворения в жизнь в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защи­ты туристов, соответствующих превентивных мер особенно в районе туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведения террористических актов, а также серьез­ных и систематических преступлений против туристов и их иму­щества;
- должны быть приняты все необходимые меры по обеспече­нию базового страхования туристов на случай основных рисков, с которыми они сталкиваются (болезнь, кража);
- для того чтобы способствовать проведению в жизнь своей политики в области безопасности и защиты туристов, государства в рамках своих политических и административных систем должны развивать эффективное сотрудничество между, с одной стороны, с компетентными органами на всех уровнях и, с другой стороны, ту­ристскими и гостиничными ассоциациями, туристскими агентства­ми, авиакомпаниями и в целом с любой организацией или орга­ном, которые могут оказаться заинтересованными в решении воп­росов, связанных с безопасностью и защитой туристов;
- важно, чтобы принимались законодательные, регулирующие и оперативные меры по обеспечению того, чтобы инфраструкту­ра мест туристского назначения была способна принять и размес­тить эпизодически возникающие во время сезона толпы туристов с учетом сопутствующих негативных последствий для окружаю­щей среды и санитарии в сфере общественного питания. Когда считается необходимым принятие мер по охране здоровья, а так­же важно максимально ограничить их негативное воздействие на туристов;
- для упрощения и ускорения внесудебного разрешения спо­ров, возникающих между туристами и турфирмами, должен быть создан соответствующий орган, например, служба защиты потре­бителей или иной посредник по жалобам, которые имели бы об­щие или специальные полномочия и в которые могли бы обра­щаться туристы с целью разрешения их споров, эти просьбы дол­жны максимально быстро рассматриваться;
- туристам, на личность или имущество которых были совер­шены серьезные посягательства, как минимум должны быть пре­доставлены следующие конкретные права:

а) право туриста известить свою семью, используя при этом наиболее быстрые средства связи;
б) право туриста на получение в случае необходимости нео­тложной и надлежащей медицинской помощи, предпочтительнее в рамках национальной системы социального страхования;
в) право без необходимости внесения какого-либо залога, тре­буемого от иностранцев, начать судебное дело в национальном суде против лиц, совершивших посягательства, и получить с этой целью необходимую юридическую помощь;

- должны приниматься все необходимые меры, чтобы способ­ствовать:

а) быстрой репатриации в страну, откуда прибыл пострадав­ший турист;
б) возвращение похищенной и впоследствии найденной соб­ственности в страну, откуда прибыл турист;

- государство и частный сектор должны:

а) распространять информацию как среди работников сферы туризма, так и общественности, с тем чтобы поднять уровень ос­ведомленности по вопросам безопасности и защиты туристов;
б) поощрять всеми необходимыми средствами подготовку представителей различных профессий, прямо или косвенно отве­чающих за безопасность и защиту туристов;

- принимающее государство и государство, откуда прибыл турист, должны активно сотрудничать на двусторонней основе, используя все необходимые средства для обеспечения защиты и безопасности туристов;
- в случае серьезных посягательства на туристов, особенно при террористических актах, принимающее государство должно пре­доставить в распоряжение других государств всю необходимую информацию об обстоятельствах, в которых произошел вышеупо­мянутый акт;
- государства должны:

а) предоставлять, когда это необходимо, взаимную техничес­кую помощь путем обмена опытом в области безопасности и за­щиты туристов;
б) способствовать в рамках национального законодательства или международных соглашений по обменам специалистами по безопасности туристов, и особенно представителями туристских профессий".

При Исполнительном Совете ВТО в 1994 г. был создан Коми­тет по качеству туристского обслуживания, который непосред­ственно ответственен за разработку вопросов безопасности туриз­ма, уменьшения рисков при путешествиях и защиты туристов.

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде по инициативе ВТО был проведена 1-я Международная конференция по безопасно­сти туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В ходе конфе­ренции и ее итоговом документе было отмечено, что "безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается чрезвы­чайно широкого спектра вопросов. В них должны быть включены проблемы несчастных случаев, заболеваний, инфекционных болез­ней и эпидемий, терроризма, военных осложнений и конфликтов, пиратства, криминогенной обстановки и преступности, распростра­нения наркотиков, радиоактивного и иного заражения местности, проституции, вандализма и любых форм насилия, комплексного рас­смотрения всевозможных рисков, относящихся к туристам, местным жителям, турфирмам и индустрии туризма в целом". Также было указано, что "обязанности по обеспечению безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях возлагаются прежде всего на государственные органы и национальные туристские администра­ции, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координации работы со всеми участни­ками туристского процесса". Четко прослеживалась мысль, что в данной сфере основа успеха заключается именно в постоянном взаи­модействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответству­ющими службами и государственными структурами. Отмечена на­стоятельная необходимость своевременного и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими адми­нистрациями и другими учреждениями сферы туризма, качествен­ной взаимопомощи и координации, ответственности правительств и государств в устранении проблем, осложняющих развитие между­народного туризма, подчеркнута немаловажная роль средств массо­вой информации в повышении его безопасности.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

Говоря о безопасности туризма, следует подчеркнуть, что это широкое, сложное и многогранное понятие. Прежде всего, нельзя упрощать меры безопасности туризма и представлять их прими­тивно, как охрану туристских объектов или круглосуточных "сто-

рожей" в гостиницах. На последней точки зрения настаивает ве­ликое множество фирм с приставками "секьюрити". Такие фир­мы полагают, что во главе безопасности туризма стоит вопрос о возможности прикрепления к каждому туристу охранника с бри­тым затылком, используя в качестве приманки списки баров, рес­торанов, мест отдыха в Москве, которые якобы безопасны и "рис­кованные" списки, куда лучше всего ходить с охраной и прочее.

Идеи "сопровождения" туристов охранниками от аэропорта до аэропорта не только не помогают туризму, но наносят ему не­поправимый вред: кто в этих условиях поедет в такую страну? Не достает лишь рассуждений о том, что любоваться достопримеча­тельностями туристы будут через щели бронетранспортера или танка.

Безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. Безопасность туриз­ма можно подразделить на ряд уровней, начиная с безопасности средств размещения и транспорта, гостиничных и рекреационных комплексов, туристских центров, а также страны в целом. При этом вводимые меры безопасности не должны наносить ущерб интересам, ущемлять права и свободы как самих туристов, так и местных жителей.

Примером такой деятельности может служить мексиканская программа безопасности туризма. В апреле 1996 г. под руковод­ством Министерства туризма Мексики и Совета по развитию ту­ризма столичной мэрии в Мехико была проведена конференция по выработке государственной программы безопасности туриз­ма. Мексиканские власти придали самое серьезное значение дан­ной проблеме, рассматривая ее как важнейший элемент общей национальной программы развития туризма в стране.

Участники конференции призвали незамедлительно разрабо­тать единую комплексную программу по обеспечению безопас­ности иностранных туристов, начиная с момента пересечения ими государственной границы, если не с момента оформления въезд­ных виз.

Программа безопасности туризма включает следующие меры:

- создание информационных пунктов в местах въезда иност­ранных туристов в аэропортах, морских терминалах и других по­граничных пунктах для оказания им консультационной и иной помощи. Часть этой работы будет возложена на посольства Мек­сики в странах мира, откуда идет основной поток прибывающих туристов, в том числе в России;
- издание под эгидой министерства туризма государственных информационных материалов по Мексике, социально-культурным и национальным особенностям ее населения. В этих публикациях будут названы места повышенной криминогенной обстановки в ряде туристских центров, даны обзоры практики действий мест­ных преступных элементов в отношении иностранцев;
- принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов водителями так­си, служащими отелей, ресторанов, магазинов и других предпри­ятий обслуживания;
- создание "туристской полиции" - единого центра информа­ции и мобильной полицейской службы г. Мехико по оказанию срочной помощи туристам. При въезде в страну каждому туристу вручаются координаты и телефоны этого центра (персонал цент­ра свободно владеет шестью иностранными языками (английским, французским, немецким, итальянским, шведским и японским)).

К основным мерам также отнесена необходимость повыше­ния требований по надежности и безопасности автотранспорта, используемого местными турфирмами, а также сохранности иму­щества туристов в отелях.

Отдельный план безопасности составлен по международному аэропорту г. Мехико как крупнейшему элементу инфраструкту­ры туризма, обслуживающему более 20 млн пассажиров в год.

Создание подобных программ обеспечения безопасности ту­ризма характерно для многих стран. Аналогичная задача стоит и перед российскими органами управления туризмом, в том числе в субъектах Федерации.

В США был создан Совет по усилению безопасности воздуш­ных перевозок, который разработал следующие меры по усиле­нию безопасности воздушных перевозок:

- полиции было дано задание срочно ввести особую провер­ку служащих аэропортов, имеющих доступ в "зоны безопаснос­ти" воздушных терминалов, на предмет уголовного прошлого, те­кущих правонарушений и выявления негативного поведения;
- авиакомпаниям самым тщательным образом оформлять и вы­верять списки вылетающих пассажиров на международных рейсах. В случае катастрофы самолета авиакомпания обязана час спустя после первых сообщений о случившемся представить полный спи­сок пострадавших пассажиров в распоряжение соответствующих служб США. Перечень должен включать установочные данные каж­дого пассажира, номер паспорта, название страны, его выдавшей, а также данные и телефоны кого-либо из родственников или друзей пассажира на случай "чрезвычайных происшествий". Одновремен­но разрабатывается система быстрого оповещения родственников пассажиров, пострадавших на внутренних авиалиниях США;
- во всех аэропортах США ввести единую компьютерную си­стему для выявлении и идентификации возможных террористов. Как полагают специалисты, система позволит в реальном масш­табе времени из потока туристов выделять наиболее "интересных" с оперативной точки зрения лиц, чье поведение или маршрут пе­редвижения по городам и странам дадут основание подозревать их в причастности к организации террористических актов, и не­замедлительно формировать на них досье для взятия в более тща­тельную разработку с подключением сил и средств ФБР;
- в 50 аэропортах США установить новейшее оборудование для обнаружения взрывных устройств (стоимость каждого комп­лекта более 1 млн долл.);
- из федерального бюджета и целевых взносов авиакомпаний создать специальный фонд в размере 100 млн долл. США для раз­работки принципиально новых типов оборудования обнаружения взрывных устройств.

В Нью-Йоркском аэропорту "JFK" установлена система "Си-Ти-Икс 5000", которая путем сканирования предметов и вещей багажа с высокой степенью гарантии обеспечивает обнаружение взрывчатых устройств практически любого типа.

Полагают, что принимаемые в США меры получат одобре­ние в европейских странах, что позволит в перспективе создать почти глобальную систему борьбы с международным террориз­мом. После событий 11 сентября 2001 г. в США система безопас­ности будет полностью изменена.

С точки зрения международного права террористические акты, затрагивающие сферу туризма, являются многоплановым и край­не запутанным явлением, особенно по исполнителям и их целям. Террористические акты наносят огромный ущерб развитию меж­дународного туризма, осложняют процесс совершения загранич­ных турпоездок, вынуждают вводить более сложные погранич­ные и иные формальности.

В целях борьбы с терроризмом мировое сообщество заключи­ло целый ряд международных конвенций (Конвенция Лиги наций 1937 г. по предотвращению актов терроризма, Токийская конвен­ция о терроризме 1963 г., Монреальская конвенция 1971 г. о безо­пасности гражданской авиации, Европейская конвенция 1976 г., Конвенция ООН 1979 г. и др.). В решениях этих конвенций даны определения террористического акта, которые в обобщенном виде можно сформулировать так: "поведение лица или группы лиц, служащее стратегии прямого насилия, затрагивающее междуна­родные отношения, направленное против государства и имеющее цель устрашить определенных лиц или публику с использовани­ем гранат, бомб, ракет и другого оружия".

Рассматривая вопросы безопасности туризма, не следует за­бывать о мерах соблюдения обычных правил поведения, исклю­чающих попадание туриста в чрезвычайные ситуации. Туристы из стран СНГ за границей чаще всего оказываются в таких ситуа­циях именно из-за того, что забывают об элементарной осторож­ности. Вот несколько примеров.

Большинству наших туристов, выезжающих впервые за гра­ницу, нелегко сразу сориентироваться в непривычной и хаотич­ной зарубежной действительности. Это широко используют, с позволения сказать, "добровольные" русскоговорящие гиды. Как бы случайно оказавшись поблизости от нашего туриста, расте­рянно осматривающегося в чужой столице, гид "узнает" в нем своего бывшего согражданина и выражает по этому поводу бурю восторга. Затем, как правило, следует помощь в организации лег­кой экскурсионной прогулки, которая заканчивается в неком клу­бе, где в изобилии имеются раскрашенные девицы и чрезвычайно дорогие напитки, за которые вышибалы заведения заставят тури­ста заплатить, даже если он к ним не прикасался.

В другом случае, это может быть молодая и красивая бывшая российская гражданка, рассказывающая туристу в баре душещи­пательную историю своего пребывания в чужой стране. Наш ту­рист по ее просьбе угощает такую даму коктейлем, за который потом ему придется заплатить более 100 долл. США.

А вот пример худшего варианта разворота событий. В канун Рождества в Будапеште 45-летний израильский турист грузинс­кого происхождения в дорогом и престижном отеле "Атриум Хай-ят" как бы случайно познакомился с молодой и привлекательной туристкой из Минска. Начавшаяся романтичная история закончилась достаточно быстро. При прогулке по улицам двое сообщ­ников "туристки" затолкали израильтянина в машину, надели на голову мешок и увезли на частную квартиру. Номер в отеле тури­ста был ограблен на общую сумму 30 тыс. долл. США, помимо этого от него путем пыток добивались получения "ссуды" в раз­мере 100 тыс. долл. США.

Подобные печальные примеры можно продолжать и далее. Но все они произошли из-за чрезмерной доверчивости самих турис­тов и абсолютном игнорировании элементарных правил осторож­ности и личной безопасности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.018 с.)