Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях



Производство по делам об административных правонарушениях как часть административно-юрисдикционного процесса - это «нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета».

На основе анализа правовой природы данного административного производства можно выделить ряд его специфических признаков.

Во-первых, это определенная совокупность процессуальных действий, осуществляемых в установленной нормами права последовательности и в определенные сроки.

Во-вторых, это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными, компетентными субъектами, наделенными законом правом применения процессуальных норм. Субъектами производства по делу об административном правонарушении являются, прежде всего, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3 КоАП РФ), а также субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.22.1 КоАП).

Следует особо отметить, что в связи с расширением подведомственности на рассмотрение дел судьям среди субъектов данного административного производства значительная роль отводится именно им (судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировым).

В-третьих, порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Т.е. производство по делам об административных правонарушениях урегулировано, с учетом положений ст.1.1 КоАП РФ, настоящим Кодексом. В КоАП РФ вопросам производства по делам об административных правонарушениях и исполнения вынесенных при этом постановлений посвящено 95 статей.

Действующее законодательство Российской Федерации об административной ответственности также допускает применение норм АПК РФ, ГПК РФ, Налогового кодекса РФ.

Издание центральными федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, возможно в случаях, прямо предусмотренных Законом, например, ч. 2. ст. 27.3, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ. Если КоАП РФ устанавливает общие правила ведения производства, осуществления отдельных процессуальных действий, но не определяет конкретный механизм реализации таких правил, возможно издание нормативного акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего конкретный механизм выполнения предписаний закона должностными лицами данного органа. Например, ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ устанавливает срок проведения административного расследования, возможность продления этого срока по делам о нарушении таможенных правил и должностных лиц, уполномоченных продлевать указанные сроки. Однако конкретный механизм продления таких сроков, определенные должностные лица в системе таможенных органов, уполномоченные продлевать сроки, Законом не установлены. В целях обеспечения единообразного подхода к применению норм КоАП России должностными лицами таможенных органов, соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, во избежание необоснованного продления сроков производства, указанные вопросы требуют дополнительного урегулирования нормативными правовыми актами ГТК России. Например, приказ ГТК России от 27 апреля 2002 г. №425 «Об утверждении временной инструкции о порядке продления сроков проведения административного расследования…», приказы ГТК России от 27.04.2002 №423 «Об утверждении форм процессуальных документов» и от 01.04.2002 №295 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование».

В-четвертых, производство по делу об административном правонарушении имеет собственные цели, задачи, отличающие его от других видов административных производств.

Основная цель производства по делу об административном правонарушении – разрешение конфликта публичных интересов, вызываемого неправомерными действиями участников различных общественных отношений, охраняемых административными санкциями.

Задачи производства по делу об административном правонарушении закреплены в ст.24.1 КоАП РФ:

· Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

· Разрешение каждого дела в строгом соответствии с законом.

· Обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу.

· Выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что производство по делу об административном правонарушении – это часть административного юрисдикционного процесса, состоящая из установленной законодательством Российской Федерации совокупности процессуальных действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенные сроки, специально уполномоченными компетентными государственными органами и должностными лицами при решении вопроса о применении административной ответственности.

 

60. Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться в строгом соответствии с общими принципами законодательства об административных правонарушениях, так как они выражают сущность, основное содержание, характерные свойства административной юрисдикции в целом.

Принцип законности – это основополагающий принцип производства по делам об административном правонарушении.

Принцип приоритета прав и законных интересов человека и гражданина при решении любого спора вытекает из положений ст.2, 18 Конституции РФ, согласно которым высшей ценностью является человек, его права и свободы, а обязанность государства – соблюдать и защищать указанные права. Административным законодательством закреплено положение об охране прав и свобод человека (ст.1.2 КоАП РФ), установлены права участников производства по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП РФ).

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, провозглашенный ст.19 Конституции РФ, практически идентично отражен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой физические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. Юридические лица подлежат ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и др.

Необходимо отметить, что новеллой КоАП РФ является закрепление принципа презумпции невиновности для лиц, привлекаемых к административной ответственности (ст. 1.5). Эти лица считаются невиновными пока их вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, имеющего право на рассмотрение дела. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу. Таким образом, КоАП РФ обязывает государственные органы и их должностных лиц доказывать вину лица в совершении правонарушения, в том числе и вину юридических лиц. Этот принцип является основой объективного и непредвзятого разрешения дела.

Важной особенностью производства по делу об административном правонарушении является наличие особых, специфических принципов данного вида административно-процессуальной деятельности.

Принцип объективной истины означает обязанность должностного лица государственного органа, ведущего процесс, установить действительную материальную истину. Например, ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ возлагают на данных лиц обязанность выявить все факты по делу и проверить соответствие данных административного протокола фактическим обстоятельствам дела.

Обеспечение гражданину права на защиту – основополагающий принцип юрисдикционной деятельности государственных органов. Указанный принцип гарантирует лицу, в отношении которого ведется производство по делу, право давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола; при рассмотрении дела – знакомиться со всеми материалами, заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника, а после вынесения решения обжаловать его в судебном, либо в административном порядке и т.д.

Важно выделить принцип оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях, так как он выступает в качестве определенной гарантии реализации субъективных прав граждан. Для реализации указанного принципа КоАП РФ установлены точные сроки составления протокола (ст.28.5), проведения административного расследования (ст.28.7), направления протокола для рассмотрения (ст.28.8), рассмотрения административного дела (ст.29.6), исправления недостатков протокола (п.3 ст.28.8).

Принцип гласности также присущ производству по делам об административных правонарушениях. Ст. 24.3 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны, или если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Здесь следует отметить, что открытое рассмотрение дел реально обеспечено лишь в суде. В государственных органах исполнительной власти, в иных организациях, являющихся субъектами рассмотрения дел об административных правонарушениях организационные вопросы реализации указанного принципа производства по делам об административных правонарушениях пока не решены - не предусмотрены специальные помещения для рассмотрения дел.

Так, дела о нарушениях таможенных правил рассматриваются в служебных помещениях руководства таможенного органа, а в соответствии с Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах на объектах таможенных органов РФ несанкционированное проникновение лиц (в том числе желающих присутствовать при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил) на территорию таможенного органа не допускается. Порядок пропуска (прохода) лиц на территорию объекта предполагает оформление разовых пропусков.

Принцип осуществления прокурорского надзора за законностью производства по делу об административном правонарушении сформулирован и закреплен в ст.24.6 КоАП РФ. По смыслу данной статьи, прокурор может, да и обязан обеспечивать соблюдение конституционных норм и положений, а также законодательства об административных правонарушениях в производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Это означает, что прокурор должен действовать не только в интересах государства, но и также в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административное законодательство не наделило государственные органы полномочием обжаловать постановление судьи по делу об административных правонарушениях. Поэтому право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, является особенно важным для подобных ситуаций, т.к. указанное правомочие прокурора - реальный способ проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях обусловлены не только его задачами, которые определены в ст. 24.1 КоАП РФ, но и задачами законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст.1.2 КоАП РФ.

 

Иными словами субъекты, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, решают две связанные между собой задачи: юрисдикционную (разрешение дел) и профилактическую (предупреждение новых правонарушений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.009 с.)