Подавление и недеяние (вакуум активности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подавление и недеяние (вакуум активности)



В результате снижения активности инстинктов снижается мотивация и возникает истощение (астения), при дальнейшем снижении - бездеятельность (вакуум активности). Указанные явления отмечаются как при органических нарушениях, так и при абулии.

Преодоление защит обычно предполагает сначала понимание и присоединение, а затем прояснение самого защитного механизма для пациента. Последний этап обычно невозможен у пациента в состоянии психоза, но от него не следует отказываться. В таких случаях полезным бывает переключение внимание пациента на третье лицо. Например, пациентка в состоянии острого галлюцинаторно-параноидного психоза доставлена к врачу своей матерью и психически больной сестрой матери. Сопровождающие индуцированы переживаниями пациентки и считают, что ей не нужны нейролептики, а поможет лишь экстракраниальная гипотермия о которой «они читали в газетах». Тётя идентифицирует племянницу со своей дочерью, мать отрицает наличие у дочери острого психоза. Пациентка психотически искажает действительность.

В. Что Вас беспокоит?

П. (молчит, говорит шёпотом в сторону)

В. Могли бы Вы говорить громче?

П.(говорит не по существу, но громче и в сторону)

В. (обращаясь к матери) Расскажите, как Л. ведёт себя дома.

Мать. Постоянно не спит, что-то говорит.

Тётя. Она получает информацию из Космоса.

П.(обращаясь к матери) Не с тобой говорят, а со мной.

В. Расскажите маме, что Вы слышите.

П. Как я это могу сделать, когда я слышу ее мысли?

 

Патологическая защита данной пациентки связана с механизмом психотического искажения её идентификации с матерью, поэтому прояснение переживаний оказалось возможным в ее присутствии.

У подростков часто защитные механизмы препятствуют получению какой-либо информации у пациента в присутствии его родственников, которые демонстрируют свои защитные механизмы, указывая на то, что «на самом деле она или он хотят сказать». Матери часто убеждены, что лучше постоянно вносить поправки в речь ребёнка, поскольку «он всё скрывает» или лжет.

 

Так или иначе, преодоление защит возможно с помощью успокоения, присоединения, отвлечения, конфронтации, и интерпретации.

(А) Успокоение

Успокоить пациента может прикосновение, доминантный или просто ровный тон голоса. Следует избегать столь характерного для психиатров профессионального пристального взгляда с редким миганием, поскольку он может восприниматься пациентом как агрессивный. Сам по себе лечебно-охранительный режим в стационаре или дома способствует тому, что пациент больше раскрывается.

(Б) Присоединение

Суть присоединения заключается в демонстрации заинтересованности и вовлеченности в переживания пациента. Пациент рассказывает врачу о сложных сенестопатиях и дисморфоптических переживаниях.

П. Никто не может меня понять. Иногда я чувствую, как череп удлиняется и в нем возникает некое подобие проволоки.

В. В каком именно месте головы?

П. Вот здесь, за ухом, она будто входит, а тут, справа над глазом, выходит.

В. Покажите где именно (осматривает указанные пациентом участки головы, прикасаясь к ним).

Присоединение особенно важно при ипохондрических переживаниях. Так если пациент уверяет, что ощущает некие изменения в области половых органов, груди, конечностей, важно осмотреть все эти зоны до направления его к другим специалистам. Вовлеченность может демонстрироваться повторением стилистики речи, метафор, выражений самого пациента, особенно если они необычны.

П. Постоянно, когда я просыпаюсь, совершенно не хочется двигаться и будто происходит отморожение. А вечером мозг разогревается.

В. Отморожение и разогревание касаются только мозга?

П. Нет, всех чувств.

 

Таким образом, присоединение помогает понять, что метафора «отморожение» относится вовсе не к сенестопатическому, а к аффективному переживанию.

(В) Отвлечение

Травматические переживания смещаются, сублимируются и переадресовываются, вытесняются и интеллектуализируются, однако, будучи аффективно насыщенными, они «наводняют» сознание, если от травматической ситуации их отделяет незначительное расстояние. Вот фрагмент беседы с пациенткой, которая две недели назад в результате несчастного случая потеряла ребёнка.

П.(плачет) У меня эта картина постоянно стоит перед глазами.

В. Расскажите, какой она была в детстве.

П. Это был самый весёлый и послушный ребёнок. Четыре года назад мы вернулись с ней с Севера, там мы прожили три года.

В. Как Вам южанке удалось целых три года провести на Севере.

П. Вы знаете, мне там было неплохо и к тому же хорошая работа.

 

Отвлечению способствует переключение пациента на творчество и любую другую деятельность, «мы с вами потом это обсудим, а пока…..».

При аутистическом фантазировании отвлечением является возвращение к актуальной окружающей ситуации.

П. Мне совершенно незачем смотреть телевизор и слушать радио. Я изготавливаю «мечи для ниндзя», вырезаю их в таком размере и складываю на полу, потом «закаливаю» проволоку над газом, чтобы сделать меч по трафарету, который спрятан в коробке. Это самое главное, потому, что «ниндзя» победит всех, когда оживет, он будет меня защищать.

В. Но, в таком случае, он должен знать наши обычаи.

П. Он и так все будет знать.

В. Но если Вы должны будете его обучать Вам самому нужно кое-что знать. Например, сколько стоит хлеб, как называются деревья, которые растут под Вашим окном.

(Г) Конфронтация

Противодействие позволяет выявить все механизмы защиты, если оно обращено к «объективным событиям» или «экспериментам». Таков пример беседы с пациентом с обсессивно-компульсивным расстройством.

П. Итак, я должен десять раз прикоснуться к мылу, потом тщательно вытереть лицо и тогда на нём никакой инфекции не останется.

В. Но когда Вы едите, то не следите за инфицированием пищи?

П. Конечно нет. На лице и руках она остается от людей, и потом я её могу занести в рот.

В. А Вам известно, что процессы переваривания пищи не могут проходить без бактерий, то есть без бактерий мы вообще не могли бы жить.

П. ….

В. И потом, почему Вы прикасаетесь десять раз, ведь счастливыми цифрами являются 7 или 3?

(Д) Интерпретация

Интерпретация переживаний даёт возможность преодолеть защиты и позволяет пациенту сформировать «язык» для объяснения собственных расстройств. Интерпретация - один из важных путей завоевания доверия пациента.

П. Часто если я захожу в магазин, у меня возникает острое желание хоть что-нибудь унести. От этого и все неприятности. Потом я стал совершать кражи даже ночью, а украденное выбрасывал недалеко от магазина.

В. Вы пробовали в этом разобраться? Например, вас интересует сам процесс кражи или то, что Вы украли?

П. Да, именно процесс, потому, что вещи бывают самые разные.

В. Что в этом процессе Вас привлекает, может быть, опасность?

П. Да, в минуту опасности возникает такое состояние, что что-то должно произойти, это страшно и приятно одновременно.

В. На какое чувство в прошлом это похоже?

П. Когда в детстве мать меня сначала била за плохое поведение, а потом начинала целовать и дарила что-нибудь.

В. А что если Ваши кражи объяснить так, не находя а семье соответствующего отношения, Вы стремитесь к краже для того, чтобы Вас поймали и наказали. Благодаря этому Вы испытаете те же чувства, какие испытывали в детстве, ведь для вас любовь связана именно с наказанием.

Пациенты и особенно их родственники часто сами просят интерпретировать расстройство в терминах наследственности («от кого это передалось»), отношений («как теперь себя с ним вести»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)