Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подавление и недеяние (вакуум активности)
В результате снижения активности инстинктов снижается мотивация и возникает истощение (астения), при дальнейшем снижении - бездеятельность (вакуум активности). Указанные явления отмечаются как при органических нарушениях, так и при абулии. Преодоление защит обычно предполагает сначала понимание и присоединение, а затем прояснение самого защитного механизма для пациента. Последний этап обычно невозможен у пациента в состоянии психоза, но от него не следует отказываться. В таких случаях полезным бывает переключение внимание пациента на третье лицо. Например, пациентка в состоянии острого галлюцинаторно-параноидного психоза доставлена к врачу своей матерью и психически больной сестрой матери. Сопровождающие индуцированы переживаниями пациентки и считают, что ей не нужны нейролептики, а поможет лишь экстракраниальная гипотермия о которой «они читали в газетах». Тётя идентифицирует племянницу со своей дочерью, мать отрицает наличие у дочери острого психоза. Пациентка психотически искажает действительность. В. Что Вас беспокоит? П. (молчит, говорит шёпотом в сторону) В. Могли бы Вы говорить громче? П.(говорит не по существу, но громче и в сторону) В. (обращаясь к матери) Расскажите, как Л. ведёт себя дома. Мать. Постоянно не спит, что-то говорит. Тётя. Она получает информацию из Космоса. П.(обращаясь к матери) Не с тобой говорят, а со мной. В. Расскажите маме, что Вы слышите. П. Как я это могу сделать, когда я слышу ее мысли?
Патологическая защита данной пациентки связана с механизмом психотического искажения её идентификации с матерью, поэтому прояснение переживаний оказалось возможным в ее присутствии. У подростков часто защитные механизмы препятствуют получению какой-либо информации у пациента в присутствии его родственников, которые демонстрируют свои защитные механизмы, указывая на то, что «на самом деле она или он хотят сказать». Матери часто убеждены, что лучше постоянно вносить поправки в речь ребёнка, поскольку «он всё скрывает» или лжет.
Так или иначе, преодоление защит возможно с помощью успокоения, присоединения, отвлечения, конфронтации, и интерпретации. (А) Успокоение Успокоить пациента может прикосновение, доминантный или просто ровный тон голоса. Следует избегать столь характерного для психиатров профессионального пристального взгляда с редким миганием, поскольку он может восприниматься пациентом как агрессивный. Сам по себе лечебно-охранительный режим в стационаре или дома способствует тому, что пациент больше раскрывается.
(Б) Присоединение Суть присоединения заключается в демонстрации заинтересованности и вовлеченности в переживания пациента. Пациент рассказывает врачу о сложных сенестопатиях и дисморфоптических переживаниях. П. Никто не может меня понять. Иногда я чувствую, как череп удлиняется и в нем возникает некое подобие проволоки. В. В каком именно месте головы? П. Вот здесь, за ухом, она будто входит, а тут, справа над глазом, выходит. В. Покажите где именно (осматривает указанные пациентом участки головы, прикасаясь к ним). Присоединение особенно важно при ипохондрических переживаниях. Так если пациент уверяет, что ощущает некие изменения в области половых органов, груди, конечностей, важно осмотреть все эти зоны до направления его к другим специалистам. Вовлеченность может демонстрироваться повторением стилистики речи, метафор, выражений самого пациента, особенно если они необычны. П. Постоянно, когда я просыпаюсь, совершенно не хочется двигаться и будто происходит отморожение. А вечером мозг разогревается. В. Отморожение и разогревание касаются только мозга? П. Нет, всех чувств.
Таким образом, присоединение помогает понять, что метафора «отморожение» относится вовсе не к сенестопатическому, а к аффективному переживанию. (В) Отвлечение Травматические переживания смещаются, сублимируются и переадресовываются, вытесняются и интеллектуализируются, однако, будучи аффективно насыщенными, они «наводняют» сознание, если от травматической ситуации их отделяет незначительное расстояние. Вот фрагмент беседы с пациенткой, которая две недели назад в результате несчастного случая потеряла ребёнка. П.(плачет) У меня эта картина постоянно стоит перед глазами. В. Расскажите, какой она была в детстве. П. Это был самый весёлый и послушный ребёнок. Четыре года назад мы вернулись с ней с Севера, там мы прожили три года.
В. Как Вам южанке удалось целых три года провести на Севере. П. Вы знаете, мне там было неплохо и к тому же хорошая работа.
Отвлечению способствует переключение пациента на творчество и любую другую деятельность, «мы с вами потом это обсудим, а пока…..». При аутистическом фантазировании отвлечением является возвращение к актуальной окружающей ситуации. П. Мне совершенно незачем смотреть телевизор и слушать радио. Я изготавливаю «мечи для ниндзя», вырезаю их в таком размере и складываю на полу, потом «закаливаю» проволоку над газом, чтобы сделать меч по трафарету, который спрятан в коробке. Это самое главное, потому, что «ниндзя» победит всех, когда оживет, он будет меня защищать. В. Но, в таком случае, он должен знать наши обычаи. П. Он и так все будет знать. В. Но если Вы должны будете его обучать Вам самому нужно кое-что знать. Например, сколько стоит хлеб, как называются деревья, которые растут под Вашим окном. (Г) Конфронтация Противодействие позволяет выявить все механизмы защиты, если оно обращено к «объективным событиям» или «экспериментам». Таков пример беседы с пациентом с обсессивно-компульсивным расстройством. П. Итак, я должен десять раз прикоснуться к мылу, потом тщательно вытереть лицо и тогда на нём никакой инфекции не останется. В. Но когда Вы едите, то не следите за инфицированием пищи? П. Конечно нет. На лице и руках она остается от людей, и потом я её могу занести в рот. В. А Вам известно, что процессы переваривания пищи не могут проходить без бактерий, то есть без бактерий мы вообще не могли бы жить. П. …. В. И потом, почему Вы прикасаетесь десять раз, ведь счастливыми цифрами являются 7 или 3? (Д) Интерпретация Интерпретация переживаний даёт возможность преодолеть защиты и позволяет пациенту сформировать «язык» для объяснения собственных расстройств. Интерпретация - один из важных путей завоевания доверия пациента. П. Часто если я захожу в магазин, у меня возникает острое желание хоть что-нибудь унести. От этого и все неприятности. Потом я стал совершать кражи даже ночью, а украденное выбрасывал недалеко от магазина. В. Вы пробовали в этом разобраться? Например, вас интересует сам процесс кражи или то, что Вы украли? П. Да, именно процесс, потому, что вещи бывают самые разные. В. Что в этом процессе Вас привлекает, может быть, опасность? П. Да, в минуту опасности возникает такое состояние, что что-то должно произойти, это страшно и приятно одновременно. В. На какое чувство в прошлом это похоже? П. Когда в детстве мать меня сначала била за плохое поведение, а потом начинала целовать и дарила что-нибудь. В. А что если Ваши кражи объяснить так, не находя а семье соответствующего отношения, Вы стремитесь к краже для того, чтобы Вас поймали и наказали. Благодаря этому Вы испытаете те же чувства, какие испытывали в детстве, ведь для вас любовь связана именно с наказанием. Пациенты и особенно их родственники часто сами просят интерпретировать расстройство в терминах наследственности («от кого это передалось»), отношений («как теперь себя с ним вести»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.) |