А. Охрана авторским правом названия произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Охрана авторским правом названия произведения



Авторское право.

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Английский термин копирайт (англ. copyright, от «копировать» и «право») не идентичен по смыслу выражению «авторское право», которое часто означает только права авторов, но не смежные права.

Обычно законодательство об авторском праве состоит из основного закона, из нескольких специальных законов (например, о средствах массовой информации, о фотографических произведениях), а также из подзаконных актов. Законы регулируют общие вопросы охраны авторских прав, определяя объекты авторского права, основные права субъектов авторского права, способы использования произведений, порядок защиты авторских прав и пр.

Нормы авторского права большинства стран взаимосвязаны с нормами материального права международных соглашений по вопросам авторского права: более того, расширение международных экономических, научных и культурных связей обусловило серьезное влияние международных конвенций на развитие авторского законодательства этих стран. Основная цель конвенций состоит в разрешении противоречий между национальными правовыми системами, унификации материальных норм авторского права, обеспечении общеприемлемых границ охраны этих прав, создании условий для беспрепятственного распространения произведений. Главным среди таких международных договоров является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (пересматривалась на конференциях в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.). Участниками Конвенции являются 150 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (административные функции этого союза выполняет ВОИС). Существенное влияние на внутреннее законодательство стран оказывает Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г., участниками которой являются 100 государств. Важная роль принадлежит Договору ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., служащему своеобразным дополнением Бернской конвенции 1886 г., а также Международной конвенции по защите интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принятой 26 октября 1961 г. и вступившей в силу 18 мая 1964 г. Особое место занимает принятое 15 апреля 1994 г. и вступившее в силу с 1 января 1995 г. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), которое в настоящее время оказывает мощное влияние на законодательство большинства стран и которое установило минимальные стандарты охраны интеллектуальной собственности.[Список использованной литературы. - №1]

 

Во Франции основным законом об авторском праве является Закон № 92-597 от 1 июля 1992 г. о Кодексе интеллектуальной собственности (законодательная часть) (в редакции от 5 февраля 1994 г.): часть I Кодекса (т. I-III) касается исключительно авторского права.

[Список использованной литературы. - №2]

 

Авторские права в США.

С 1976 года в США устанавливается максимальный срок действия авторского права — оно действует до смерти автора и остаётся в силе ещё пятьдесят лет. Для корпораций срок его действия (копирайта) составил семьдесят пять лет. В 1982 году в законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и (или) к тюремному заключению.

Что же касается запрета на перезапись и воспроизведение музыкальных и аудио произведений зафиксированных на том или ином носителе без разрешения владельцев авторских прав то он был введен в 1992 году. Отныне их использование разрешалась исключительно для личного прослушивания.

В 1998 году срок действия авторских прав был продлен до смерти автора и на семьдесят лет после его смерти. Новый закон также ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом.

Первоначальным субъектом авторского права является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение – то есть автор. «Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

Сегодня авторское право определяет в качестве субъектов такового большую группу лиц, не имеющих никакого отношения к созданию произведения, однако обладающих исключительным правом на него по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты именуются правообладателями.

Правообладателями могут быть: различные предприятия (издательства, кино радио- и телекомпании и т. д.), работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя), заказчики (в случае создания произведения по договору заказа), наследники автора или иного обладателя авторского права, а также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Таким образом сформировался целый класс «правообладателей» паразитирующих на авторском праве. Как правило, именно они являются наиболее агрессивными его сторонниками.

В результате сегодня авторское право мало защищает тех, кто создает произведение, а все больше этих самых «правообладателей». Авторские права покупаются, наследуются, продаются, перепродаются. Пол Маккартни, утерявший в молодости права на свои песни, написанные им в составе «Битлз», вынужден был платить «правообладателю» Майклу Джексону за то, что исполняет их на концертах.

Произошла подмена понятий — право автора на результаты своего труда рассматривается авторским правом как право правообладателей на чужое произведение, на результат чужого труда. Основной целью авторского права стала не защита прав автора, а защита права правообладателя на получение прибыли. А «если творец зарабатывает меньше управителя, значит, загнивание уже началось» (Сирил Норткот Паркинсон).

Крупные компании нередко ставят авторов в такое положение, когда они просто вынуждены отказаться от своих прав в пользу такой «компании-благодетеля». Например, музыканты, работая над выпуском диска (альбома) зачастую вынуждены подписывать договор со звукозаписывающими компаниями, согласно которому в обмен на процент от продаж они обязуются передать свои авторские права. А для начинающих музыкантов это нередко единственная возможность пробиться в мире шоу-бизнеса.

Побочным следствием предоставления исключительных прав на произведение приводит к ситуации, когда его запрещено использовать без разрешения правообладателя, хотя нередко невозможно узнать, кто же им является, пока этот кто-то не предъявит вам судебный иск.

В США крупные компании создали влиятельную и отлично финансируемую лоббистскую организацию «Американская ассоциация кинокомпаний» («MPA») которая отстаивает интересы своих хозяев не только в Конгрессе, но и организовывает мощные пропагандистские акции в защиту их позиции по авторским правам. Бок о бок с «MPA» действует и «Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки» («RIAA»). Благодаря их усилиям авторское право именно в таком извращенном виде стало в последнее десятилетие предметом последовательного расширения в США и Европе.

Проблема усиливается еще и тем, что в подобной трактовке авторского права заинтересованы не только крупные компании и держатели ренты, но и политики, использующие его для подавления политической критики. Так режиссеру Роберту Гринвальду во время работы над документальным фильмом «Вся правда о войне в Ираке» было запрещено использовать интервью с Джорджем Бушем на том основании, что авторское право на него принадлежало компании «NBC». [Список использованной литературы. - №3]

Авторское право во Франции.

Франция по праву может считаться родоначальницей установления правовой охраны авторов произведений литературы и искусства. Принятые французским конвентом в 1791 и 1793 годах декреты о правах авторов разного рода письменных произведений, драматургов, композиторов, художников и графиков отразили гуманистические естественнонаучные теории «прирожденных, естественных и священных» прав человека, декларированных в эпоху буржуазных революций. Вместе с тем в них отдавалось должное и учениям философов XVIII века 1о том, что труд — в данном случае труд творческий — порождает собственность.

Во Франции в конце XIX века возникает дуалистическая концепция авторского права, сущность которой состоит в признании у автора творческого произведения двух категорий прав различного назначения и природы: имущественных, или прав на коммерческую эксплуатацию произведения, и неимущественных, выражающих интересы автора как личности — создателя произведения. Последние получили название моральных прав. Дуалистическая концепция авторского права стала считаться впоследствии юристами континентальной правовой школы одной из основополагающих и получила закрепление в законодательстве большинства европейских стран. При этом применительно к имущественным правам, как правило, говорится об их исключительном характере, позволяющем защищать права, возникающие первоначально у создателя произведения, против всех и каждого, а в отношении моральных прав — об их неотъемлемости и неотчуждаемости.

Музыкальные произведения

Законодатель предоставлял музыкальным произведениям право на охрану в соответствии со ст. 3 закона от 11 марта 1957 г., которая предусматривает охрану некоторых видов музыкальных произведений; однако этот перечень не носит ограничительного характера. Сюда входят «музыкально-драматические произведения» (опера, комическая опера, оперетта) и «музыкальные сочинения с текстом или без текста».

Само собой разумеется, что для того, чтобы пользоваться охраной в соответствии с законом об авторских правах, музыкальное произведение должно иметь оригинальный характер независимо от его достоинства или его назначения. Что касается охраноспособных элементов, присущих всему музыкальному творчеству, то их три: мелодии, гармония, ритм.

А. Мелодия

Исходя из того, что мелодия одновременно обращена к уму и чувству, судебная практика в XIX веке пыталась приравнять ее к идее и на этом основании отказать ей в правовой охране. Но от подобного отношения к мелодии пришлось отойти, так как, несмотря на то что мелодия составляет в некотором смысле канву, основу музыкального произведения, она все же обращается именно к чувству, а это отличает ее от идеи, восприятие которой является чисто интеллектуальным. Следовательно, в данном случае обе формы восприятия неразрывны; в теории музыки не содержится никаких оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из них в ущерб другой.

В. Гармония

В качестве одного из элементов музыкального произведения сама по себе гармония не может быть присвоена, так как число аккордов ограничено; лишь сочетание гармонии и мелодии является охраноспособным объектом.

С. Ритм

Ритм становится охраноспособным лишь в «сочетании» с мелодией.

А. Аранжировка

Под аранжировкой подразумевается переложение произведения, написанного для определенных голосов,

инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения для фортепьяно, или оркестровка произведения, написанного для одного инструмента, например оркестровка Равеля «Картинок с выставки» Мусоргского.

Для того чтобы пользоваться охраной в качестве самостоятельного произведения, аранжировка должна быть обязательно отмечена индивидуальностью переработчика, которую можно узнать, несмотря на присутствие элементов первоначального произведения. В данном случае речь идет о производном произведении, которое будет пользоваться такой же правовой защитой, как и оригинальное произведение.

В. Вариации

Под вариациями подразумевается музыкальная операция, состоящая в таком изменении мелодии, а именно ее второстепенных элементов, при котором каждая оригинальная нота (или несколько нот) может заменяться группой сходных, может сменяться ритм и такт, изменяться манера или тональность, осуществляться воздействие на гармонию и мелодический строй, производиться комбинирование тех или иных способов для обеспечения определенной трансформации при единственном, но наиглавнейшем условии, а именно — слушатель должен всегда иметь возможность различать с большей или меньшей ясностью первоначальную тему.

Другоми словами, вариация — это переделка музыкального произведения, при которой тема первоначального произведения остается узнаваемой. Внесенные изменения заключаются в первую очередь в орнаментации основной темы произведения, способной придать ему индивидуальный характер, необходимый и достаточный для обеспечения производному произведению правовой охраны.

А. Театральная постановка

Положение театрального режиссера трудно определить: с одной стороны, он интерпретирует, организует и руководит постановкой уже существующего драматического произведения; с другой стороны, его можно сравнить с дирижером, руководящим исполнением музыкального произведения. При любом подходе он создает произведение sui generis технического характера — то, что называют «режиссерский сценарий», содержащий краткие указания по руководству игрой актеров, установке декораций, использованию костюмов, а также замечания по освещению, шумовому оформлению, движениям, сценическому действию. Действительно, в этом плане он может сравниться с постановщиком фильмов (кинорежиссером), который не интерпретирует, а создает новое произведение.

(î. Matthyssens, Metteurs en scène et droit d1auteur, RIDA, 1956, X, p. 47). Но если закон от 11 марта 1957 г. признает за кинорежиссером право авторства, то почему этого нельзя сделать для театрального режиссера?

По мнению Жана Вилара, которого цитирует Мат-тисенс, текст является основой, «сценарием», при помощи которого режиссер-постановщик дает ход своему творческому воображению. В подтверждение этого положения приводится пример кинорежиссера, авторское право которого признается законом. Он преобразует текст в зрительные образы. Вследствие этого фильм приобретает его индивидуальные черты, его стиль. Разве не так же обстоят дела с режиссером театра? Можно было бы предположить, что те аргументы, которые склонили судебную практику еще до принятия закона 1957 года признать авторство за кинорежиссером, относятся также и к режиссеру театра. Для Маттисенса эти соображения представляются неприемлемыми. По его мнению, «кинематографическая режиссура является неотъемлемой частью фильма, театральная постановка не зависит от драматического произведения». Она является производной по отношению к уже существующему произведению. Театральный постановщик не может ничего прибавить или убавить в тексте без согласия автора. Драматическое произведение может быть прочитано или сыграно, и для этого не обязательна режиссура; в некотором смысле оно «самодостаточно», в то время как кинематографического произведения не существует до вмешательства постановщика (кинорежиссера).

Совсем другое дело, если бы театральный режиссер вносил в драматический текст значительные изменения (с согласия автора). Но в этом случае он стал бы автором совместного произведения или производного произведения. Контраст столь очевиден, что не нуждается в комментарии.

Является ли постановка сама по себе охраняемым произведением? На деле приведенное выше решение обеспечило охрану не постановки как таковой, а «режиссерского сценария». Ведь если постановка подразумевает «выбор средств для того, чтобы показать публике и сделать для нее доступными со всеми нюансами мысли и чувства автора», то довольно сомнительно, чтобы в этом сценическом переложении намерений автора существовало что-либо другое, кроме «руководящей идеи», «заданий исполнителям», «импульса их игре», «показа конкретной жизни взамен описанной в тексте»: короче, если бы постановка несомненно была отмечена личностью автора, выражала его индивидуальность, то она оставила бы долговременный внешний след, который является единственным необходимым условием существования творчества.

Однако Парижский суд (5 févr. 1958, D., 1958, 243) в решении по аналогичному делу нюансировал свой подход, проведя различие между двумя видами спектаклей, выделив те, где вклад в постановку столь значителен, что отодвигает на второй план текст и музыку; таковы, например, феерия или «спектакль-зрелище», «специальные постановки некоторых парижских театров».

В этом случае, действительно, можно согласиться с тем, что режиссер вправе претендовать на авторское право. Но в других случаях режиссер не является творцом оригинального произведения. Он лишь следует сценическим указаниям автора, что является основным аргументом, который использует правовая доктрина, отвергая требования режиссера обеспечить ему правовую охрану в соответствии с законом 1957 года об авторском праве. [Список использованной литературы. - №4]

 

Список использованной литературы:

1. Википедия[Электронный ресурс]/Авторское право//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%F0%F1%EA%EE%E5_%EF%F0%E0%E2%EE#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.B0.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.B0;

2. Методичкус[Электронный ресурс]/Авторское право во Франции//Режим доступа: http://3ys.ru/torgovoe-zakonodatelstvo-zarubezhnykh-stran-chast-vtoraya/avtorskoe-pravo-zarubezhnykh-stran-kharakteristika-i-istochniki.html;

3. Iir-mp[Электронный ресурс]/Закон об авторском праве в США//Режим доступа: www.iir-mp.narod.ru/subjects/ipr/laws/ usa _law_summary.html

4. 5rik.ru[Электронный ресурс]/Авторское право во Франции//Режим доступа: http://www.5rik.ru/clear/list-1239-str-2.html

 

Авторское право.

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Английский термин копирайт (англ. copyright, от «копировать» и «право») не идентичен по смыслу выражению «авторское право», которое часто означает только права авторов, но не смежные права.

Обычно законодательство об авторском праве состоит из основного закона, из нескольких специальных законов (например, о средствах массовой информации, о фотографических произведениях), а также из подзаконных актов. Законы регулируют общие вопросы охраны авторских прав, определяя объекты авторского права, основные права субъектов авторского права, способы использования произведений, порядок защиты авторских прав и пр.

Нормы авторского права большинства стран взаимосвязаны с нормами материального права международных соглашений по вопросам авторского права: более того, расширение международных экономических, научных и культурных связей обусловило серьезное влияние международных конвенций на развитие авторского законодательства этих стран. Основная цель конвенций состоит в разрешении противоречий между национальными правовыми системами, унификации материальных норм авторского права, обеспечении общеприемлемых границ охраны этих прав, создании условий для беспрепятственного распространения произведений. Главным среди таких международных договоров является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (пересматривалась на конференциях в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.). Участниками Конвенции являются 150 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (административные функции этого союза выполняет ВОИС). Существенное влияние на внутреннее законодательство стран оказывает Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г., участниками которой являются 100 государств. Важная роль принадлежит Договору ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., служащему своеобразным дополнением Бернской конвенции 1886 г., а также Международной конвенции по защите интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принятой 26 октября 1961 г. и вступившей в силу 18 мая 1964 г. Особое место занимает принятое 15 апреля 1994 г. и вступившее в силу с 1 января 1995 г. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), которое в настоящее время оказывает мощное влияние на законодательство большинства стран и которое установило минимальные стандарты охраны интеллектуальной собственности.[Список использованной литературы. - №1]

 

Во Франции основным законом об авторском праве является Закон № 92-597 от 1 июля 1992 г. о Кодексе интеллектуальной собственности (законодательная часть) (в редакции от 5 февраля 1994 г.): часть I Кодекса (т. I-III) касается исключительно авторского права.

[Список использованной литературы. - №2]

 

Авторские права в США.

С 1976 года в США устанавливается максимальный срок действия авторского права — оно действует до смерти автора и остаётся в силе ещё пятьдесят лет. Для корпораций срок его действия (копирайта) составил семьдесят пять лет. В 1982 году в законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и (или) к тюремному заключению.

Что же касается запрета на перезапись и воспроизведение музыкальных и аудио произведений зафиксированных на том или ином носителе без разрешения владельцев авторских прав то он был введен в 1992 году. Отныне их использование разрешалась исключительно для личного прослушивания.

В 1998 году срок действия авторских прав был продлен до смерти автора и на семьдесят лет после его смерти. Новый закон также ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом.

Первоначальным субъектом авторского права является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение – то есть автор. «Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

Сегодня авторское право определяет в качестве субъектов такового большую группу лиц, не имеющих никакого отношения к созданию произведения, однако обладающих исключительным правом на него по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты именуются правообладателями.

Правообладателями могут быть: различные предприятия (издательства, кино радио- и телекомпании и т. д.), работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя), заказчики (в случае создания произведения по договору заказа), наследники автора или иного обладателя авторского права, а также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Таким образом сформировался целый класс «правообладателей» паразитирующих на авторском праве. Как правило, именно они являются наиболее агрессивными его сторонниками.

В результате сегодня авторское право мало защищает тех, кто создает произведение, а все больше этих самых «правообладателей». Авторские права покупаются, наследуются, продаются, перепродаются. Пол Маккартни, утерявший в молодости права на свои песни, написанные им в составе «Битлз», вынужден был платить «правообладателю» Майклу Джексону за то, что исполняет их на концертах.

Произошла подмена понятий — право автора на результаты своего труда рассматривается авторским правом как право правообладателей на чужое произведение, на результат чужого труда. Основной целью авторского права стала не защита прав автора, а защита права правообладателя на получение прибыли. А «если творец зарабатывает меньше управителя, значит, загнивание уже началось» (Сирил Норткот Паркинсон).

Крупные компании нередко ставят авторов в такое положение, когда они просто вынуждены отказаться от своих прав в пользу такой «компании-благодетеля». Например, музыканты, работая над выпуском диска (альбома) зачастую вынуждены подписывать договор со звукозаписывающими компаниями, согласно которому в обмен на процент от продаж они обязуются передать свои авторские права. А для начинающих музыкантов это нередко единственная возможность пробиться в мире шоу-бизнеса.

Побочным следствием предоставления исключительных прав на произведение приводит к ситуации, когда его запрещено использовать без разрешения правообладателя, хотя нередко невозможно узнать, кто же им является, пока этот кто-то не предъявит вам судебный иск.

В США крупные компании создали влиятельную и отлично финансируемую лоббистскую организацию «Американская ассоциация кинокомпаний» («MPA») которая отстаивает интересы своих хозяев не только в Конгрессе, но и организовывает мощные пропагандистские акции в защиту их позиции по авторским правам. Бок о бок с «MPA» действует и «Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки» («RIAA»). Благодаря их усилиям авторское право именно в таком извращенном виде стало в последнее десятилетие предметом последовательного расширения в США и Европе.

Проблема усиливается еще и тем, что в подобной трактовке авторского права заинтересованы не только крупные компании и держатели ренты, но и политики, использующие его для подавления политической критики. Так режиссеру Роберту Гринвальду во время работы над документальным фильмом «Вся правда о войне в Ираке» было запрещено использовать интервью с Джорджем Бушем на том основании, что авторское право на него принадлежало компании «NBC». [Список использованной литературы. - №3]

Авторское право во Франции.

Франция по праву может считаться родоначальницей установления правовой охраны авторов произведений литературы и искусства. Принятые французским конвентом в 1791 и 1793 годах декреты о правах авторов разного рода письменных произведений, драматургов, композиторов, художников и графиков отразили гуманистические естественнонаучные теории «прирожденных, естественных и священных» прав человека, декларированных в эпоху буржуазных революций. Вместе с тем в них отдавалось должное и учениям философов XVIII века 1о том, что труд — в данном случае труд творческий — порождает собственность.

Во Франции в конце XIX века возникает дуалистическая концепция авторского права, сущность которой состоит в признании у автора творческого произведения двух категорий прав различного назначения и природы: имущественных, или прав на коммерческую эксплуатацию произведения, и неимущественных, выражающих интересы автора как личности — создателя произведения. Последние получили название моральных прав. Дуалистическая концепция авторского права стала считаться впоследствии юристами континентальной правовой школы одной из основополагающих и получила закрепление в законодательстве большинства европейских стран. При этом применительно к имущественным правам, как правило, говорится об их исключительном характере, позволяющем защищать права, возникающие первоначально у создателя произведения, против всех и каждого, а в отношении моральных прав — об их неотъемлемости и неотчуждаемости.

А. Охрана авторским правом названия произведения

Закон 1957 года обеспечивает охрану названия, если оно «имеет оригинальный характер». Однако что может быть более относительным, чем понятие оригинальности? Можно представить себе ситуацию, когда название произведения будет признано оригинальным одним судебным органом, в то время как другой с легкостью откажется признать это качество.

В действительности судебная практика без явных ссылок на это при оценке оригинальности названия произведения учитывает заслугу его автора.

Если ориганальность названия признана, то некоторая заслуга автора в том, что он его нашел; напротив, если название произведения банально, то никакой заслуги автора нет. В этом случае следует прибегнуть к оценочному суждению, хотя это в принципе законом отвергается.

Напрашивается вопрос: будет ли жизнеспособной система защиты названия произведения авторским правом, если исключить критерий заслуги в оценке оригинальности заголовка?

В самом деле, название охраняется чаще всего как средство идентификации произведения. Однако нельзя считать нарушением авторского права использование одного и того же названия в случаях, когда заблуждение исключается. Действительно, одно и то же название произведения может быть использовано в совершенно различных ситуациях. Например, предположим, что заглавие «Отверженные» является оригинальным, тогда остается неясным даже в случае, когда не истек срок охраны, на каком основании автор мог бы препятствовать использованию того же самого названия для социологического исследования об условиях жизни пролетариата в крупных государствах-метрополиях. Использование такого названия не обязательно, чтобы озаглавить подобное произведение, но слово «отверженные» столь мало оригинально, что его охрана как такового может считаться выходом за рамки права и даже злоупотреблением им. Отсюда можно сделать вывод, что название произведения пользуется правовой защитой лишь тогда, когда эту защиту обеспечивает ему само произведение. Представим себе, что роман Виктора Гюго остался незамеченным. В таком случае писатель не мог бы пожаловаться на неправомерное использование названия его произведения. Ведь любая система преторской защиты построена на подобной логике.

В конечном счете этот вид защиты ставит судью перед альтернативой:

— либо он обязан принимать во внимание заслугу автора при оценке оригинальности названия произведения, а это противоречит закону;

— либо он обязан согласиться с тем, что название обязано своей оригинальностью произведению, которое оно обозначает, а это значит дополнять закон.

Этим и объясняется, на наш взгляд, осторожность, с которой судебная практика признает ориганальность названия и берет на себя его защиту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.072 с.)