Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения. В чём заключается функция определённых видов материи, именуемая психической деятельностью? Психика, психическая деятельность нужны животным от самых низших, вплоть до человека, для того, чтобы приспосабливаться к внешнему миру. Приспосабливаться – значит так действовать, так вести себя, чтобы сохранить своё существование, чтобы развиваться, изменять действительность согласно своим потребностям и обеспечить продолжение существования своего рода. При каких условиях психика может эту функцию управления поведением осуществлять правильно? Давайте возьмём примитивный пример: на меня едет автомобиль, а я вижу или мне кажется, что этот автомобиль едет в 10 метрах от меня. Чем это кончится? По-видимому, очень печально. Значит, для того, чтобы в данном конкретном случае сохранить своё существование, мне нужно правильно воспринимать, или, вернее, мой мозг должен правильно передавать действительное расстояние от меня до автомобиля. Иначе говоря, реальное отношение вещей в пространстве должно правильно отражаться в моём мозгу. Это элементарный случай. А теперь возьмём сложнейшую ситуацию: мы отправляем космонавта в Космос. Что нужно для того, чтобы ракета не взорвалась на старте, вышла на орбиту? Надо, чтобы наши знания, те расчёты, те законы, которыми мы руководствуемся, правильно отражали действительные законы реальности. В данном случае – законы движения ракеты, Земли и т.д. Итак, психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда психика теряет способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность к поведению, соответствующему этой действительности. Разрушение контакта между психикой и действительностью приводит к гибели или, по крайней мере, невозможности для человека жить, работать и существовать нормально. Психика может регулировать наше поведение так, чтобы сохранить наше существование, чтобы приспособиться к действительности только тогда, когда она верно отражает свойства внешнего мира. Отсюда вытекает, что функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Соответственно, психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.
Отражение – это всеобщее свойство материи. Отражением называют изменение в результате внешних воздействий; запечатление, сохранение следов внешних воздействий. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Характер отражения зависит от уровня организации материи, отчего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах (см. рис. 1). Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях. Рис. 1. Уровни основных форм отражения Физическая форма отражения характерна для неживой материи. Физиологическая – для простейших живых организмов. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости – способности живой материи отвечать на воздействие внешних и внутренних стимулов избирательной реакцией. Такое допсихическое отражение в ходе развития органического мира преобразуется в чувствительность – способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий, адекватных среде и потребностям организма. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позволяющие воспроизводить её пространственно – временные и причинные связи, придавая поведению всё более адаптивный и активный характер. Психика характерна для живых существ, обладающих нервной системой. Это самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Психическое отражение имеет ряд специфических особенностей: - Адекватность психического отражения. Психика даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой.
- Психическое отражение имеет активный характер. Активность психики проявляется: 1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов; 2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и динамичность; 3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов. - В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. - Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь. - Психическое отражение носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение результатов в деятельности и поведении человека. Высшая форма психического отражения – сознание – присуща только человеку. Внутри сознания выделяют самосознание – осознание человеком самого себя как субъекта деятельности, отделение человеком себя от окружающей действительности. В структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Психология – это наука об отражательной функции мозга, регулирующей поведение и деятельность. (Это предварительное определение). Из этого определения вытекают две стороны деятельности психики, психического. Одна сторона – отражение действительности. Это – сторона невидимая, внутренняя. Она имеет свою структуру. Любая деятельность протекает во времени. Поэтому в ней можно выделить короткие, целостные акты, занимающие небольшой отрезок времени; процессы, охватывающие длительный отрезок времени, наконец, черты, которые всегда (или очень долго) присущи этой деятельности. По этому принципу, по длительности и устойчивости во времени, мы и будем подразделять компоненты отражательной деятельности психики. Кратковременные, одномоментные акты называются психическими явлениями. Более устойчивые – психическими состояниями. Системы действий, развёртывающихся во времени, как совокупность этих состояний – психическими процессами. Наконец, такие стороны этих процессов, которые устойчивы, всегда проявляются в ходе отражательной деятельности – психическими свойствами. Вторая сторона деятельности психики – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно наблюдать, регистрировать, измерять. Она – видимая, наблюдаемая. Пользуясь тем же принципом, в ней можно выделить следующие компоненты: во – первых, элементарные акты. Далее – более крупный, законченный отрезок, который состоит из нескольких актов – операция. Ещё более крупный отрезок, совершаемый с помощью операций, – действие. Совокупность действий, совершаемых в течение более или менее длительного отрезка времени – поведение. И, наконец, сочетания различных форм поведения в ходе взаимодействия с окружающим миром – деятельность. Психология исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.
Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер.
Психология в системе наук
Психология как наука представляет собой систему связанных между собой и с другими науками отраслей. Это, прежде всего, социальная, историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусства. Неразрывная связь существует также между психологией и естественными науками, прежде всего, между психологией и физиологией, вследствие чего сформировались специальные дисциплины – психофизиология и психофизика. Решение проблем возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции способствовало формированию таких отраслей знания, как зоологическая и сравнительная психология. Кроме того, на стыке естественных наук и психологии формируется и развивается ряд направлений, к которым можно отнести общую, дифференциальную и генетическую психофизиологию. Потребность в психологических знаниях возникает при разработке проблем здоровья, что привело к формированию патопсихологии, медицинской психологии, психологии здоровья, нейропсихологии, психофармакологии, психотерапии и т. д. Важные психологические проблемы возникают на пересечении педагогики и психологии при изучении закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также при разработке новых методов обучения и воспитания. Чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации и научных знаний? Каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных этапах? Эти и другие вопросы решаются педагогической, возрастной и детской психологией и другими специальными отраслями психологии. Требуют психологических знаний и технические науки, связанные с деятельностью человека в условиях компьютеризированных и автоматических систем. На пересечении технических и психологических наук сформировались специальные дисциплины и направления – психология труда и инженерная психология, которые используют психологические знания для оптимизации деятельности специалистов, а также для проведения профориентационной, профконсультационной работы, отбора кадров и их обучения. Эти науки способствовали возникновению научно-прикладного комплекса – эргономики.
Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, которая теоретически и экспериментально разрабатывает фундаментальные психологические проблемы. Взаимосвязи системы психологических наук образуют важную предпосылку её функционирования и развития, что обеспечивает успешное решение общественных потребностей. При этом всё глубже осознаются относительность границ между разными психологическими дисциплинами и потребность в их сближении с другими фундаментальними и прикладними науками в процессе становления системы человекознания. Известный психолог Б. Г. Ананьев подчёркивал в своих трудах, посвящённых проблемам человекознания, что "исключительно важное значение имеет исследование человека как основной продуктивной силы общества, как субъекта труда и главного звена в системе "человек-машина", как субъекта познания, коммуникации и управления и как предмета воспитания". Становление системы человекознания в современных условиях связано с объективной логикой развития науки в целом и её важнейших теоретических дисциплин. В то же время практическая потребность в управлении человеческими ресурсами привела к сближению различных прикладных дисциплин, что имеет большое значение для комплексного изучения человека. Центральное место в процессе становлення системы человекознания занимает психология, которая интенсивно развивается и представляет собой разветвлённый комплекс теоретических, научно-прикладных и практических дисциплин.
Отрасли психологии Современная научная психология представляет собой весьма разнообразную систему дисциплин и отраслей. По направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразование психики целесообразно выделять три большие группы отраслей – теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию. 1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики. Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в разных отраслях психологической науки, разрабатывает фундаментальне теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки. История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, историю психологических исследований в разные епохи в различных школах и перспективы развитияпсихологии как науки.
Экспериментальная психология занимается разработкой новых методов психологического исследования для более глубокого изучения списики. Генетическая психология изучает закономерности развития психіки человека и животных в филогенезе (на протяжении биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отельного индивида). Социальная психология исследует психические явления в процес се взаимодействия людей в больших и малих социальных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношение между членами семи и т.п. Сравнительная психология исследует особенности психики животных (зоопсихология) в сравнении с психикой человека. Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические особенности психики с учётом возрастного уровня развития и механизмов формирования психики, роли задатков и спосібностей индивида. Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые лежат в основе функционирования психики. Психология личности занимается изучением психических свойств человека как целостного образования, как определённой системы психических качеств, имеющей соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризующейся индивидуальностью и взаимосвязанной с окружающей природной и социальной средой. Моделирование психики как раздел теоретической психологии использует научные данные о психике для построения математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, общения и т.п.) и психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки существующих психологических теорий при помощи компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента). 2. К научно-прикладной психологии следует отнести ряд отраслей, для которых характерны исследования и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии различают по определённым признакам. а). По виду деятельности и поведения людей: психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда, особенности формирования трудових учений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на работника с целью повышения эффективности трудовой деятельности человека; инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределение и согласование функций между человеком и машиной, использование усвоенных знаний в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составляющей эргономики – науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем "человек – машина"; психология творчества исследует закономерности творческой деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития творческой личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры; психология "искусственного интеллекта" сосредотачивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и т.д.; авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полёта, определяет психологические требования к профессии в отборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации труда лётного персонала; космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, возникающего в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей во время космического полёта. Разрабатываются рекомендации по подбору кандидатов в космонавты их подготовке, тренировке на тренажёрах, формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержке космонавтов в условиях полёта; военная психология изучает факторы эффективного поведения людей в экстремальных условиях военных действий, вопросы повышения боеспособности военнослужащих, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчинёнными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.; психология управления и менеджмента исследует процессы управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения позитивных результатов в общественной жизни; экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро- и микроэкономическом уровнях; психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышения культуры обслуживания населения и т.д.; экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоления социально-психологических последствий природных та техногенных катастроф; психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях. б). По психологическим вопросам развития в научно-прикладной психологии можно выделить такие направления: возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Выделяются такие её разделы, как психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подросткового возраста, психология юношества, психология взрослых, геронтопсихология; педагогическая психология исследует психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит их таких разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и трудновоспитуемыми детьми; психология аномального развития, или специальная психология, разделяется на такие дисциплины, как патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства при различных формах мозговой патологии), олигофренопсихология (занимается патологическими отклонениями психического развития, которые определяются врождёнными дефектами мозга), сурдопсихология (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихология (помогает развиваться детям со слабым зрением или незрячим). в). По отношению к нормальной или больной психике выделяются такие дисциплины: психология здоровья – наука о психологических основах здорового способа жизни, сохранении и улучшении здоровья человека; медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и особенности больного. Эта отрасль разделяется на такие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии медикаментов на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует способы психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (изучает предупреждение психических заболеваний), психогигиена (наука о системе способов поддержания и обеспечения психического здоровья личности на надлежащем уровне). г). По отношению к праву выделяются: юридическая психология, которая связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими методами и разделяется на такие подразделы: судовая психология как наука о психологических особенностях поведения субъектов уголовного процесса; криминальна психология, предметом которой являются психологические особенности правонарушителя, мотивы нарушения права и т. д.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, которая занимается научными и прикладными вопросами психики заключённого, методами исправления и перевоспитания его личности. 3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии – создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни – от семейных отношений до управления государством, оказать действенную помощь в развитии и защите его психического здоровья. Основными функциями практической психологи являются анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активное социальное и психологическое влияние, консультативно-методическая, просветительская, профилактическая, реабилитационная, консультационная и психогигиеническая функции. В структуре практической психологии выделяются такие направления: психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодоё семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны; психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одарёнными детьми, профессиональную подготовку молодёжи, работая с детьми, школьниками, учениками ПТУ, студентами, учителями та преподавателями; психологическая служба системы охраны здоровья занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и снятием угрозы суицида и т. д.; практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирование последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышения эффективности средств массовой коммуникации и т. п.; практическая юридическая психология занимается психологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключёнными, правонарушителями, потерпевшими; практична психология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на неё разных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения договоров, маркетинга, рекламы, оказывая консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов; практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профориентации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам; социально-психологическая служба армии ведёт роботу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовке военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны и Службы безопасности; практическая психология спорта разрабатывает меры и осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований. Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Так, теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые выступают фундаментом научно-прикладной та практической психологии. Факты, раскрывающиеся в научно-прикладной и практической психологии, обобщаются методами теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки. А это создаёт условия для более глубокого познания психики и оказания более эффективной помощи в развитии личности и в её творческой деятельности. Познавательные методы. Психологическое исследование состоит из нескольких этапов: 1. Подготовительный. Изучается состояние исследуемой проблемы, определяются цель и задачи исследования, формулируется гипотеза – предположение об ожидаемом результате исследования, проводятся предварительные исследования, подбор и апробация методов и методик. 2. Сбор фактических данных. Собираются и фиксируются данные, обеспечивающие достоверность выводов. На этом этапе используются эмпирические методы (эмпиризм – направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту) – эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа и т. д. Экспериментальные данные фиксируются. 3. Количественная обработка данных – количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных. 4. Интерпретация данных и формулирование выводов, установление их соответствия гипотезе, постановка новых вопросов и проблем. В соответствии с этапами исследования различают четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы. Организационные методы включают: - сравнительный метод, при котором сопоставляются группы испытуемых, отличающиеся по возрасту, виду деятельности и т.д.; - лонгитюдный метод – многоразовое обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени; - комплексный метод, при котором объект изучается разными способами и представителями различных наук, что даёт возможность разносторонне изучить и охарактеризовать личность. Эмпирические методы: - наблюдение и самонаблюдение; - эксперимент (констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный); - психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос, социометрия, интервью, беседа); - анализ продуктов деятельности. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений для изучения их сущности и специфических изменений в определённых условиях. Принципиальное отличие научного наблюдения от житейского – наличие плана, программы наблюдения; систематичность; фиксация фактов и особенностей ситуации; анализ и интерпретация полученных данных – переход от описания фактов к пояснению их сути. Самонаблюдение - получение эмпирических данных при наблюдении человека за самим собой. Эксперимент – метод психологического познания, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение испытуемого, преднамеренно создаёт условия, при которых выявляются те или иные психические факты, явления, качества. В зависимости от уровня вмешательства исследователя эксперимент может быть констатирующим (когда изучаются имеющиеся психические особенности) и формирующим (когда психические особенности личности изучаются в процессе их целенаправленного развития с использованием способов обучения и воспитания). По наличию оснащения психологический эксперимент может быть лабораторным (действия испытуемого строго регламентируются инструкцией, используется специальная аппаратура для фиксации получаемых данных) и естественным (проводится в естественных условиях при замаскированном включении исследователя или его ассистента в общую с испытуемым деятельность). Тестирование – измерение и оценка психологических характеристик с помощью специальных методик – тестов. Психологический тест (от англ. test – проверка, проба) – это стандартизированная система вопросов и заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека. При помощи тестов психологи имеют возможность выявлять способности, умения, черты характера и другие таблица 1 тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.065 с.) |