Положение «О порядке присуждения ученых степеней» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение «О порядке присуждения ученых степеней»



I. Общие принципы

1. Настоящее Положение устанавливает требования к квалификации соискателей ученых степеней и критерии, которым должны отвечать диссертации - научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени, а также порядок присуждения ученой степени.

2. Ученая степень доктора наук присуждается советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационный совет) по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

3. Диссертационные советы несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых решений и призваны обеспечивать высокий уровень требований при определении соответствия диссертаций критериям, установленным настоящим Положением.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации выдает диплом доктора наук на основании решения диссертационного совета о присуждении ученой степени и положительного заключения Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Комиссия).

Министерство образования и науки Российской Федерации выдает диплом кандидата наук на основании решения диссертационного совета.

Формы дипломов доктора наук и кандидата наук государственного образца, а также порядок их выдачи утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

5. Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены, перечень которых утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

К защите диссертаций по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам - лица, имеющие высшее ветеринарное образование, по юридическим наукам - лица, имеющие высшее юридическое образование.

Программы кандидатских экзаменов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

6. Особенности порядка присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.

_________________

Образование и наука являются двумя взаимосвязанными сферами общественной деятельности и взаимосвязанными областями государственного управления.

Правовой основой управления в области образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: 1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "специалист", а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "бакалавр" и "магистр"*(204).

Предметом государственного управления в Российской Федерации является научная (научно-исследовательская) деятельность, т.е. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает в себя следующие виды деятельности:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

К предмету государственного управления относится научно-техническая деятельность, т.е. деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Правовой основой научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"*(205), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области науки.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты научной организации и работники сферы научного обслуживания; научные организации, а также академии наук, имеющие государственный статус.

Научным работником (исследователем) как субъектом научной и научно-технической деятельности является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации*(206). Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - Министерство образования и науки Российской Федерации.

Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного или научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной или научно-технической деятельности в научной организации.

Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях. Общественные академии наук участвуют в координации научной и научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.

Научной организацией как субъектом научной и (или) научно-технической деятельности признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность.

Субъектом научной и научно-технической деятельности являются академии наук, имеющие государственный статус, к которым относятся Российская академия наук (РАН), отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств).

Эти академии являются некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных академий. Они имеют право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей*(207).

Государственное управление в области образования и науки осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. При этом не должна неправомерно ограничиваться свобода педагогической и научной деятельности.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III "Управление системой образования" Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

В соответствии с этим Законом к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы:

- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

- правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

- разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

- формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

- согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

- установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

- установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере.

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений; социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также осуществляют регулирование других вопросов в области образования.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы в области образования, не относящиеся к компетенции Российской Федерации в области образования. К ним относятся: установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учреждений; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области науки и научно-технической деятельности определены Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

- утверждают уставы федеральных государственных научных организаций;

- осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного федеральным государственным научным организациям имущества;

- осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных

организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций, исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

79. Культурная деятельность - это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Правовой основой культурной деятельности в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области культуры.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к культурной деятельности в Российской Федерации относятся следующие виды деятельности: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации о культуре предусматривается разграничение компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области культуры относятся:

- реализация федеральной культурной политики, исполнение федерального законодательства в области культуры и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

- формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

- реализация внешней политики в области культурного сотрудничества;

- регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

- реализация государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

- создание Единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

- официальный статистический учет в области культуры;

- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

- охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

- охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

- создание и поддержка государственных музеев, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации;

- организация и поддержка учреждений культуры и искусства, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации;

- поддержка народных художественных промыслов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации;

- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

- организация библиотечного обслуживания населения;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

- охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Распределение полномочий в области культуры между городским округом, муниципальным районом и поселением определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.045 с.)