Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика Конституции Китайской народной республики.
Краткая история конституций КНР. На подготовку проекта новой (по официальной терминологии - "исправленной") Конституции потребовалось более двух лет. В отличие от двух предыдущих китайских конституций, которые разрабатывались и принимались наспех, проект действующего Основного закона Китая не только в течение достаточно продолжительного времени прописывался и прорабатывался в упомянутой специальной комиссии и различных органах власти, но и был вынесен на всенародное обсуждение. Формально такое обсуждение продолжалось с конца апреля по ноябрь 1982 г. При подготовке окончательного текста Основного закона в первоначальный проект было внесено около ста поправок. Большинство этих по правок имело юридико-технический характер, и благодаря им удалось усовершенствовать текст данного документа. Вместе с тем некоторые поправки содержательно корректировали конституционные положения. Так, появились статьи о развитии науки, медико-санитарного дела, в ст. 24 был включен большой абзац о социалистической духовной культуре, были уточнены принципы функционирования государственного аппарата, ст. 32 была дополнена положениями об охране прав и законных интересов иностранцев и т. д. Конституция была утверждена Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря того же года и опубликована в китайской печати на следующий день.
Отличительные черты Конституции. Конституция 1982 г. унаследовала ряд принципов Основного закона 1954 г., порвав с идейными установками и практикой периода "культурной революции" (о ней в Конституции вообще не упоминается). Особенно близкими к Конституции 1954 г. по сравнению с конституциями 70-х гг. являются нынешние конституционные положения, регулирующие структуру и функционирование государственного механизма, права, свободы и обязанности граждан и некоторые общие постановления. Одной из отличительных особенностей действующей Конституции КНР является весьма обширная Преамбула (которая в Конституции официально именуется Введением). В ней кратко характеризуются итоги развития Китая с первой половины XIX в., указываются программные цели и основные принципы внешней и внутренней политики Китайской Народной Республики. В частности, говорится, что коренная задача государства состоит в том, чтобы "общими силами осуществить социалистическую модернизацию". Кроме Преамбулы, Конституция содержит 138 статей, сгруппированных в четыре главы: "Общие положения", "Основные права и обязанности граждан", "Государственная структура" и "Государственный флаг, государственный герб, столица". Статья 1 характеризует Китайскую Народную Республику как "социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян". В Конституции нигде прямо не закрепляется руководящая роль Коммунистической партии. В Преамбуле эта роль несколько раз упоминается, но главным образом как одно из важнейших условий, обеспечивших победу новодемократической революции и достижения в области социалистического строительства. Правда, указывается, что "народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая... будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию..." Таким образом, в Преамбуле просто констатируется факт, что народы Китая действуют под руководством Компартии, т. е. речь идет о сложившемся порядке вещей. Однако в Конституции КНР 1982 г. нет нормативных предписаний о руководящей роли Компартии как о должном. Правда, ч. 2 ст. 24 гласит: "Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии". Можно сказать, что данная статья Основного закона Китая косвенно закрепляет ведущую роль Компартии в определении государственной политики в сфере духовной культуры и воспитания, поскольку именно Компартия считается носителем ряда из упомянутых в процитированной статье ценностей и идеологических основ.
Необходимо иметь в виду, что на деле роль Коммунистической партии в осуществлении власти в Китае очень высока. Все решения, имеющие жизненно важное значение для общества и государства, получают вначале одобрение в высших органах Компартии, а уже потом передаются в соответствующие государственные органы, которые на основе таких решений принимают акты и осуществляют необходимые действия для претворения их в жизнь. Последовательность проведения в жизнь решений Коммунистической партии Китая (КПК) обеспечивается и контролируется через членов этой партии, входящих в государственные органы и общественные организации. Ключевые должности в государственных органах и большинстве общественных организаций занимают члены КПК, хотя никакого формального законодательно закрепленного критерия партийности для занятия таких должностей не существует. О политических партиях в Конституции вообще говорится мало. Кроме упомянутых положений преамбулы, партии в основном тексте Конституции упоминаются только один раз - в ст. 5, где говорится об обязанности всех соблюдать Конституцию. При этом в ч. 4 данной статьи указывается, что "никакие организации или отдельные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов". В Конституции 1982 г. по сравнению с китайскими конституциями 70-х гг. значительно расширена глава, посвященная правовому статусу граждан. В действующей Конституции данная глава содержит 23 статьи, в то время как в Конституции 1975 г. правовое положение граждан регулировалось всего четырьмя статьями, а в Конституции 1978 г. - шестнадцатью. Кроме того, глава о правах и обязанностях граждан помещена в нынешнем Основном законе сразу же после главы об общих положениях (подробнее о статусе граждан см. ниже). Конституция 1982 г. восстановила основные автономные права национальных районов, ранее провозглашенные Конституцией 1954 г., включая право на издание положений об автономии и иных законодательных актов, действующих на местном уровне и учитывающих национальную специфику, право на создание местных вооруженных формирований общественной безопасности, особые финансовые права. В Конституции 1982 г. впервые в китайской истории установлено, что "председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию" (ст. 114).
Основной закон довольно подробно регулирует функционирование государственного механизма. Можно отметить несколько особенностей, не свойственных предшествующим Основным законам КНР. В частности, в системе центральных государственных органов восстановлен пост Председателя КНР (ранее он был предусмотрен Конституцией 1954 г.). Действующая Конституция устанавливает принцип несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей. Для лиц, занимающих высшие государственные должности, введены сроки, ограничивающие их пребывание на соответствующем посту: не более двух созывов Всекитайского собрания народных представителей, т. е. не более 10 лет. В составе правительств различных уровней управления предусмотрено создание системы ревизионных органов для усиления контроля за эффективностью и вообще за финансовой деятельностью. Основой социалистической экономической системы современного Китая Конституция 1982 г. называет социалистическую общественную собственность на средства производства в двух формах - общенародной и коллективной собственности трудящихся. Социалистическая общенародная собственность согласно Конституции является основой государственного сектора экономики. Что касается коллективной собственности трудящихся, то в социалистический сектор экономики, основанный на этой собственности, по Конституции включаются не только народные коммуны (они практически все распались ещё в 80-е гг.), но и другие формы коллективного хозяйства в деревне (производственная, снабженческо-сбытовая, кредитная, потребительская кооперация), а также различные формы кооперативного хозяйства в городах и поселках. Индивидуальные хозяйства городских и сельских тружеников Конституция рассматривает как дополнение к социалистическому общественному хозяйству. Вместе с тем по сути такие индивидуальные хозяйства составляют самостоятельный уклад экономики. Конституция предписывает государству посредством административного управления направлять, поддерживать и контролировать индивидуальные хозяйства и при этом охранять их права и законные интересы. В то же время конституционными поправками 2004 г. закреплены положения о частной собственности. Действующая Конституция разрешает иностранным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в экономику Китая, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими хозяйственными организациями.
Таким образом, Конституция Китайской Народной Республики предусматривает существование в современном Китае многоукладной экономики. Конституционные положения реализуются на практике, в результате чего многоукладность стала реальностью китайского народного хозяйства. С 1978 по 1995 г. в производстве валовой промышленной продукции доля предприятий общенародной собственности снизилась с 77,6% до 30,9%, удельный вес продукции предприятий коллективной собственности возрос с 22,4% до 42,8%, а доля индивидуальных, частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала в общей сложности выросла до 26,3%. Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, в приведенном примере речь идет о промышленном производстве, а в сельском хозяйстве индивидуальные и коллективные хозяйства играют гораздо более существенную роль. Во-вторых, взят период до возвращения Китаю Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао), где доля частнокапиталистических предприятий в промышленном производстве намного выше. Итак, данный пример демонстрирует действенность положений Конституции об основах экономического строя. Процедура изменения Конституции. За время действия Конституции 1982 г. поправки в нее вносились довольно редко, но при этом, как правило, изменения и дополнения вносятся в Конституцию блоками, поэтому в настоящее время их имеется уже порядка двадцати. Многие конституционные поправки касаются регулирования экономики. Так, первые две поправки были внесены в 1988 г. Одна из них дополняла Основной закон понятием частного хозяйства (наряду с государственным, коллективным и индивидуальным). Вторая предусмотрела возможность передачи права пользования землей (что раньше было запрещено, согласно ст. 10 Конституции). В 1993 г. было одобрено девять изменений и дополнений Конституции. И опять без внимания не остались вопросы регулирования экономики. В частности, изменился порядок управления государственными предприятиями: их самостоятельность существенно расширилась, что было связано с углублением рыночных преобразований. Кроме того, в Конституцию были включены положения, направленные на переход от плановости к государственному регулированию путем принятия законодательных актов и установления юридических гарантий. Поправки фиксировали продолжение рыночных реформ, в том числе семейного подряда на селе, расширения внешних связей. В политической сфере Преамбула была дополнена положением, согласно которому "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК будет долгое время существовать и развиваться". Был также увеличен срок полномочий уездных народных представителей с трех лет до пяти. В 1999 г. было внесено шесть поправок. Одна из них дополнила Преамбулу упоминанием теории Дэн Сяопина, а также указанием на развитие социалистической рыночной экономики. В поправках в некоторые статьи Конституции также оговаривалось, что доминирование обеспечивается общественной собственности, но при этом создаются гарантии для других форм собственности, и необщественный сектор, включающий индивидуальные и частные хозяйства, является весьма важной частью экономики страны. Дополнительные гарантии получил и семейный подряд на селе. В ст. 5 Конституции появилось упоминание о строительстве в Китае социалистического правового государства. А еще одна поправка заменяла в ст. 28 слова "контрреволюционная деятельность" на "преступления против государственной безопасности". Последние по времени поправки были внесены в Конституцию КНР в 2004 г., и некоторые из них нацелены на дальнейшее развитие рыночных отношений.
Обеспечение верховенства Конституции. Часть 2 ст. 5 Конституции КНР указывает, что "никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции". Правом толкования Конституции и контроля за ее исполнением обладает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Правда, и само Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) имеет право контроля за исполнением Конституции. Очевидно, предполагается, что ВСНП в своих контрольных полномочиях должно опираться на толкование Конституции, данное его Постоянным комитетом. Полномочия Постоянного комитета ВСНП по контролю за конституционностью актов расшифрованы: он вправе отменять административно-правовые акты, постановления и распоряжения Государственного Совета, противоречащие Конституции и законам, а также отменять установления и решения местного характера органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие Конституции, законам и административно-правовым актам. Ничего не сказано о последствиях обнаружения неконституционности законов, однако Постоянный комитет обладает собственной законодательной компетенцией, т. е. он сам может принимать и изменять законы. Но по ряду вопросов право законодательствовать закреплено исключительно за ВСНП, и, следовательно, принимать такие законы или вносить в них поправки может только Собрание, хотя, возможно, и по инициативе, исходящей от Постоянного комитета. Вместе с тем именно Постоянный комитет вправе толковать законы (ВСНП таким полномочием не обладает). Значит, он может также путем соответствующего толкования Конституции и законов снять, насколько это возможно, какие-то противоречия между Основным законом и текущими законами, принятыми как ВСНП, так и Постоянным комитетом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.011 с.) |