Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мбоо нош №16 Г. Ейска мо Ейский район
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЙСКИЙ РАЙОН
| УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
МБОО НОШ №16 г.Ейска
МО Ейский район
протокол № 1 от 27.08.2014г.
Директор _________И.М.Лойленко
|
Основная образовательная
программа начального общего образования (1-4 классы)
муниципальной бюджетной общеобразовательной организации
начальная общеобразовательная школа №16 г.Ейска
муниципального образования Ейский район
| Рекомендована к утверждению управляющим советом МБОО НОШ № 16 г.Ейска МО Ейский район протокол № 1 от 27.08.2014г.
председатель управляющего совета ____________ Бондарева С.И.
|
2014 ГОД
Содержание
основной образовательной программы начального общего образования
МБОО НОШ №16 г. Ейска МО Ейский район
I.Целевой раздел
1.Пояснительная записка……………………………………………………….…… 3 – 12
| 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………. 12 - 43
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………….…… 43- 52
II.Содержательный раздел
1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………..………..53 - 76
2.Программы отдельных учебных курсов (приложение №1) и курсов внеурочной деятельности (приложение №2)…………………………………………………….…. 76 - 77
3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………..… 77 - 97
4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни……………………………………………………………..……………...… 97 - 109
5.Программа коррекционной работы………………………………….………………...110 - 118
III.Организационный раздел.
1.Учебный план начального общего образования………………………..……….……118 - 120
2.План внеурочной деятельности…………………………………………………..……121
3.Система условий реализации основной образовательной программы
в соответствии с требованиями Стандарта ………………………………………..……122 - 130
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
- Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Образовательная программа) муниципальной бюджетной общеобразовательной организации начальная общеобразовательная школа № 16 города Ейска муниципального образования Ейский район (далее МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район) разработана коллективом педагогов, родителей МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010)
1.2. Информационная справка
Тип школы. Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска муниципального образования Ейский район
Юридический адрес: 353680,г.Ейск, Краснодарский край, ул.Коммунистическая, д. 83/3
Телефон:7-32-93E-mail: nsh-16@mail.ru
Действующие лицензии на образовательную деятельность:
Лицензия на право ведения образовательной деятельности РО № 008394 от 21.10.2010года, выдано Департаментом образования и науки Краснодарского края
Сведения об аккредитации:Свидетельство о государственной аккредитации № 02411 от 29.12.2012, выдано Министерством образования и науки Краснодарского края.
Директор МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский районЛойленко Ирина Михайловна
Количество обучающихся в начальной школе – 129 человек; 5 классов комплектов.
Разработчики программы: педагогический коллектив МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район, представители органов государственно-общественного управления, родительской общественности;
Исполнители Программы:педагогический и ученический коллективы МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район, администрация, родительская общественность.
Срок реализации Программы-4 года.
Режим работы МБОО НОШ №16 г.Ейска МО Ейский район: вОУ организован учебный процесс в 2 смены. Продолжительность занятий в 1 смене: с 8.30-12.50, во 2 смене с 13.10- 17.30
Характеристика кадрового состава педагогов начальной школы: специфика кадров МБОО НОШ №16 г.Ейска МО Ейский район определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли курсы повышения квалификации и владеют современными образовательными технологиями.
По образовательному уровню в школе 1 ступени – высшее образование имеют 10 человек.
По стажу работы:
до 5 лет-1 чел.
10-20 лет – 2 чел.
свыше 20 лет – 7 чел
По возрастным группам:
до 25 лет- 0 человек
25-35 лет – 2 человека
35-40 лет – 0 человек
40-55 лет – 8 человека
По квалификационным категориям:
имеют высшую квалификационную категорию - 5человека
имеют первую квалификационную категорию - 1 человека
имеют вторую квалификационную категорию - 1 человек
Отраслевые награды имеют:
1.Кармазова Любовь Витальевна - грамота Министерства образования Российской Федерации
2. Яковенко Татьяна Борисовна - грамота Министерства образования Российской Федерации
3.Затона Наталья Юрьевна - Почетный работник Российской Федерации
Победители и призёры профессиональных конкурсов
2010 год – учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов на уроках математики и во внеурочной деятельности» на краевом уровне
2010 год – учитель начальных классов Кармазова Любовь Витальевна - победитель муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Портфолио учителя начальных классов 21 века»
2010 год - учителя начальных классов Итким Татьяна Викторовна, Задорожная Ирина Андреевна - призёры муниципального этапа V Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
2010 год - учителя начальных классов Затона Наталья Юрьевна, Яковенко Татьяна Борисовна - призёры муниципального этапа краевого конкурса на лучший сценарий праздника «Первый школьный звонок»
2011 год - учитель начальных классов Кармазова Любовь Витальевна - победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучший сценарий праздника «Последний звонок»
2011 год – учитель начальных классов Итким Татьяна Викторовна - призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
2012 год - учитель начальных классов Гурская Татьяна Геннадьевна – победитель муниципального этапа краевого конкурса программ внеурочной деятельности
2012 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна - призёры муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2012-2013 учебном году
2012 год- учитель начальных классов Яковенко Татьяна Борисовна-победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую разработку Единого Всекубанского классного часа «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую разработку Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-призёр муниципального конкурса на лучшую разработку урока по русскому языку
2013 год - учитель начальных классов Затона Наталья Юрьевна – призёр муниципального конкурса на лучший сценарий праздника «Последний звонок»
2013 год- Шевелёва Людмила Валерьевна, педагог-психолог – призёр муниципального этапа краевого конкурса на лучшую творческую работу по духовно-нравственному воспитанию «Семь + Я» в номинации «Публикация 100 вопросов о воспитании»
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-призёр муниципального этапа краевого конкурса на лучшую разработку Единого Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани»
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна - призёр муниципального этапа VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2013-2014 учебном году
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-победитель муниципального этапа краевого XII Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-победитель Всероссийской дистанционной психолого-педагогической олимпиады для учителей проекта ИнфоУрок
2013 год- учитель начальных классов Задорожная Ирина Андреевна-победитель Общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся «Лучшее из опыта работы»
2013 год- учитель музыки Гурская Татьяна Геннадьевна – победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Я-учитель» (номинация «Презентация»)
2014 год – учитель ОПК и ОРКСЭ Итким Татьяна Викторовна – победитель муниципального этапа «Учитель года - 2014» и лауреат краевого конкурса в номинации «Учитель года по ОПК».
Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы). Кроме того классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
Традиции ОУ: общешкольные линейки памяти, прощания с начальной школой, проведение предметных недель, интеллектуальных КВНов, творческих конкурсов, библиотечных часов, чествование ветеранов, встречи выпускников, спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», «А ну-ка, мальчики!», походы выходного дня, выездные краеведческие экскурсии, социальные акции, озеленение школьной территории.
Общая характеристика Образовательной программы:
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Образовательная программа МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОО НОШ №16г. Ейска МО Ейский район и основана на следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
-Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г.№ 15785;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) (далее – Примерная программа);
- приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373.
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
• обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
При разработке Образовательной программы учтены:
•возможности образовательной среды МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район;
•уровень готовности учителей к реализации новых требований в рамках работы по Образовательной программе МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район;
•возможности материально-технического обеспечения образовательного процесса;
•социокультурные особенности и потребности региона;
Образовательная программа, предусматривает:
– достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему внеурочной деятельности (клубов, секций, студий и кружков), организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, психологическое сопровождение детей;
– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Актуальностьпредлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:
· учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
· общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.
Целью реализации образовательной программыМБОО НОШ №16 г. Ейска МО Ейский район является:
• создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
• достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам при использовании УМК «Перспектива»
Задачами реализации образовательной программыМБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район являются:
Достижение личностных результатов учащихся:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению и познанию;
• осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
• освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями
Достижение предметных результатов:
· освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОО НОШ №16 г.Ейска МО Ейский район лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентация на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Всоответствии с ФГОС Образовательная программа МБОО НОШ №16 г.ЕйскаМО Ейский район содержит следующие разделы:
• пояснительная записка;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программа коррекционной работы;
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учётом содержанияучебно-методического комплекса (далее-УМК), используемых на начальной ступени образования (УМК «Перспектива»). Комплекс реализует ФГОС и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.)
УМК «Перспектива» построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться, организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожеланий родителей и интересов учащихся в МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район организована внеурочная деятельность по следующим направлениям развития личности:
· спортивно-оздоровительное,
· духовно-нравственное,
· социальное,
· общеинтеллектуальное,
· общекультурное.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.
Использование таких форм организации внеурочной деятельности как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Способы организации ВУД:
1.Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, походы и т.д. в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
2.Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по девяти направлениям, заявленным в Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Формы внеурочной работы с детьми:
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки, походы выходного дня.
- Социальные акции.
- Социальные проекты.
- Разнообразные проекты.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Организация спортивных соревнований, праздников.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Декоративно-прикладное творчество и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Концертная деятельность.
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.
В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся:
Изучать и осваивать:
· символы российской государственности и символы родного края;
· общенациональные, муниципальные и школьные праздники;
· историю, культурные традиции;
· пословицы и поговорки о нравственности и др.;
· портреты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов большой и малой Родины, национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны и Кубани)
· основы безопасности жизнедеятельности;
Узнавать:
· достижения учащихся и педагогов школы;
· выпускников школы, которыми она гордится;
· индивидуально-личностные особенности;
· связи школы с социальными партнерами.
Ощущатьгордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны (доска почёта «Наши успехи»)
Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);
Демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие актового зала для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления в лагере дневного пребывания.
В предлагаемой программе используются следующие сокращения: ООПНОО–основная образовательная программа начального общего образования, НОО- начальное общее образование; МБОО НОШ - муниципальное бюджетное образовательная организация начальная общеобразовательная школа, ФГОС- федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс, УУД- универсальные учебные действия.
Программа адресована педагогическому коллективу МБОО НОШ №16 г. Ейска МО Ейский район, учащимся и их родителям.
| 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам программы учебного предмета. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы учебного предмета в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках « Выпускник научится » к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся.Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках«Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. С 2004 года методический совет МБОО НОШ №16г.Ейска МО Ейский район занимается внедрением в практику работы учителей следующих технологий: здоровьесберегающей, технологии игрового обучения, личностно-ориентированного подхода в обучении школьников, информационно-коммуникативной технологии, что позволяет усилить здоровьесберегающие аспекты предметного обучения, предупредить неуспеваемость, развить исследовательские навыки у учащихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
• междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»;
• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Кубановедение».
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Чтение.
Русский язык
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• овладеет письмом от руки и клавиатурным письмом, сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
|