Антикризисное управление в России в XIX и начале XX столетий. Становление и развитие антикризисного управления в современной российской экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисное управление в России в XIX и начале XX столетий. Становление и развитие антикризисного управления в современной российской экономике.



Мировой опыт показывает, что риски, кризисы и нестабильные ситуации могут возникать на различных уровнях хозяйствования и приводить к негативным социально-экономическим последствиям. В связи с этим во всех развитых странах большое внимание уделяется подготовки специалистов особого рода – антикризисных управляющих, спрос на которые постоянно растет спрос, как за рубежом, так и в нашей стране.

Антикризисное управление (crisis management ) является сравнительно новым видом деятельности. В России с 1998 ведется подготовка квалифицированных кадров по специальности «Антикризисное управление». Московский государственный университет экономики, статистики и информатики является первым российским ВУЗом, который с конца 90-х г.г. ХХ века успешно развивает это направление. В настоящее время эта специальность открыта в 112 российских вузах. На эту специальность традиционно существует большой конкурс во всех регионах страны.

По мере развития рыночной экономики менялось представление о сущности антикризисного управления. В настоящее время под ним понимается комплекс мероприятий по оценке вероятности и последствий потенциальных кризисов, разработке стратегии антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их социально-экономических последствий и недопущению кризисов в перспективе. При этом все большее внимание уделяется предупредительным мерам, диагностике кризисных и рисковых ситуаций, которые оказывают эффективное воздействие на развитие организаций в современной экономике.

К основным проблемам антикризисного управления относятся:

  1. Проблемы цикличности кризисов:

· распознавание признаков кризиса, его характера, структуры, причин и возможных последствий;

· предупреждение кризиса;

· жизнедеятельность в условиях кризиса;

· ликвидация кризиса и выход из него;

· устранение негативных социально-экономических последствий.

  1. Проблемы, связанные со сферами управления и со сферами деятельности:

· методологические;

· финансово-экономические;

· правовые;

· организационные;

· социально-психологические.

3. Проблемы регулирования процессов антикризисного управления:

· поиск информации;

· прогнозирование кризисных и рисковых ситуаций;

· разработка антикризисных стратегий;

· диагностика рисковых и кризисных ситуаций;

· разработка стратегий инновационного развития.

4. Проблемы социально-экономического характера:

· конфликтологические;

· маркетинговые стратегии в нестабильных условиях;

· управление персоналом в кризисной ситуации;

· инвестиционная политика;

· антикризисный PR.

Специалист в области антикризисного управления должен обладать следующими профессиональными способностями:

· управлять мероприятиями по минимизации рисков, профилактике и предотвращению кризисов, смягчению их социально-экономических последствий, выводу из кризиса предприятий и организаций на различных стадиях жизненного цикла;

· выявлять эффективные формы и виды бизнеса на инновационной, рисковой основе; прогнозировать предпринимательскую деятельность и обеспечивать конкурентные преимущества в условиях рыночной неустойчивости;

· диагностировать экономическое и финансовое состояние организаций с целью определения признаков несостоятельности, разрабатывать программы финансового оздоровления и развития, реструктуризации;

· применять процедуры банкротства, содействовать деятельности арбитражных управляющих при их проведении.

Реализация этих компетенций требует от выпускника разносторонних знаний, умений и навыков в области экономики, менеджмента, юриспруденции, оценки бизнеса, налогообложения, правовых основ проведения процедур банкротства.

Специалисты в области антикризисного управления способны работать как в организациях, признанных банкротами, находящихся в условиях нестабильной ситуации, так и в структурах, работающих эффективно. Антикризисный управляющий способен решать широкий круг задач в организационно-управленческой, предпринимательской, аналитической, консультационной, нормативно-методической, научно-исследовательской и в иных областях антикризисного управления.

Управление денежными потоками в условиях кризисной и неустойчивой ситуации. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в период финансового оздоровления организации. Реструктуризация задолженности.

Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. В связи с этим можно выделить следующие главные направления управления финансовыми потоками.

1. Обеспечение достаточности денежных средств.

Существуют различные методы определения суммы средств, поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод.

Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).

Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.

Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.

Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.

Дпл = (ОПпл: ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср,

где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.;
ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Апол – авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.;
Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.

2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия.

Динамика потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.

Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.

Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.

3. Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия.

Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры:
– отсрочки и рассрочки платежей;
– зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
– переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств;
– перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
– погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника;
– списание задолженности;
– погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)