Посмотри фз о гражданстве Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посмотри фз о гражданстве Российской Федерации



http://www.consultant.ru/popular/civic/

 

+ это можно посмотреть

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

 

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.

Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. В соответствии с российским законодательством под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [52]. По своему правовому положению, в том числе и в сфере государственного управления, гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать административно-правовые статусы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ). Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.

Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ).

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Административно-правовой статус граждан является комплексным образованием, имеющим несколько относительно обособленных групп прав, и обязанностей граждан в сфере государственного управления:

  • общих для всех лиц, находящихся на территории РФ (право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);
  • зависящих от принадлежности лица к гражданству РФ (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, пикетирование, обязанность нести военную службу и т.д.);
  • связанных с возможностью занятия каким-либо видом социально-полезной деятельности (например, правовые статусы государственных служащих, военнослужащих, учащихся и т.д.);
  • возникающих для удовлетворения личных потребностей (приобретение права управления транспортными средствами, права охоты и т.д.);
  • зависящих от личностно-психологических качеств гражданина (пола, возраста, состояния здоровья, семейного положения и т.д.), а также иных обстоятельств (например, от места проживания – в закрытом административно-территориальном образовании и т.д.).

Административно-правовой статус гражданина необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическими, политическими, организационными и юридическими гарантиями его реализации. При этом юридические гарантии реализации административно-правового статуса являются частью его содержания. Например, граждане имеют право обжаловать как в административном, так и в судебном порядке действия и решения органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, нарушивших своими действиями (решениями) права и свободы граждан. Будучи правом гражданина, возможность обжалования является одной из важнейших юридических гарантий соблюдения прав граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения, участниками которых являются граждане, могут складываться в связи с реализацией ими своих прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления; нарушениями ими установленных правил поведения, влекущими предусмотренную нормами административного права ответственность; нарушениями органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан.

Граждане РФ имеют право на участие в государственном управлении, равный доступ к государственной службе, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, судебное и административное обжалование действий органов управления, должностных лиц и государственных служащих, образование, охрану здоровья и ряд других.

В то же время граждане России обязаны соблюдать законность и дисциплину в управлении, соблюдать специальные запреты (например, на занятие определенными видами деятельности), получать разрешения от органа управления на совершение определенных действий (например, на приобретение огнестрельного оружия).

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (с поел, изм.) право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в соответствии с законом РФ о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, – до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы [73].

При определенном стечении обстоятельств гражданин РФ в соответствии с законодательством может приобрести правовой статус вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Основы правового положения вынужденных переселенцев закреплены в Федеральном законе от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» [38], а также в иных нормативных правовых актах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.012 с.)