Финансовая микросреда предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая микросреда предпринимательства



 

Финансовая среда предпринимательства представляет совокуп­ность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предпри­ятия и влияющих на возможности финансового менеджмента разме­щать денежные средства и получать доходы.

Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосред­ственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посред­ники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда представлена более широким окружением, оказыва­ющим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природ­ный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Охарактеризуем субъектов, составляющих микросреду предпри­нимательства.

Поставщиками являются юридические и физические лица, обес­печивающие предприятие и его конкурентов производственными за­пасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных про­изводственных запасов, их неритмичность, любые негативные собы­тия на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.

Посредниками являются организации, помогающие предприя­тию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получа­емых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организа­ции товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.

Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают удоб­ные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения созда­ется дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в ме­стах нахождения самих покупателей. Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос на нее осо­бенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и про­дажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в про­даже товара с одновременной передачей права пользования им.

Вместе с тем выбор и организация работы с торговыми посредни­ками являются для финансового менеджера отнюдь непростой зада­чей. Посреднические организации в настоящее время обладают доста­точной мощью и в состоянии диктовать свои условия производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции. Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель — торго­вый посредник первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения.

Посредники по организации товародвижения помогают произво­дителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест на­значения. К ним относятся складские и транспортные организации.

Складские организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортные органи­зации перемещают запасы готовой продукции в места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продук­ции, а также учет таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки.

Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, реклам­ные агентства. Основное назначение таких посредников — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и боль­шим извлечением дохода. Пользование их услугами является для про­изводителя менее распространенным явлением.

К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобре­тению производственных запасов и сбыту собственной готовой продук­ции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связан­ного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финан­совом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.

Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государ­ственных учреждений и международного рынка.

Покупатели потребительского рынка — физические лица, при­обретающие товары или услуги в целях личного потребления;

Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

Покупатели рынка промежуточных продавцов — физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последу­ющей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере об­ращения.

Покупатели — государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для исполь­зования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворитель­ности.

Покупатели международного рынка находятся за пределами стра­ны производства товаров, или услуг.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-ро­довые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты.

Желания-конкуренты — это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка авто­машины или мотоцикла и т.д.

Товарно-родовые конкуренты — это основные способы удовле­творения желания выбранной ранее покупки, например определен­ного типа мотоцикла.

Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупате­ля, например разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты — это товары разных производителей, спо­собные удовлетворить окончательно определившееся желание поку­пателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами.

Понимание того, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру выявление возможных конкурен­тов, мешающих предприятию продавать больше своей продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием.

Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может ока­зать влияние на его способность извлекать доход от реализации го­товой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благо­творными, искомыми и нежелательными.

Благотворные аудитории — это те группы* внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено счи­таться с ним, если он проявляется (например, общества потребите­лей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государствённых учреждений, гражданские группы действий, местные груп­пы, широкую публику, внутренние группы.

Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, ко­торые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акцио­неры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопро­сы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам пре­доставляются доказательства' финансовой устойчивости и у них фор­мируется благоприятный образ предприятия.

Контактные аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый ме­неджер заинтересован в создании благоприятного образа предприя­тия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворитель­ной деятельности.

При отношении к контактным аудиториям государственных учре­ждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав по­купателей, безопасности производства и готовой продукции, прав­дивых сведений в рекламе и т.д.

К контактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.

Местными контактными аудиториями являются окрестные жи­тели и их общинные организации. Из-за близости своего прожива­ния они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (хими­ческим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринима­тельским риском.

Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общи­ной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнитель­ной власти.

Широкая публика обычно не выступает по отношению к пред­приятию в качестве организованной силы, но от того, как она вос­принимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внима­тельно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благо­приятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобро­совестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения пре­тензий покупателей и т.д.

К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также доброволь­ные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служа­щие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюл­летени, чтобы своевременно информировать собственных работни­ков об актуальных проблемах производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.01 с.)